Творческий отчёт по теме

Проблема воспитания детей в современном обществе рассматривается как одна из главных проблем человечества. Научно-технический прогресс предъявляет всё большие требования к качеству получаемого образования. Особое место в системе образования занимает начальное образование. Именно в младшем школьном возрасте закладываются те основы знаний, которые находят своё дальнейшее развитие в старшем возрасте. Как доказано многими исследователями, именно в этом возрасте усваивание чего-либо нового происходит...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий отчёт по теме: «Эстетическое воспитание младших школьников». Актуальность темы.

Проблема воспитания детей в современном обществе рассматривается как одна из главных проблем человечества. Научно-технический прогресс предъявляет всё большие требования к качеству получаемого образования. Особое место в системе образования занимает начальное образование. Именно в младшем школьном возрасте закладываются те основы знаний, которые находят своё дальнейшее развитие в старшем возрасте. Как доказано многими исследователями, именно в этом возрасте усваивание чего-либо нового происходит наиболее продуктивно. Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни Необходимо отметить, что современная педагогика постепенно меняет свои основные ориентиры на творческий подход к получению знаний, так как сегодня система образования вступает в новое пространство, где востребована конкурентоспособная личность. Поэтому, говоря о системе образования, в первую очередь необходимо подразумевать развитие у детей не просто способностей к чему-либо, а именно, творческих способностей , лидерских качеств, так как только творчество позволяет производить что-то новое, уникальное. Поэтому, проблема, над которой я работаю уже много лет - развитие творческих способностей в учебной и внеурочной деятельности, является важнейшей задачей современной школы. Считаю, что только творчески мыслящий человек может достичь положительных результатов, стремясь к созданию нового, не боясь принять самостоятельного решения. Особую актуальность данная тема приобретает в связи с тем, что мы живём в сельской местности и не имеем возможности посещать хореографические кружки, ходить в театры, кино, посещать ИЗО студии и многое другое. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности. Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания, привить навыки здорового образа жизни - вот основные задачи, которые я поставила перед собой. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать. . Воспитательная работа осуществлялась по следующим направлениям: «Учение», «Нравственно-эстетическое воспитание», «Спорт и здоровье», «патриотическое воспитание», «Работа с родителями» и реализовывалась в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной и во внешкольной деятельности. В своём отчёте я рассмотрю лишь одно направление воспитательной работы - это эстетическое воспитание . Основные формы и методы, которые я использую в своей воспитательной работе- это педагогические наблюдения, беседы, опросы, анкетирование, организация выставок, диспуты, экскурсии, тематические праздники, конкурсы, проекты, КТД, познавательные игры, классные часы…

Остановлюсь на некоторых формах подробнее.

«У каждого ребёнка есть определённые способности и таланты. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых». Н.Т. Винокурова. Внеурочные занятия в начальных классах помогают восполнить потребность в развитии творческих способностей учащихся. 1.Я решила изучить и апробировать в своей работе метод творческих проектов. Метод проектов благотворно влияет на развитие личности на любом этапе обучения и развития и начинать его внедрение с начальной школы просто целесообразно. Овладение опытом проектной деятельности обогащает и учебную, и воспитательную деятельность, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу. В своей работе я стараюсь использовать различные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность. За эти годы нами было выполнено несколько проектов. Это выпуск газеты «Витаминная семья», создание презентации «Моя семья», «Как я провёл Новогодние каникулы», «Как я провёл лето» с использованием информационных технологий, «Машина времени», «Растения нашего села», участие в районном проекте по английскому языку, посвящённому Уолту Диснею. (слайды) Вашему вниманию мы представляем некоторые проекты. Проект «Машина времени», защитит Ермичева Юлия. Презентация «Моя семья», защитит Вахрушева Вероника. Презентация «Моя семья», защитит Петрова Марина. Газета «Моя семья», защитит Игнатьева Настя. Моя задача классного руководителя не просто давать задания, а умело проводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные сведения из потока информации. 2.Одним из видов развития творческих способностей является коллективное творческое дело. Будучи частицей жизни - КТД отличается яркостью, многообразием видов деятельности, творчеством отношений. При подготовке праздников я вместе с детьми готовлю сценарии, сценки. При этом развивается творчество, фантазия, артистизм детей, желание участвовать в празднике. Дети тщательно готовятся к праздникам и с нетерпением ждут их. (слайды) Приведу примеры КТД, которые мы провели.. Это - праздники: «А,ну-ка, девочки!», «А, ну-ка, мальчики!», «День Святого Валентина», «Колядки», Рождественские посиделки, Масленица, «Конкурсно-развлекательные программы к окончанию триместров», Дни именинников, Праздники на окончание каждого учебного года и многие другие. Благодаря классным часам по этикету, ребята научились, как вести себя за столом. Как правильно встречать гостей и многому другому. Многие дети работают с дополнительными источниками, сами подыскивают материал к внеклассным мероприятиям, не бояться предложить что-то провести. В 3-4 классе дети большинство мероприятий уже проводят сами.

3.Во время подготовки театрализованных представлений реализуется такая цель, как приобщение учащихся к художественной культуре, формирование у них представления о театральном искусстве. Участвовали в инсценированных защитах профессий, где в разные годы мы защитили профессии повара, учителя, парикмахера и заняли 1 места, участвовали в инсценированном конкурсе «Военно-патриотической песни, участие в театрализованном представлении «Сказочный мир Андерсена».Огромная работа ведётся при подготовке к Новому году. Дети вместе с родителями готовят костюмы, а мы с детьми готовим танцы, стихи… (слайды) Представляем вашему вниманию сценку «Парикмахер».

