- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа ОРКиСЭ по всем модулям
Рабочая программа ОРКиСЭ по всем модулям
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Максимова В.Ж. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
culture-ethics.blogspot.ru форум учителей с конструктами уроков
edu.znate.ru мониторинговое исследование результатов внедрения курса оркисэ
fatinia85.ucoz.ru сайт учителя
easyen.ru учительский портал, ролики, презентации, конструкты
Рабочая программа предмета
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУРЫ и СВЕТСКОЙЭТИКИ»
(ОРКиСЭ)
Учебный курс ОРКиСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКиСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного курса ОРКиСЭ
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКиСЭ
1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Место комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения и учебном плане
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКиСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Учебный курс ОРКиСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Обучающимся изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 34 часа в четвёртом классе.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком значимым.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций - православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.
Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» должно стать первым шагом на пути восстановления в новых условиях на основе принципов гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи.
Педагогическая поддержка самоопределения личности, развитие её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, то есть всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Наука
Традиционные российские религии
Искусство и литература
Природа
Человечество
Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.
Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.
Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Метапредметные результаты:
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы
религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
Осознание ценности человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
4 класс, четвертая четверть (34 часов)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся. Блок 4 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Тематическое планирование учебного предмета
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Тематическое планирование разработано на основе примерной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
с учётом модулей, входящих в состав учебного предмета:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Рабочая программа комплексного учебного курса
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (34 часа)
Основы
православной культуры
Основы исламской
культуры
Основы буддийской
культуры
Основы иудейской
культуры
Основы мировых
религиозных культур
Основы светской
этики
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Урок 1. Россия - наша Родина.
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часа)
Урок 2.Введение в
православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Урок 2. Введение в
исламскую духовную традицию. Культура и религия
Урок 2. Ведение в
буддийскую духовную традицию. Культура и религия
Урок 2. Введение в
иудейскую духовную традицию. Культура и религия
Урок 2. Культура и
религия
Урок 2. Культура и
мораль. Этика и её значение в жизни человека.
Урок 3. Священное
Писание.
Урок 3. Пророк
Мухаммад - образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.
Урок 3. Будда и его
Учение
Урок 3. Тора - главная
книга иудаизма.
Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».
Урок 3. Культура и
религия
Урок 3. Род и семья -
исток нравственных отношений в истории человечества.
Урок 4. Священное
Писание и Священное
Предание.
Урок 4. Пророк
Мухаммад -
проповедническая миссия
Урок 4. Будда и его
Учение
Урок 4. Письменная и
Устная Тора. Классические тексты иудаизма
Урок 4. Возникновение
религий. Древнейшие верования
Урок 4. Ценность
родства и семейные ценности
Урок 5. Во что верят
православные христиане
Урок 5
Прекрасные качества
Пророка Мухаммада.
Урок 5. Буддийский
священный канон
Урок 5. Патриархи
еврейского народа.
Урок 5. Возникновение
религий. Религии мира и их основатели
Урок 5. Семейные
праздники как одна из форм исторической памяти.
Урок 6. Что говорит о
Урок 6
Урок 6. Буддийский
Урок 6. Евреи в Египте:
Урок 6. Священные книги
Урок 6. Образцы
Боге и мире православная культура | Священный Коран и Сунна как источники нравственности | священный канон | от Йосефа до Моше. | религий мира: Веды, Авеста. Трипитака, | нравственности в культурах разных народов |
Урок 7. Что говорит о человеке православная культура | Урок 7.Общие принципы ислама и исламской этики. | Урок 7. Буддийская картина мира. | Урок 7. Исход из Египта. | Урок 7. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. | Урок 7. Нравственный образец богатыря |
Урок 8. Христианское учение о спасении. | Урок 8 Столпы ислама и исламской этики. | Урок 8. Буддийская картина мира. | .Урок 8. Получение Торы на горе Синай. | Урок 8. Хранители предания в религиях мира. | Урок 8. Дворянский кодекс чести |
Урок 9. Добро и зло в православной традиции | Урок 9 Исполнение мусульманами своих обязанностей. | Урок 9. Добро и зло | Урок 9. Пророки и праведники в иудейской культуре. | Урок 9. Человек в религиозных традициях мира | Урок 9. Джентльмен и леди |
Урок 10. Христианская этика. Заповеди блаженства | Урок 10 Обязанности мусульман. | Урок 10. Ненасилие и доброта | Урок 10. Пророки и праведники в иудейской культуре. . | Урок 10. Священные сооружения | Урок 10. Государство и мораль гражданина |
Урок 11. Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. | Урок 11 Обязанности мусульман. | Урок 11. Любовь к человеку и ценность жизни | Урок 11. Храм в жизни иудеев | Урок 11. Священные сооружения | Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества |
Урок 12. Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду. | Урок 12 Обязанности мусульман. | Урок 12. Милосердие и сострадание | Урок 12. Назначение синагоги и её устройство | Урок 12. Искусство в религиозной культуре | Урок 12. Мораль защитника Отечества |
Урок 13. Христианская этика. Долг и ответственность. | Урок 13 . Обязанности мусульман. | Урок 13. Отношение к природе | Урок 13. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний | Урок 13. Искусство в религиозной культуре | Урок 13. Порядочность. Интеллигентность |
