Статья Профориентация в начальной школе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Самый несчастный из людей тот,

для которого в мире не оказалось работы»


Томас Карлейль
английский писатель, историк, философ

В современных условиях профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии - основа будущей карьеры.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы показать, как учителя начальных классов решают проблему профориентации и самоопределения детей в их дальнейшем жизненном пути с раннего детства.

Профессиональное самоопределение - это взгляд человека на мир профессий, на конкретную профессию, на её возможности для самореализации личности в окружающем мире.

Модернизация Российского образования, введение профильного обучения позволяет дифференцированно, учитывая интересы, склонности, способности учащихся, выстроить траекторию формирования способности к профессиональному самоопределению.

И чем раньше начнется профессиональное самоопределение, тем в большей степени можно прогнозировать личностный рост индивида.

Еще с детского сада ребёнок получает знания о профессиях, об их разнообразии, у них складывается определенное отношение к ним. Поэтому уже с раннего детства взрослым необходимо воспитывать уважительное, доброе отношение к людям разных профессий, формировать в ребенке ценностные представления и качества, которые позволят им социализироваться в обществе.

Перед обучающимися начальных классов еще не стоит проблема выбора профессии. Но данный возраст является подготовительным этапом, основой по формированию интереса и воспитания культуры профессионального самоопределения. Профориентация - это система педагогических и методических мероприятий, направленных на оказание помощи учащимся в выявлении интересов, склонностей и способностей.

Первичное знакомство с миром профессий ученики начальной школы получают через содержание предметов учебного плана.

Урок - основная организационная форма образовательного процесса, а профессиональная ориентация - составная часть этого процесса.

Одним из важнейших аспектов профориентационной работы является профпросвещение.

Профпросвещение на уроках осуществляется путём беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных источников. Например, на уроках литературного чтения, начиная с первого класса, учителя начальной школы знакомят учащихся с такими профессиями, как учитель, библиотекарь, печатник, наборщик текста, через произведения авторов узнают о профессии рыбака («Сказке о рыбаке и рыбке»), знакомятся в произведении «Скрипучие пословицы» с творческой профессией - композитор, музыкант. На уроках окружающего мира дети знакомятся с профессиями работников почты (оператор почтовой связи, сортировщик, почтальон), сельского хозяйства, промышленности, транспорта, торговли. На уроках технологии и на занятиях по интересам в группе продленного дня учитель воспитывает старательность, аккуратность и потребность ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.

Чтобы определить свое отношение к миру профессий младшему школьнику надо иметь представление о той или иной профессиональной деятельности, требования данных профессий к человеку.

Расширение социо - культурного пространства ребёнка должно происходить в различных видах деятельности. Одним из направлений по формированию профессиональной грамотности, ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе является внеклассная работа. Получение информации о имеющихся профессиях происходит через классные часы. Классные часы в начальной школе можно проводить по следующей тематике:

  • «Все работы хороши - выбирай на вкус»

  • «Профессии моих родителей»

  • «Замечательные дети замечательных родителей»

  • «Беру с родителей пример»

  • «Как связаны между собой профессии и увлечения»

  • «Профессия и моё здоровье»

  • «Как связаны характер и профессия»

  • «Азбука профессий»

  • «Профессии нашего города»

  • «Всяк кузнец своему счастью»

Только совместно с родителями можно углубить профориентационнную работу. На классных часах «Профессии моих родителей», детский хирург Окружной больницы г. Нижневартовска, провёл практическое занятие по травматизму, рассказал о случаях травматизма в городе, учил детей оказывать первую помощь; специалист по нефтедобычи рассказала о трудной работе нефтяника; инспектор ДПС познакомил со своей трудовой деятельностью.

Средствами внеклассной работы могут служить и профессиональные праздники. В жизни младшего школьника праздник занимает особое место. Дети этого возраста эмоциональны, впечатлительны. Отличительная черта их психики острота восприятия, стремление к самовыражению. Данные мероприятия помогают решить задачи профессионального просвещения:

  1. Формировать интерес к профессиям своих родителей, людям труда и их профессиям.

  2. Дать представление о том, что любая профессия важна и нужна.

  3. Воспитывать уважительное, доброе отношение к людям разных профессий.

  4. Раскрытие творческих способностей (талантов) учащихся.

А также развивает интерес к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Готовясь к конкретному празднику, используя календарь профессиональных праздников, мы с учащимися готовим и организуем фотовыставки, выставки рисунков и поделок, собираем информацию о людях данной профессии, проводим встречи с интересными людьми .

К профессиональным праздникам можно отнести:

  • «Прекрасных профессий не счесть, и каждой профессии слава и честь!»

  • «Все профессии нужны, все профессии важны!»

  • «В мире профессий»

  • «Всяк кузнец своему счастью»

  • «Человек и профессия»

  • «Замечательные дети - замечательных родителей»

  • «Твое дело. Почему работы разные и каждому есть на земле занятие по душе?»

