Доклад на тему Формирование и развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование и развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста.


Учитель: Богданова Р.И.

ГБОУ НОШ №611 г. С-ПБ.


Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Другими словами, от школы сегодня ждут не «нашпигованных» знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными.

Начальная школа является составной частью всей системы образования. Мы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, вла- деющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

Личность, как известно, есть результат саморазвития. Но саморазвитие не происходит само собой. Ученику предстоит проделать трудный, но увлекательный путь из страны Детства в новую и неизвестную, полную противоречий страну Взрослых. Как помочь ребёнку преодолеть это путешествие с наименьшими потерями и наибольшей пользой?

Задача педагога - формировать и развивать творческие способности учащихся, поскольку именно творческая деятельность позволяет ребёнку занять позицию активного участника процесса обучения. Даёт возможность реализовать собственные жизненные замыслы.

Работу по формированию и развитию творческого мышления стараюсь проводить на каждом уроке. Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки математики. Которые способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формирует готовность детей к дальнейшему саморазвитию. В вопросе развития творческих способностей на уроках математики особую роль играют задания повышенной трудности, требующих от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение.

В учебниках по математике М. И. .Моро внесены задания занимательного характера, задания повышенной трудности, способствующие развитию у детей познавательных и творческих способностей, стимулирующих интерес к занятиям математикой. Например, задачи такого типа: Люба пришла домой раньше, чем Надя, а Надя раньше, чем Саша. Кто из них пришёл домой последним? (стр 17, часть 2)

Сравни примеры в каждом столбике. По какому правилу они составлены? Запиши ещё по одному примеру и вычисли.

10 - 4 - 2

10 - 3 -3

10-2-4

Дети должны догадаться, что от числа 10 в каждом примере вычли 6 единиц, ответ во всех примерах - одно и то же число. Соответственно, следующий пример: 10-1-5.

Составь из 7 палочек 2 одинаковых квадрата, а из 10 палочек 1 большой и 1 маленький квадрат.

Но и при решении типовых задач стараюсь ставить вопросы проблемно-поискового характера, подвожу детей к умению проводить мини-исследования.

У Кати 4 куклы 6 игрушечных зверюшек. Сколько всего игрушек у девочки?

У Кати 4 куклы и 6 игрушечных зверюшек. На сколько у неё больше кукол, чем зверюшек?

1. Прочитай задачи и сравни их условия.

2.Сравни вопросы задач. Что можно о них сказать?

3. Реши задачи, сравни решения. В чём их различия7 От чего это зависит?

4. Подойдёт ли к условию этих задач вопрос: на сколько меньше у Кати зверюшек, чем кукол?

5. Реши новую задачу. Что ты заметил?

В 4 классе, когда изучаем задачи на движение, подбираю тексты задач, предполагающие разные случаи решения.

Из пунктов А и В, расстояние между которыми 70 км, отправились одновременно пешеход и велосипедист со скоростью 15 км/час и 5 км/час соответственно. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

В этой задаче не указано, в каком направлении движутся велосипедист и пешеход, поэтому возможны 4 различных случая.

Случай 1. Велосипедист и пешеход двигаются навстречу друг другу. 70- (5+15)*3=10

Случай 2. Велосипедист и пешеход двигаются в одном направлении. 70-(15*3)+5*3=40

Случай 3. Велосипедист и пешеход двигаются в противоположных направлениях. 5*3+15*3+70

Случай 4. Велосипедист и пешеход двигаются в одном направлении. 70-5*3+15*3=100

подобные задания усиливают интерес к самой задаче: неожиданный поворот мысли и логика рассуждений побуждают ребёнка решать проблему. Регулярное включение в учебный процесс таких заданий приучит к ним учащихся, пусть не сразу, но поднимет мыслительную активность всех учеников класса.

На уроках обучения грамоте письма в 1 классе тоже включаю задания, требующие самостоятельного поиска, включающие элементы проблемности, будящие мысль учащихся. Например, при изучении материала по теме «Ударение» предлагаю задание. Включающие слова-омонимы:

У Кати хорошие игрушки. Кати шар ко мне!

У Маши цветы в комнате. Не маши палкой!

1.Прочитайте.

2.Сравните выделенные слова в левом столбике и в правом столбике. Есть ли какая -нибудь разница на письме? А на слух?Прислушайтесь, какой слог сильнее звучит в словах первого столбика, какое в словах правого.

3.Спишите, поставьте знак ударения в одинаково написанных словах.

4. Какой вывод можно сделать? Почему в одинаково написанных словах ударение падает на разные слоги?

Или другое задание - деление слов на группы.

Сын, сон, сад, рот, рак, дом, дым, дал, вол, выл, вал, рыл.

Прочитайте слова. На какие 3 равные группы можно разделить эти слова? Целью данного задания является привлечение учащихся к обдумыванию, сравнению слов, рассуждению, высказыванию собственного суждения. Данное задание даёт простор мысли ученика. Первые

же слова сон сын наблюдательных детей приведут к выводу: слова различаются буквами, обозначающими гласные звуки. Другие дети могут зафиксировать различия слов по их значениям:

1. Неодушевлённые (сон, сад, рот, дом, дым, вал);

2. Одушевлённые (сын, рак, вол);

3. «что-то делают» (рыл, дал, выл).

Но при таком делении получается неравное количество слов, что противоречит условию задания. Возникают предложения разделить слова по начальным или конечным согласным. Но разных согласных больше, чем 3, следовательно, искомых трёх групп тоже не получится.

Группировка слов в зависимости от места ударения в слове: гора, горка, стена, стенка, нора, норка, трава, травка. (Слова записаны на доске). Предлагая данное задание, можно применить три разновидности инструкции: сначала прочитайте слова, распределите их в две группы, запишите каждую группу слов в отдельный столбик.

Урок чтения, как никакой другой, подходит для развития творческого мышления учащихся.

В первом классе я использую такие виды работ: придумать продолжение потешки, считалки, скороговорки; сочинить считалку, продолжить стихотворение, подбирая рифму; составить рисуночный диафильм, нарисовать рисунок к поэтическому произведению, сочинить загадку.

Развитию творческого мышления способствует свободная атмосфера в классе, доверие и уважение со стороны учителя. Предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью.


© 2010-2022