Милосердие и сострадание. |
|
| ритуал |
|
|
Урок 14.Спаситель. Жертвенная любовь | Урок 14 Для чего построена и как устроена мечеть. | Урок 14. Буддийские святые. Будды | Урок 14. Молитвы и благословения в иудаизме. | Урок 14. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. | Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства |
Урок 15. Спаситель. Победа над смертью | Урок 15 Мусульманское летоисчисление и календарь. | Урок 15. Семья в буддийской культуре и ее ценности. | Урок 15. Добро и зло | Урок 15. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. | Урок 17. Что значит «быть нравственным» в наше время? |
Урок 16. Творческие работы учащихся. | Урок 16. Творческие работы учащихся. | Урок 16. Творческие работы учащихся. | Урок 16. Творческие работы учащихся. | Урок 16. Творческие работы учащихся. | Урок 16. Творческие работы учащихся. |
Урок 17. Подведение итогов | Урок 17. Подведение итогов. | Урок 17. Подведение итогов | Урок 17. Подведение итогов | Урок 17. Подведение итогов | Урок 17. Подведение итогов. |
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) | |||||
Урок 18. Православие в России. | Урок 18. Ислам в России. | Урок 18. Буддизм в России | Урок 18. Иудаизм в России. | Урок 18. Религии России | Урок 18. Добро и зло |
Урок 19. Православный храм | Урок 19. Семья в исламе. | Урок 19. Основы буддийского Учения и этики | Урок 19. Основные принципы иудаизма. | Урок 19. Религии России | Урок 19. Долг и совесть |
Урок 20. Православный храм и другие святыни | Урок 20. Нравственные основы семьи в исламе. | Урок 20. Человек в буддийской картине мира. | Урок 20. Основные принципы иудаизма | Урок 20. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Урок 20. Честь и достоинство |
Урок 21. Православные Таинства. Символический язык православной культуры | Урок 21. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим. | Урок 21. Человек в буддийской картине мира. | Урок 21. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | Урок 21. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Урок 21. Смысл жизни и счастье |
Урок 22. Христианское | Урок 22. Нравственные | Урок 22. Буддийские | Урок 22. Традиции | Урок 22. Религиозные | Урок 22. Высшие |
искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) | ценности ислама: дружба, гостеприимство. | символы | иудаизма в повседневной жизни евреев. | ритуалы. Обычаи и обряды. | нравственные ценности |
Урок 23. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство) | Урок 23. Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие. | Урок 23. Буддийский храм . | Урок 23. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей | Урок 23. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Урок 23. Идеалы |
Урок 24. Православный календарь, его символическое значение. | Урок 24. Забота о здоровье в культуре ислама. | Урок 24. Буддийские святыни. | Урок 24. Еврейский дом - еврейский мир: знакомство с историй и традицией. | Урок 24. Религиозные ритуалы в искусстве | Урок 24. Принципы морали |
Урок 25. Православный календарь. Почитание святых. | Урок 25. Ценность образования и польза учения в исламе. | Урок 25. Буддийский календарь | Урок 25. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. | Урок 25. Календари религий мира. Праздники в религиях мира | Урок 25. Методика создания морального кодекса в школе. |
Урок 26. Православный календарь. Почитание святых. | Урок 26. Ценность образования и польза учения в исламе. | Урок 26. Праздники в буддийской культуре. | Урок 26. Еврейские праздники: их история и традиции. | Урок 26. Праздники в религиях мира. | Урок 26. Нормы морали. Этикет. |
Урок 27. Православный календарь. Почитание святых. | Урок 27. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. | Урок 27. Искусство в буддийской культуре | Урок 27 Еврейские праздники: их история и традиции. | Урок 27. Семья, семейные ценности. | Урок 27. Этикетная сторона костюма. Школьная форма - «за и против». |
Урок 28. Православный календарь. Праздники. | Урок 28. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. | Урок 28. Священные буддийские сооружения | Урок 28. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа. | Урок 28. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. | Урок 28. Образование как нравственная норма |
Урок 29. Христианская семья и ее ценности. | Урок 29. Искусство ислама. | Урок 29. Отношение к природе | Урок 29. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. | Урок 29. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. | Урок 29. Человек - то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. |
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)1 | |||||
Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | |||||
Урок 31. Подготовка творческих проектов | Урок 31. Подготовка творческих проектов | Урок 31. Подготовка творческих проектов | Урок 31. Подготовка творческих проектов | Урок 31. Подготовка творческих проектов | Урок 31. Подготовка творческих проектов |
Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. | |||||
Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | |||||
Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)2 |
1 Блок 4 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
2 Презентация будет проходить в конце первой четверти накануне Праздника народного единства
Тематическое планирование модуля «Основы православной культуры»
№
п.п
Темы
уроков
Кол-во
часов
Основные термины и понятия
Вид контроля на уроке
Д. з.
1
Россия -
наша Родина
1
Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.
Президент. Государственные символы.
Творческая работа «Составление
предложений со словами Россия, Отечество,
патриот, президент, духовные ценности»
Рассказать членам семьи
об известных людях.
Придумать вопросы для интервью с известным человеком
2
Введение в
православну ю духовную традицию. Особенности восточного христианства
. Культура и
религия.
1
Родина. Христианство. Православие. Культура.
Религия.
Творческая работа «Составление
предложений со словами христианство,
православие, культура, религия»
Прочитать статью
пособия, обсудить с родителями её содержание
3
Священное
Писание
1
Священное Писание. Библия. Евангелие. Ветхий
Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.
Самостоятельная работа «Выписать 2-3
предложения, в которых идёт речь о
Священном Писании»
Прочитать статью из
пособия, ответить на вопросы
4
Священное
Писание и Священное Предание
1
Священное Писание. Священное Предание.
Православие. Молитва. Благодать.