  • «Беру с родителей пример…».

Работа по подготовке и проведению праздника делится на несколько стадий:

1. В выборе темы принимают, участвуют все фирмы организации школьного самоуправления «Школьной корпорации -«Пятерка».

2. Организация подготовительной работы идёт по 6 направлениям «ШК- «Пятерка»:

- составление плана -ЮГР

-оформление -ЗОЖ

-пригласительные- РР

-изготовление костюмов, деталей к ним - ЭСТЕТ

- выполнение индивидуальных заданий - ЭРУДИТ, ПРОФИ

3. Проведение праздника.

4. Итог и обсуждение

5. Рефлексия.

Так, например, 27 марта - международный день театра. К этому празднику мы готовились заранее. Выясняли, почему люди не хотят ходить в театр, какие у них есть причины для этого, собирали информацию об истории театра, используя различные источники, познакомились с профессиями театра, научились делать постановку спектакля, делали выставку аппликаций по сказкам Андерсена, ребята побывали корреспондентами, встречались с интересными людьми - актёрами театра, вместе с родителями шили театрально-перчаточные куклы, придумывали свой костюм для героя. О нашем творчестве в парламентской газете «Тюменские известия» была опубликована статья: «Герои Андерсена встретились на сцене». На сайте «Новости Югры» статья «Андерсен вернулся».

Готовясь к празднику, дети много времени проводят вместе, а значит, учатся понимать и принимать товарищей такими, какие они есть. Понимая, что от каждого из них зависит успех праздника, они чувствуют ответственность за свои действия.

Когда ученики играют роль, они пытаются, как актёры, перевоплотиться, а не просто выразительно прочитать выученные слова. Праздники помогают каждому ребёнку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе. А это необходимо, ведь жизнь - театр, и в будущем детям придётся сыграть ещё много ролей.

Одним из немаловажных направлений профориентационной работы является проектная деятельность.

Краткосрочные творческие мини - проекты «Строим дом» для сказочных героев, «На цветочной поляне», выставки «Очумелые ручки», «Всё умею делать сам», «По страницам любимых книг» на уроках технологии и изобразительного искусства служат оформлением для праздничного зала и повышают интерес учащихся к трудовой деятельности.

С целью приобщения к миру профессий наши школьники посещают предприятия, где работают родители. Изучение истории города и края, знакомство со знаменитыми людьми и их профессиями проходит в форме экскурсий. На экскурсиях дети непосредственно знакомятся с современным производством, техникой, механизмами, приборами, трудом людей разных профессий. Наши ученики побывали в секторе таможенного контроля и познакомились с профессией инспектора таможенного контроля. Побывали в пожарной части № 42 и 17, где узнали много интересного о профессии пожарного, диспетчера пожарной службы. С профессией кинолога ребята познакомились в питомнике служебных собак при УВД г.Нижневартовска, на почте - профессии сортировщик, писем, почтальон, в типографии «Приобье», узнали как набирают текст и печатают газеты и журналы. С профессией флориста наши ученики познакомились в магазине «Оазис цветов», побывали в гидрометеоцентре и познакомились с профессией синоптик. Первоклассники посетили детскую городскую библиотеку, где узнали о профессии библиотекаря.

В течение 4-х лет у учителей начальных классов есть возможность познакомиться с профессиями родителей своего класса через разные формы работы. И этим самым не только достичь целей профориентационной работы, но и также сблизить детей с родителями и научить их к более чуткому отношению к ним, и обязательно в их профессиональный праздник сделать подарок своими руками, рассказать стихотворение, пригласить на праздничное мероприятие в классе, в школе.

Расширяя знания о профессиях, учащиеся выражают свой внутренний мир в театральных и концертных номерах, проектах, реализуют свои возможности в выставках и познают мир профессий на экскурсиях.

Таким образом, важнейшими путями профориентационной работы и развития творческих способностей у всех детей является создание условий, использование всех видов учебной и внеучебной деятельности для развития потребности и интересов в творчестве с учётом глубокого знания индивидуальности каждого ученика, поощрения творческого поведения.

Литература



  1. Исаев И.Ф. Жизнанное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность: Учебное пособие / И.Ф. Исаев, В.Н. Корманова. Белгород, 2006.

  2. Климов Е. А. «Как выбирать профессию» М: Просвещение 2004.

  3. Особенности формирования культуры профессионального самоопределения у младших школьников. В.Н. Кормакова. «Начальная школа» № 7, 2009.

  4. Прошицкая Е. Н. «Выбирай профессию» (Текст) Е. Н. Прошицкая-Москва: «Просвещение» 1991.

  5. Резапкин Г. В. « Я и моя профессия» программа профессионального самоопределения для подростков - Москва, 2000

  6. Симоненко В. Д. «Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения» М: Просвещение 1996.



© 2010-2022