- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад Формирование коммуникативных УУД
Доклад Формирование коммуникативных УУД
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Комратова О.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
-умение слушать и вступать в диалог;
-участвовать в коллективном обсуждении проблем;
-интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Рассмотрим, каково значение коммуникативных УУД ученика в образовательном процессе?
Во-первых, они влияют на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже.
Во-вторых, от коммуникативных УУД во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе.
В-третьих, коммуникативные УУД учащихся могут рассматриваться в образовательном процессе как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Следовательно, развитие коммуникативных универсальных учебных действий ученика - актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы, поэтому их формированию следует уделять пристальное внимание.
Видами коммуникативных действий являются
инициативное сотрудничество;
планирование учебного сотрудничества;
взаимодействие;
управление коммуникацией.
Инициативное сотрудничество в себя включает
-Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества
-
Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
-
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие включает в себя
-
Умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
-
строить понятные для партнера высказывания;
-
строить монологичное высказывание;
-
вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.
Управление коммуникацией
-Умение определять общую цель и пути ее достижения;
-осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Основу формирования коммуникативных УУД составляет опыт человеческого общения во всех его формах, включая виртуальные. Это проектная деятельность, экскурсии, спортивные мероприятия, викторины, конкурсы и т.д(Просмотр слайдов)
Общение - неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Работа в парах и группах постоянно присутствует на наших уроках, т.к этого требуют стандарты второго поколения. Групповая работа, помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения. Групповая работа - это один из лучших способов, дающий возможность детям строить отношения на основе толерантности.
Коммуникативные навыки развиваются и средствами ИКТ.
Коммуникативная деятельность учащегося начальной школы - новообразование субъекта учебной деятельности, формирующееся в процессе обучения в начальной школе, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать задачи, составляющие сущность обучения в младших классах.