Самостоятельная работа «Подготовить
вопросы по прочитанному тексту»
Прочитать статью из
пособия, ответить на вопросы
5
Во что верят
православны е христиане
1
Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане.
Самостоятельная работа «Подготовить
вопросы по прочитанному тексту»
Прочитать статью из
пособия, ответить на вопросы
6
Что говорит
о Боге и мире православная культура
1
Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура.
Любовь.
Самостоятельная работа «Выписать 2-3
предложения, в которых говорится о Боге и мире»
Подготовить рассказ на
тему «Что говорит о Боге и мире православная культура»
7
Что говорит
1
Православная культура. Тело. Душа. Внутренний мир
Самостоятельная работа «Выписать 2-3
Подготовить рассказ на
| о человеке православная культура |
| человека. | предложения, в которых говорится о человеке в православной культуре» | тему «Что говорит о человеке православная культура» |
8 | Христианско е учение о спасении | 1 | Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой. | Словарный диктант с элементами игры «Кто больше вспомнит понятий, изученных на предыдущих уроках» | Рассказать членам семьи и друзьям о христианском понимании спасения. |
9 | Добро и зло в православно й традиции | 1 | Добро. Зло. Традиция. Заповедь. | Творческая работа «Составить предложения со словами добро и зло» | Подготовить рассказ на тему «Добро и зло в православной традиции» |
10 | Христианска я этика. Заповеди блаженства. | 1 | Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец. | Самостоятельная работа «Найти определение слов этика, заповеди, блаженство» | Подготовить рассказ на тему «Как я понимаю выражение «Мир в душе» |
11 | Христианска я этика. Золотое правило нравственнос ти. Любовь к ближнему. | 1 | Нравственность. Ближний. Любовь. Раскаяние. | Словарный диктант по содержанию 9-10 уроков. | Написать сочинение - рассуждение «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки» |
12 | Христианска я этика. Добродетели и страсти. | 1 | Добродетели. Страсти. Отношение. Труд. | Самостоятельная работа «Найти и выписать предложения, в которых говорится об отношении к труду» | Провести интервью с членами семти |
13 | Христианска я этика. Долг и ответственно сть. Милосердие и сострадание. | 1 | Долг. Ответственность. Милосердие. Сострадание. Близкий. Любовь к врагам. Милостыня. | Самостоятельная работа «Найти и выписать предложения, в которых говорится о долге, милосердии, сострадании» | Подготовить рассказ о проявлении милосердия и сострадания. |
14 | Спаситель. | 1 | Спаситель. Жертвенная любовь. Жертва. Крест. | Словарный диктант по материалам 11-13 | Подобрать |
| Жертвенная любовь. |
|
| уроков | иллюстративный материал к теме «Спаситель. Победа над смертью» |
15 | Спаситель. Победа над смертью. | 1 | Воскресение. Спаситель. Пасха Христова. Великий Пост. | Самостоятельная работа «Найти и выписать предложения, в которых говорится о Спасителе и победе над смертью» |
|
16 | Творческие работы учащихся по темам: «Россия - наша Родина», «Моя малая родина» и т.д. | 1 |
| Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. |
|
17 | Презентация творческих работ | 1 |
| Презентации творческих работ |
|
18 | Православие в России | 1 | Православие. Церковь. Крещение. Святая Русь. | Самостоятельная работа «Составить план статьи пособия» | Ответить на вопросы из пособия. |
19 | Православны й храм | 1 | Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь. | Самостоятельная работа «Выписать предложения со словом храм» | Нарисовать православный храм. |
20 | Православны й храм и другие святыни | 1 | Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ о посещении православного храма. |
21 | Православны е таинства. Символическ ий язык православно й культуры. | 1 | Православные таинства. Крещение. Миропомазание. Исповедь (покаяние). Причастие. | Самостоятельная работа «Выписать названия и толкование основных православных таинств» | Подобрать иллюстративный материал по теме «Иконы и фрески» |
22 | Христианско | 1 | Икона. Фреска. Чудотворная икона. Святые угодники | Словарный диктант по материалам урока 18- | Подобрать |
| е искусство. Иконы и фрески. |
| Божии. Иконостас. Иконописец. Мозаика. Молитва. Нимб. | 21 | иллюстративный материал по теме «Православное прикладное искусство» |
23 | Христианско е искусство. Церковное пение и прикладное искусство. | 1 | Церковный хор. Регент. Прикладное искусство. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
24 | Православны й календарь, его символическ ое значение. | 1 | Символ. Православный календарь. Любовь к природе. Экология. Ковчег. | Самостоятельная работа «Выписать названия 3-4 статей из православного календаря, рассказать о чём они» | Написать сочинение- рассуждение «Как я понимаю выражение «Книга природы» |
25 | Православны й календарь. Почитание святых. | 1 | Святые Угодники. Святые Подвижники. Почитание. Подвиг. Жертва. | Самостоятельная работа «Найти в календаре святых, которых почитает православная церковь» | Подготовить рассказ о православном святом (по выбору) |
26 | Православны й календарь. Почитание святых. | 1 | Святые Угодники. Святые Подвижники. Подвиг. Жертва. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
27 | Православны й календарь. Почитание святых. | 1 | Святые Угодники. Самоотверженность. Духовная радость. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ о православном святом. |
28 | Православны й календарь. Праздники. | 1 | Рождество Христово. Крещение Господне. Сретенье Господне. Благовещение Пресвятой Богородицы. Вход Господень в Иерусалим. Светлое Христово Воскресение (Пасха). Вознесение Господне. День Святой Троицы. Праздник защитника Отечества. Справедливая война. | Самостоятельная работа «Выписать из православного календаря названия праздников, дат по старому и новому стилю» | Подготовить рассказ о традиции празднования православных праздников в своей семье. |
29 | Православна я семья и её | 1 | Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ на тему «Семья - это |
| ценности. |
|
|
| маленький ковчег» |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонацион ального и многоконфес сионального народа России | 1 | Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ. | Самостоятельная работа «Составить предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, Отечество, патриотизм, народ. | Подготовить сообщение об одной из конфессий. |
31 | Подготовка творческих проектов. | 1 |
| Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. |
|
32- 34 | Презентации творческих проектов | 3 |
| Презентации творческих работ |
|
Тематическое планирование модуля «Основы исламской культуры»
№
п.п
Темы
уроков
Кол-во
часов
Основные термины и понятия
Вид контроля на уроке
Д. з.