4.Учащиеся моего класса показывают высокий уровень творческой и познавательной активности не только в пределах класса, но и на уровне школы. Дети с удовольствием принимают участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий (линеек, утренников, конкурсов). Они поют, танцуют, рисуют, декламируют стихи, ставят театрализованные представления. Это участие в традиционных школьных делах «День Знаний», «День учителя». «8 марта». «День рождения школы»и другие. Весь класс посещает хоровой кружок, руководителем которого является Усов А.Н. Ребята выступают на всех школьных и районных мероприятиях. И пусть не всегда занимают призовые места, но обязательно доставляют радость своими выступлениями. (слайды) Дети принимают участие в районных, республиканских конкурсах и викторинах. Недавно дети приняли участие в республиканском конкурсе «Погода, экология и я», где Юля Ермичева вышла в финал. (слайд) (Защита плаката» 5.Экскурсии Огромное значение в эстетическом воспитании имеют экскурсии. Мы с детьми посетили все интересные уголки нашего села, побывали друг у друга в гостях. Побывали на выставках, которые проводит краеведческий музей п.Ува. Это «У самовара», «Пчела Майя», «Бабушкина парта», охотничьи трофеи Огнева, Поездки в цирк, кинотеатр в 3Д, на выездные сказки в п. Ува и с. Нылга.(слайды) 6.Существенное значение в трудовом воспитании и духовном развитии сельских учащихся играют занятия по декоративно-прикладному искусству. Такие занятия формируют эстетический вкус школьников, позволяют вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду. Какой восторг вызывает работа у детей, если она имеет практическую направленность: ею можно украсить свою комнату, прихожую, подарить родным и близким. Это делает труд детей не только познавательным, но и общественно-полезным. Все изделия, которые представлены здесь, мы выполняли во внеурочное время. Работы были выполнены к разным праздникам. Из работ, которые выполнены на уроках технологии, ИЗО, мы оформляем сменные выставки. Одна из них действует в классе, а другая в переходе. (слайды) 7. Важную роль в формировании творческой личности ребёнка играет такая совместная деятельность учителя, родителей и детей, которая направлена на формирование портфеля учащегося. Творческий портфель (портфолио) - это накопитель его творческих достижений, показатель его творческого роста. Это портфолио формируется ребёнком в 1 - 4 классах под руководством учителя с участием родителей, а по мере взросления ребёнка и роста его самостоятельности им самим. Ребёнок по своему желанию вносит в портфолио свои творческие работы: рисунки, аппликации, сочинения и другие виды работ; представляет свои творческие достижения и победы в виде: грамот, дипломов, благодарностей; Задача учителя: направлять, координировать эту работу, поощрять самостоятельность и творчество детей. Портфолио детей здесь представлены. (Защита портфолио - Львова Ж.). 8.Воспитательная работа в школе не может строиться без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в классе ведётся большая работа с родителями. Систематически провожу классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые…) Родители активно помогают в подготовке внеклассных мероприятий (участвуют в подготовке новогодних утренников, помогают своим детям в изготовлении поделок для различных выставок, выпускают газеты, участвуют в школьных и классных мероприятиях). Совместно с родителями были проведены такие мероприятия : праздник «Учениками мы стали». Праздник «Прощание с букварём», праздник «До свидания. 1 класс!», Утренник «Новый год пришёл к нам снова!», «Мамины глаза». «Конкурсно-развлекательная программа к 8 марта», «Колядки» и многое другое.(слайды) 9. Самоуправление. По моим наблюдениям и результатам анкетирования в в результате проводимой работы повысился уровень воспитанности класса. (слайд). Большинство детей чувствуют себя комфортно в классном коллективе, школе; свободно высказывают своё мнение. Наконец 4 класса достигнуты следующие результаты классного самоуправления: -хорошо налажено дежурство по классу; -хорошо поставлены трудовые дела (уборка территории, генеральная уборка в классе); -организация досуга (проведение классных праздников, конкурсов); -выпуск всевозможных тематических газет; -проведение тематических классных часов. На протяжении всех лет использую методику ЧТП (чередование традиционных поручений), что позволяет каждому ребёнку реализовать свои творческие, интеллектуальные, организаторские способности, помогает развить трудовые навыки.

Выводы. Описанный мною опыт работы имеет положительные результаты. Вся перечисленная мною работа способствует не только формированию у детей эстетического и художественного вкуса, выражению собственной фантазии, приобретению трудовых умений и навыков, но и формированию таких ценных качеств, как трудолюбие, усидчивость, аккуратность, целеустремлённость, самостоятельность, способность доводить начатое дело до конца. Проследить, как происходило становление творческой личности мне помогает диаграмма творческой и познавательной активности учащихся. (слайды) С каждым годом уровень творческой и познавательной активности учащихся возрастает за счёт вовлечения учащихся во внеклассную работу, кружки, секции; привлечению к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах, турнирах; индивидуальной работе с учащимися и их родителями; формированию их самостоятельности и творчества; повышению уровня творческой и познавательной активности способствовало создание условий для развития учащихся; стимулирование и поощрение учащихся; становление положительной мотивации. Кроме того хочу отметить, что мои воспитанники отличаются высокой любознательностью, организованностью, неисчерпаемой энергией творчества, стремлением реализовывать свои интеллектуальные и творческие способности, высокой самостоятельностью, дружелюбием, трудолюбием. Из вышесказанного можно сделать вывод, что роль классного руководителя в воспитании творческой личности ребёнка столь же значима и необходима, как и роль семьи. Именно классный руководитель находится ближе всего к ребёнку, рассматривает возникающие проблемы с позиции ребёнка, оказывает ему помощь. Классный руководитель - это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Завершить свой доклад хочу словами В.А.Сухомлинского: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка».

4


© 2010-2022