1
Россия -
наша Родина
1
Традиция. Ценность. Духовные традиции.
Творческая работа «Составление
предложений со словами Россия, Отечество,
патриот, президент, духовные ценности»
Назвать несколько
традиций, принятых в вашей семье.
2
Введение в
исламскую духовную традицию. Культура и религия (История возникновен ия ислама).
1
Ислам. Арабы. Язычники. Паломничество.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Ответить на вопросы
«Что означал обычай поения и кормления? Кому он служил помощью?»
3 | Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственнос ти. Жизнеописан ие. | 1 | Посланник Бога. Пророк. Иудеи. Христиане. Жизнеописание. | Пересказ фрагмента текста «Чудесное событие с Мухаммадом в детстве» | Ответить на вопрос «Как Мухаммад стал Пророком?» |
4 | Пророк Мухаммад - проповеднич еская миссия (Начало пророчества) | 1 | Коран. Ангел. Божественные откровения. Язычники. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Ответить на вопрос «Как началось распространение ислама?» |
5 | Прекрасные качества Пророка Мухаммада (Продолжени е посланничес кой миссии) | 1 | Миссия. Вознесение. Знамение. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Ответить на вопрос «Почему люди стали верить Мухаммаду?» |
6 | Священный Коран и Сунна как источники нравственнос ти | 1 | Коран. Суры. Аяты. Сунна. Хадисы. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Обсудить с родителями хадисы, которые упоминаются в параграфе «Священный Коран. Сунна Пророка Мухаммада» |
7 | Общие принципы ислама и исламской этики (Вера в Аллаха) | 1 | Аллах. Мечеть. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Ответить на вопрос «Как человеку нужно жить, чтобы Аллах был милостив к нему?» |
8 | Столпы ислама и исламской этики (Вера в Божественны е Писания) | 1 | Божественные Писания. Грех. Чудо. Посланник. Столпы ислама. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Обсудить с родителями «Чему учат людей Божии Писания?» |
9 | Исполнение мусульманам и своих обязанностей (Вера в судный день) | 1 | Судный день. Рай. Ад. Судьба. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Ответить на вопрос «Какой путь в жизни должен выбирать человек?» |
10 | Обязанности мусульман | 1 | Столпы ислама. Шахада. Намаз. Ураза. Закят. Хадж. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Ответить на вопрос «Какое значение слов шахада для мусульман?» |
11 | Обязанности мусульман (Поклонение Аллаху) | 1 | Молитва (намаз). Мечеть. Минарет. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Ответить на вопрос «Какие существуют традиции посещения мечети?» |
12 | Обязанности мусульман. Пост в месяц рамадан (ураза) | 1 | Пост (саум, ураза). Рамадан. Ураза-Байрам. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ «Как отмечают мусульмане праздник Ураза-Байрам» |
13 | Обязанности мусульман. Пожертвован ие - закят. | 1 | Пожертвование (закят). Подаяния (саадака) | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Обсудить с родителями высказывание «В Судный день тебя не спросят, чей ты сын, а спросят, что доброго ты сделал» |
14 | Для чего построена и как устроена мечеть. Хадж | 1 | Мечеть. Паломничество (хадж). Кааба Чёрный камень. | Пересказ предания о пророке Ибрахиме, Хаджар и их сыне Исмаиле. | Подготовить рассказ «Как отмечают мусульмане праздник Курбан-Байрам» |
| - паломничест во в Мекку. |
|
|
|
|
15 | Мусульманс кое летоисчисле ние и календарь | 1 | Летоисчисление. Лунный календарь. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Ответить на вопрос «Какой календарь называют григорианским, какой мусульманским? В чём их различия?» |
16 | Творческие работы учащихся | 1 |
| Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. |
|
17 | Подведение итогов | 1 |
| Презентации творческих работ |
|
18 | Ислам в России | 1 | Исламизация. Адаты. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Составить хронологическую карту истории ислама. |
19 | Семья в исламе. | 1 | Семья. | Самостоятельная работа «Раскрыть смысл пословицы «Красота - до вечера, доброта - до смерти» | Вместе с родителями составить расчёт расходов семьи на месяц и подсчитать, сколько надо заработать мужу, чтобы обеспечить эти расходы. |
20 | Нравственны е основы семьи в исламе | 1 | Согласие. Забота. |
| Ответить на вопрос «Что осуждается мусульманами в течение многих веков у будущих жён и мужей?» |
21 | Нравственны е ценности ислама: сотворение добра, | 1 | Нравственные ценности. Почтение к родителям. | Самостоятельная работа «Объяснить слова «Рай - под ногами матери» | Написать сочинение на тему «Я и мои родители» |
| отношение к старшим |
|
|
|
|
22 | Нравственны е ценности ислама: дружба, гостеприимс тво | 1 | Нравственные ценности. Дружба. Кунак. Гостеприимство. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Составить план рассказа о своём друге. |
23 | Нравственны е ценности ислама: любовь к Отечеству, миролюбие | 1 | Нравственные ценности. Любовь к Отечеству. Миролюбие. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Написать сочинение о знакомом человеке, рассказать, что полезного он делает для своей Родины. |
24 | Забота о здоровье в культуре ислама | 1 | Халяль. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Узнать рецепт приготовления национальной мусульманской кухни |
25 | Ценность образования и польза учения в исламе | 1 | Учение. Медресе. Мектебе. Шакирды. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Ответить на вопрос «Зачем человеку нужны знания?» |
26 | Ценность образования и польза учения в исламе | 1 | Медицина. Астрономия. Математика. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Составить карту местности по образцу, приведённого в учебнике. |
27 | Праздники исламских народов России: их происхожден ие и особенности | 1 | Башкиры. Сабантуй. Майдан. Батыр. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить сообщение о том, какие блюда готовят мусульмане в праздники. |
| проведения (Сабантуй) |
|
|
|
|
28 | Праздники исламских народов России: их происхожден ие и особенности проведения (по выбору учителя и родителей) | 1 |
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
29 | Искусство ислама | 1 |
| Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ на тему «Мечети мира» |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонацион ального и многоконфес сионального народа России | 1 | Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Объяснить предложение «В духовном наследии, полученном нами от предыдущих поколений, заключена великая сила нашего народа» |
31 | Подготовка творческих проектов. | 1 |
| Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. |
|
32- 34 | Презентации творческих проектов | 3 |
| Презентации творческих работ |
|
Тематическое планирование модуля «Основы буддийской культуры»
№ п.п | Темы уроков | Кол-во часов | Основные термины и понятия | Вид контроля на уроке | Домашнее задание |
1 | Россия - наша Родина | 1 | Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. | Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности» | Рассказать членам семьи об известных людях. Придумать вопросы для интервью с известным человеком |
2 | Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. | 1 | Культура. Религия. Буддизм. Учение. Срединный путь. Аскетизм. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Прочитать статью пособия, обсудить с родителями её содержание |
3-4 | Будда и его учение | 1 | Дерево Бодхи. Четыре Благородные Истины. Срединный (Благородный) Восьмеричный путь. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Прочитать статью из пособия, ответить на вопросы |
5-6 | Буддийский священный канон | 1 | Канон. Трипитака. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Выполнить задания из пособия для учащихся. |
7-8 | Буддийская картина мира | 1 | Перерождение. Причина. Следствие. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подобрать пословицы и поговорки, говорящие о причинно-следственных связях. |
9 | Добро и зло. | 1 | Добро. Зло. Деяние. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Ответить на вопрос «В каких поступках проявляются добрые качества человека, а в каких злые» |
10 | Ненасилие и доброта | 1 | Ахимса. Мета. Бодхичитта. Дхаммапада. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Выполнить задания из пособия для учащихся. |
11 | Любовь к человеку и ценность жизни | 1 | Ценность человеческой жизни. Святая Любовь. Святое Сострадание. Дже Цонкапа. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Выполнить задания из пособия для учащихся. |
12 | Милосердие и сострадание | 1 | Любовь. Милосердие. Далай Лама | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Выполнить задания из пособия для учащихся. |
13 | Отношение к природе | 1 | Природа. Чистота. Экология. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Выполнить задания из пособия для учащихся. |
14 | Буддийские святые. Будды. | 1 | Учитель. Пантеон. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
15 | Семья в буддийской культуре и её ценности | 1 | Забота. Послушание. Уважение. Доверие. Помощь. Семья. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Выполнить задания из пособия для учащихся. |
16 | Творческие работы учащихся. | 1 |
| Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. |
|
17 | Презентация творческих работ | 1 |
| Презентации творческих работ |
|
18 | Буддизм в России | 1 | Махаяна. Тхеварада. Дацан. Лама. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Ответить на вопросы из пособия. |
19 | Основы буддийского Учения и этики | 1 | Восемь принципов Восьмеричного Пути, альтруизм. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
20- 21 | Человек в буддийской картине мира | 1 | «Шесть парамит». Долг. Свобода. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Выполнить задания из пособия. |
22 | Буддийские символы | 1 | Символ. Слон. Лев. Конь. Черепаха. Газели. Золотые рыбы. Раковина. Драгоценный сосуд. Цветок лотоса. Колесо. Знамя победы. Бесконечный узел. Зонт. Интерпретация. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Выполнить задания из пособия. |
23 | Буддийский храм | 1 | Храм. Дацан. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Выполнить задания из пособия. |
24 | Буддийские | 1 | Сандаловый Будда. Атлас тибетской медицины. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в | Выполнить задания из |
| святыни |
|
| электронном сопровождении к уроку | пособия. |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонацион ального и многоконфес сионального народа России | 1 | Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ. | Самостоятельная работа «Составить предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, Отечество, патриотизм, народ. | Подготовить сообщение об одной из конфессий. |
31 | Подготовка творческих проектов. | 1 |
| Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. |
|
32- 34 | Презентации творческих проектов | 3 |
| Презентации творческих работ |
|
Тематическое планирование модуля «Основы иудейской культуры»
№
п.п
Темы
уроков
Кол-во
часов
Основные термины и понятия
Вид контроля на уроке
Д. з.
1
Духовные
ценности и нравственны е идеалы в жизни человека и общества. Россия -
наша Родина.
1
Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.
Президент. Государственные символы. Духовность.
Традиции.
Творческая работа «Составление
предложений со словами Россия, Отечество,
патриот, президент, духовные ценности»
Рассказать членам семьи
об известных людях.
Придумать вопросы для интервью с известным человеком
2
Введение в
иудейскую духовную
1
Культура. Религия. Монотеизм. Иудаизм.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Подобрать
иллюстративный материал по теме «Тора
| традицию. Культура и религия. |
|
|
| - главная книга иудаизма» |
3 | Тора - главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля» | 1 | Тора. Книги Торы. Заповеди (мицвот). Шабат. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Написать сочинение- рассуждение «Не делай ближнему своему того, что ненавистно тебе» |
4 | Письменная и устная Тора. Классически е тексты иудаизма | 1 | Тора (Пятикнижие Моше). Письменная Тора. Танах. Устная Тора. Талмуд. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Написать сочинение- рассуждение «Каждый выбирает сам, быть ему зрячим или слепым, слышать или закрыть уши» |
5 | Патриархи еврейского народа. | 1 | Патриарх. Праотец. Двенадцать колен Израилевых. Эрец Исраэль (Земля Израиля) | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подобрать иллюстративный материал по теме «История Йосефа (Иосифа)» |
6 | Евреи в Египте: от Йосефа до Моше | 1 | Вражда и зависть. Любовь и прощение. Испытание и вера. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подобрать иллюстративный материал по теме «Исход из Египта» |
7 | Исход из Египта | 1 | Казни египетские. Исход. Песах. Агада. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подобрать иллюстративный материал по теме «Получение Торы» |
8 | Получение Торы на горе Синай | 1 | Дарование Торы. Десять Заповедей. Мишкан (переносной Храм). Коэны (священнослужители). Рабейну (учитель). Шавуот (праздник Дарования Торы) | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
9 | Пророки и праведники в иудейской культуре | 1 | Пророки. Праведники. Праведник народов мира. Увещевание. Назидание. Утешение. Благочестие. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Найти произведения русских поэтов с названием «Пророк» |
10 | Пророки и праведники в иудейской культуре | 1 | Невеиим (Пророки) - вторая книга Танаха. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Спросить у членов семьи, что им известно о Катастрофе еврейского народа и о помощи евреям в годы Второй мировой войны. |
11 | Храм в жизни иудеев | 1 | Шхина (Слава Божья). Бейт-а-Микдаш (Иерусалимский Храм. Ковчег Завета. Менора. День траура по Иерусалимскому храму. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подобрать иллюстративный материал по теме «Синагога» |
12 | Назначение Синагоги и её устройства | 1 | Синагога. Тора. Мизрах (восток). Арон-кодеш (священный шкаф). Нер тамид (вечный светильник). Парохет (занавес). Бима (возвышение). Раввин. | Самостоятельная работа «Найти и выписать предложения, в которых говорится о синагоге» | Подготовить рассказ о том, как празднуется Шабат. |
13 | Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал. | 1 | Суббота (Шабат). Встреча субботы (кабалат Шабат). Змирот (песни Субботы). Авдала. Мидраш. | Самостоятельная работа «Найти и выписать предложения, в которых говорится со словом Шабат» | Выучить стихотворение Х. Бялика. |
14 | Молитвы и благословени е в иудаизме | 1 | Тфила (молитва, соединение). Личная и общественная молитва. Обращение и общение. Благодарение. Благословение. Кавана (направленность сердца). Сидуры (молитвенники). | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить пересказ истории появления праздника Пурим. |
15 | Добро и зло | 1 | Добро и зло. Дерево познания добра и зла. Запрет. Искушение. Зависть. Наказание. Мораль. Нормы. Свобода выбора. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
16 | Творческие работы учащихся. | 1 |
| Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. |
|
17 | Подведение итогов | 1 |
| Презентации творческих работ |
|
18 | Иудаизм в России | 1 | Еврейские общины. Черта оседлости. Четыре волны гонений. Возрождение иудаизма. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить словарный диктант. |
19 | Основные принципы иудаизма | 1 | Десять Заповедей. Истины и уставы. Нормы и правила. | Словарный диктант | Подготовить сообщение о жизни и деятельности Маймонида. |
20 | Основные принципы иудаизма | 1 | Тринадцать принципов Маймонида. Главные принципы иудаизма: единобожие, бестелесность Бога, вера в приход Машиаха. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
21 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомо щь | 1 | Милосердие. Любовь. Сострадание. Доброжелательность. Забота. | Самостоятельная работа «Написать мини- сочинение «Почему человеку необходима не только материальная, но и моральная помощь» | Подобрать фотографии, иллюстрирующие соблюдение традиций иудаизма в повседневной жизни |
22 | Традиции иудаизма в повседневно й жизни | 1 | Обрезание. Кошерная и трефная пища. Чистые и нечистые животные. Кипа. Цицит. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подобрать фотографии, иллюстрирующие ритуал Бар-мицвы и Бат-мицвы. |
23 | Совершенно летие в иудаизме. Ответственн ое принятие Заповедей. | 1 | Бар-мицва и бат-мицва. Тфиллин | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Составить рассказ о бар- мицве и её значении в жизни евреев |
24 | Еврейский дом - еврейский мир: знакомство с историей и традицией. | 1 | Мезуза. Пасхальный седер. Ханукия. Шалом Байт (мир дома) | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Написать рассказ на тему «Еврейский дом - еврейский мир» |
25 | Знакомство с еврейским календарём: | 1 | Названия месяцев по еврейскому календарю. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ о еврейском празднике |
| его устройство и особенности |
|
|
|
|
26 | Еврейские праздники: их история и традиции | 1 | Ханука. Йом-Кипур. Суккот. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
27 | Еврейские праздники: их история и традиции | 1 | Ту-би-Шват. Пурим. Песах. Седер. Агада. Шавуот. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить сообщение о праматерях еврейского народа |
28 | Ценности семейной жизни в еврейской традиции. Праматери еврейского народа. | 1 | Брак и семья. Любовь. Забота. Праведность. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
29 | Ценности семейной жизни в еврейской традиции. | 1 | Брак и семья. Доброта. Любовь. Забота. Смирение. Преданность. Праведность. Деторождение. Чадолюбие. Почитание родителей. Родители и дети. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонацион ального и многоконфес сионального народа России | 1 | Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ. | Самостоятельная работа «Составить предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, Отечество, патриотизм, народ. | Подготовить сообщение об одной из конфессий. |
31 | Подготовка | 1 |
| Самостоятельная работа учащихся по |
|
| творческих проектов. |
|
| составлению плана будущей творческой работы. |
|
32- 34 | Презентации творческих проектов | 3 |
| Презентации творческих работ |
|
Тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур»
№
п.п
Темы
уроков
Кол-во
часов
Основные термины и понятия
Вид контроля на уроке
Д. з.
1
Россия -
наша Родина
1
Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.
Президент. Государственные символы.
Творческая работа «Составление
предложений со словами Россия, Отечество,
патриот, президент, духовные ценности»
Рассказать членам семьи
об известных людях.
Придумать вопросы для интервью с известным человеком
2
Культура и
религия.
1
Культура. Религия.
Творческая работа «Составление
предложений со словами культура, религия»
Прочитать статью
пособия, обсудить с родителями её содержание
3
Культура и
религия.
1
Культура. Религия.
Творческая работа «Составление
предложений со словами культура, религия,
христианство, православие»
Прочитать статью из
пособия, ответить на вопросы
4
Возникновен
ие религий. Древнейшие верования.
1
Пантеон. Многобожие. Завет.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Прочитать статью из
пособия, составить план
5
Возникновен
ие религий. Религии мира и их основатели.
1
Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана.
Ступы. Буддизм.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Прочитать статью из
пособия, ответить на вопросы
6
Священные
книги
1
Веды, Авеста, Трипитака
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Прочитать статью из
пособия, ответить на
| религий мира: Веды, Авеста, Трипитака |
|
|
| вопросы |
7 | Священные книга мира: Тора, Библия, Коран | 1 | Канон. Тора. Библия. Коран. Пророки. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
8 | Хранители предания в религиях мира | 1 | Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник. Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха. Лама. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Рассказать членам семьи и друзьям о мировых религиях. |
9 | Человек в религиозных традициях мира | 1 | Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная культура. | Творческая работа «Продолжить предложение «Молитва - это…» | Подготовить рассказ на тему «Что говорит о человеке … культура » |
10 | Священные сооружения. | 1 | Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Написать, какие священные сооружения ты встречал в своём городе. |
11 | Священные сооружения. | 1 | Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Написать, какие священные сооружения ты встречал в своём городе. |
12 | Искусство в религиозной культуре | 1 | Икона. Каллиграфия. Арабески. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Составить план ответа на тему «Искусство в религиозной культуре …» |
13 | Искусство в религиозной культуре | 1 | Семисвечник. Способы изображения Будды. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ «Мои впечатления от …» |
14 | Добро и зло. Возникновен ие зла в | 1 | Грех. Грехопадение. Покаяние. Добро. Зло. Традиция. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовить рассказ с примерами из истории представлений человека |
| мире. Понятие греха, раскаяние и воздаяние. Рай и ад. |
|
|
| о добре и зле. |
15 | Добро и зло. Возникновен ие зла в мире. Понятие греха, раскаяние и воздаяние. Рай и ад. | 1 | Грех. Грехопадение. Покаяние. Добро. Зло. Традиция. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло» |
16 | Творческие работы учащихся | 1 |
| Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. |
|
17 | Презентация творческих работ | 1 |
| Презентации творческих работ |
|
18- 19 | Религии России | 1 | Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Ответить на вопросы из пособия. |
20 | Религия и мораль. Нравственны е заповеди в религиях мира | 1 | Притча | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
21 | Религия и мораль. Нравственны е заповеди в религиях | 1 | Бодхисаттва | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
| мира |
|
|
|
|
22 | Религиозные ритуалы. Обычаи о обряды. | 1 | Обряды. Ритуалы. Таинства. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку |
|
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонацион ального и многоконфес сионального народа России | 1 | Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ. | Самостоятельная работа «Составить предложения со словами Отечество, любовь к Родине, уважение, Отечество, патриотизм, народ. | Подготовить сообщение об одной из конфессий. |
31 | Подготовка творческих проектов. | 1 |
| Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы. |
|
32- 34 | Презентации творческих проектов | 3 |
| Презентации творческих работ |
|
Тематическое планирование модуля «Основы светской этики»
№
п.п
Темы
уроков
Кол-во
часов
Основные термины и понятия
Вид контроля на уроке
Домашнее задание
1
Россия -
наша Родина
1
Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица.
Президент. Государственные символы.
Творческая работа «Составление
предложений со словами Россия, Отечество,
патриот, президент, духовные ценности»
Рассказать членам семьи
об известных людях.
Придумать вопросы для интервью с известным человеком
2
Что такое
светская
1
Культура. Мораль. Этика.
Творческая работа «Составление
предложений со словами культура,
Прочитать статью
пособия, обсудить с
этика?
моральный, этический»
родителями её
содержание
3
Мораль и
культура
1
Мораль. Культура.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Прочитать статью из
пособия, ответить на вопросы
4
Особенности
морали
1
Культура. Материальная культура. Духовная культура.
Мораль.
Самостоятельная работа «Выписать из
пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры»
Подготовить рассказ об
особенностях морали как особого вида духовной культуры
5
Добро и зло
1
Добро и зло как основные этические понятия
Самостоятельная работа «Выписать 2-3
предложения, которые показались особенно важными»
Подготовить рассказ с
примерами из истории представлений человека о добре и зле
6
Добро и зло
1
Добро. Зло. Гуманность.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Рассказать членам семьи
и друзьям, что такое добро, зло, гуманность
7
Добродетель
и порок
1
Добро. Зло. Добродетель. Порок.
Самостоятельная работа «Найти в тексте два
определения добродетели, подчеркнуть их»
Рассказать членам семьи
и друзьям, что такое добродетель и порок.
8
Добродетель
и порок
1
Добродетель. Порок. Чувство собственного
достоинства.
Самостоятельная работа «Найти в тексте
слова с противоположным значением.
Выписать две- три пары»
Подготовить рассказ с
примерами добродетели и порочных поступков.
9
Свобода и
моральный выбор человека
1
Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального
выбора. Моральный конфликт.
Самостоятельная работа «Выписать из текста
пособия, что предполагает свободный выбор»
Подготовить рассказ с
примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.
10
Свобода и
ответственно сть
1
Ответственное поведение. Свободный выбор
личности. Отношения ответственности.
Самостоятельная работа «Выписать из текста
пособия, что входит в отношения ответственности»
Подобрать примеры из
литературы, в котором описывается ответственное поведение человека
11
Моральный
долг
1
Моральный долг. Моральная обязанность.
Самостоятельная работа «Составить
предложение со словом долг»
Подобрать пословицы, в
которых говорилось бы о долге человека.
12
Справедливо
сть
1
Справедливость. Моральные правила справедливого
человека.
Самостоятельная работа «Составить план
статьи из пособия»
Придумать рассказ о
справедливом и несправедливом человеке
13
Альтруизм и
эгоизм
1
Альтруизм. Эгоизм. Здоровый эгоизм.
Самостоятельная работа «Найти и выписать
определения альтруизма и эгоизма»
14
Дружба
1
Добродетельные отношения. Дружба.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Написать рассказ о
своём друге
15
Что значит
быть моральным
1
Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный
выбор. Моральные нормы.
Самостоятельная работа «Продолжить
предложение «Быть моральным - это значит…»
Подготовиться к
сочинению «Что такое добро и зло»
16
Творческие
работы учащихся.
1
Самостоятельная работа учащихся по
составлению плана будущей творческой работы.
Редактирование,
обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала.
17
Презентация
творческих работ
1
Презентации творческих работ
18
Род и семья -
исток нравственны х отношений в истории человечества
1
Род. Семья. Фамилия. Родословная.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Выполнить задания из
пособия
19
Нравственны
й поступок
1
Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель
поступка. Средства достижения цели. Действие.
Результат.
Самостоятельная работа «Выписать из
пособия пять компонентов нравственного поступка»
Выбрать и
проанализировать поступок любимого героя литературного произведения
20
Золотое
правило нравственнос ти
1
Золотое правило нравственности
Самостоятельная работа «Выписать из
пособия золотое правило нравственности в положительной или отрицательной формулировке»
Оценить поступок героя
сказки с точки зрения золотого правила нравственности
21
Стыд, вина и
1
Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
Подготовить вопросы к
извинение
электронном сопровождении к уроку
тексту в пособии
22
Честь и
достоинство
1
Честь. Достоинство. Кодекс чести.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Подобрать пословицы, в
которых говорилось бы о чести и достоинстве
23
Совесть
1
Совесть. Стыд. Размышления. Чувства. Воля.
Самостоятельная работа «Составить план
статьи»
Рассказать членам семьи
и друзьям о совести.
24
Богатырь и
рыцарь как нравственны е идеалы
1
Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.
Самостоятельная работа «Составить
несколько предложений о подвигах русских богатырей или рыцарей»
Подготовить рассказ на
тему «Нравственный образец богатыря»
25
Джентльмен
и леди
1
Джентльмен. Леди.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Подготовить рассказ на
тему «Джентльмен и леди»
26
Образцы
нравственнос ти в культуре Отечества
1
Нравственность. Культура. Культура России. Патриот.
Защитник Отечества. Коллективист.
Словарный диктант по содержанию 18-24
уроков.
Ответить на вопрос
«Кого из современников можно назвать героями, защитниками Отечества?»
27
Этикет
1
Этикет. Образец. Правила этикета.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Составить перечень
правил этикета, которые должен соблюдать школьник.
28
Семейные
праздники
1
Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Подготовить рассказ о
семейном празднике.
29
Жизнь
человека - высшая нравственная ценность
1
Ценности. Жизнь человека. Уникальность,
неповторимость жизни.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Подготовить рассказ на
тему «Жизнь человека - высшая нравственная ценность»
30
Любовь и
уважение к
Отечеству.
1
Государство. Гражданин. Мораль. Патриотизм. Народ.
Коллективная рефлексия, предусмотренная в
электронном сопровождении к уроку
Рассказать членам семьи
и друзьям о государстве и морали гражданина
31
Подготовка
творческих проектов.
1
Самостоятельная работа учащихся по
составлению плана будущей творческой работы.
32-
34
Презентации
творческих проектов
3
Презентации творческих работ
37
2