Воспитательное пространство в СОШОТ

Воспитательное пространство - понятие, введенное Л.И. Новиковой и А.Т. Куракиным. Создание воспитательного пространства в микросоциуме. Воспитательное пространство микросоциума не возникает спонтанно, а является следствием специальной организаторской работы по его проектированию и «выращиванию», которую могут осуществлять органы самоуправления, если таковые имеются, социальные педагоги и работники, инициативные группы жителей, представители муниципальных органов власти и управления. Воспитательн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Единство семьи и школы в создании единого воспитательного пространства.

Практическая реализация идеи о приоритетности воспитания в образовании возможна посредством создания воспитательного пространства школы. Воспитательное пространство школы включает: собственно школу, внешкольные учреждения, семью и общественность. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы - развитость, целостность личности.

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблемы экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, « авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Чем же обусловлена необходимость объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности в формировании личности ребенка? Воспитание школьников несет на себе отпечаток социальных условий, бытового окружения, воздействия различных общественных объединений. Естественно поэтому, что только при согласовании всех этих влияний можно повышать действенность школьного воспитания. Организующим центром совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности должна выступать школа. Это связано с рядом факторов. Во-первых, именно школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся. Во-вторых, школа располагает специально подготовленными кадрами профессиональных педагогов, большинство же родителей не имеют надлежащей психологической и педагогической подготовки. В-третьих, значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, её влияние сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они продолжают свою учебную работу дома, выполняя учебные задания. В то же время нельзя не учитывать, что большинство родителей занято материальным обеспечением семьи, что ослабляет традиционные контакты родителей с детьми.

Таковы объективные факторы, которые не только обуславливают необходимость согласованной работы школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся, но и делают школу своеобразным центром воспитательного пространства, объединяющим воспитательную деятельность семьи и общественности. Чтобы школа стала центром воспитательного пространства, она должна иметь свою воспитательную систему. В нашей школе такая воспитательная система создана. Воспитательная система школы не будет эффективно развиваться без взаимодействия с семьями учащихся, поэтому в систему заложен раздел по семейному воспитанию «Мой дом - моя крепость». Оно (семейное воспитание) может выражаться в самых разных формах: в форме координации воспитательных усилий, в форме коллективного принятия решений, в форме осуществления какой-либо совместной деятельности и т.д.

Как писал Ш.Амонашвили, «нельзя, чтобы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду». Речь идет о той природной, культурной, социальной среде, которая осваивается детьми, учителями, родителями в процессе их совместной деятельности, - среде, значимой и ценной для них. Ведь уже давно известно, что процесс развития личности ребёнка во многом зависит от условий окружающей его среды. Среда - это все то, что окружает ребёнка и посредством чего он реализует себя как личность. Среда осредняет личность (и тем значительнее, чем продолжительнее пребывание в ней). Богатая среда обогащает, бедная-обедняет, свободная - освобождает, здоровая - оздоравливает, ограниченная - ограничивает и т.д. Между внутришкольной и внешкольной средой нет формальных отличий, а только содержательные. Их объединяет то, что они состоят из ниш и стихий.

Если мы проанализируем опыт других школ, то заметим, что освоенная субъектами воспитательной системы среда может быть разнопланова.

Это может быть внешкольная среда, то социокультурное пространство, в которое попадает ребёнок вне стен школы, целое село, в котором находится образовательное учреждение. Это могут быть локальные объекты окружающей школу среды, когда ребёнок контактирует с отдельными компонентами среды, в которых он может искать и находить необходимые ему для саморазвития ниши. Это может быть только внутришкольная среда. В таком случае мы можем говорить о своеобразной замкнутости воспитательной системы школы. Социокультурное пространство, располагающееся вокруг образовательного учреждения, не всегда может оказывать положительное влияние на ребёнка. Иногда школа вынуждена даже выступать конкурентом социокультурного пространства. Внутришкольную среду мы можем подразделить на внутриклассную, внеклассную, внеурочную, постоянную, временную, ситуативную и т.д. независимо от разновидностей всем средам присущи одинаковые свойства: любая среда позволяет что-либо субъекту и как-то на него влияет.

Мы остановимся на том случае, когда воспитывающая среда - это социокультурное пространство -село. В таком случае мы можем говорить об открытости школы окружающему социуму, о слиянии внутришкольной и внешкольной среды, о скоординированности действий учителей школы и работников учреждений воспитательного пространства, о схожести их целевых и ценностных установок.

Для учеников нашей школы воспитывающая среда- это целое село - Марушка. Так уж повелось исторически, что школа всегда была образовательным, социальным, спортивным и культурным центром села Марушка. Все жители села - это родители, учителя, ученики и выпускники школы, все знают друг друга, общаются, дружат семьями.

Мы убеждены, что школа и семья - это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Определены функциональные обязанности классных руководителей школы, среди которых - изучение семьи школьника, её воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания. Содержание этой работы включает три направления: повышение психолого-педагогической культуры семьи, индивидуальная работа с родителями учащихся, участие родителей в учебно-воспитательном процессе через совместные творческие дела.

В повышении психолого-педагогической культуры семьи педагогический коллектив школы видит свою задачу прежде всего в том, чтобы обучить родителей умению быть родителями, помочь овладеть педагогическими знаниями и умениями, приёмами воспитания и взаимодействия с детьми, чтобы помочь создать родителям в семье ту благоприятную окружающую среду, которая необходима для развития ребёнка. Для решения этой задачи в нашей школе психологом создана и в настоящее время реализуется программа по семейному воспитанию «Вместе», также работа с родителями ведется и традиционным способом: общие собрания, консультации, работа родительского комитета, разнообразные совместные с детьми дела. Но каждый учитель строит свою систему работы с родителями. Секрет успеха заключается в том, чтобы не ограничиться отдельными парадными мероприятиями, а организовать взаимно интересную, насыщенную повседневную жизнь детей и взрослых. Это происходит через педагогический всеобуч, практические занятия и деловые игры. На родительские собрания приглашаются различные специалисты - врачи, психолог, работники правоохранительных органов. Одним из важных направлений сотрудничества семьи и школы является взаимное обучение учителей, родителей и детей - каждому есть чему поучиться друг у друга. Главными результатами этой работы мы видим в установлении взаимопонимания, готовности к сотрудничеству, уверенности в успехе.

Особое место в работе с семьёй в нашей школе занимает индивидуальное консультирование и беседы с родителями, приглашение родителей на открытые уроки и мероприятия.

Но самым важным в своей работе педагогический коллектив считает участие родителей в учебно-воспитательном процессе через совместные творческие дела. Большую работу по организации изучения традиций семьи проводит педагогический коллектив школы. Ребята вместе с родителями составляли родословную своей семьи, знакомились с её историй, семейным укладом и традициями. Взрослые и дети вместе участвовали в праздниках «Наша дружная семья», «Папа, мама, я - дружная спортивная семья», «Целуем бабушкины руки» и др. Все эти мероприятия сблизили детей и взрослых-родителей и педагогов. С наступлением нового учебного года педагогический коллектив продолжил работу в данном направлении. Тематические классные часы «История моей семьи», «Моя семья в фотографиях», «Бабушки и дедушки» и многие другие классные и школьные мероприятия и встречи посвящены были также разделу «Мой дом - моя крепость».

Совместные семейные творческие дела «Папа, мама, я- спортивная семья», « Папа, мама, я- дружная семья», традиционные праздники Первого и Последнего звонка, на которые собираются все от мала до велика жители села, совместные концерты, семейные вечера отдыха в классах, на которые приходят целыми семьями, походы, которые сближают детей и взрослых - вот далеко неполный перечень мероприятий. в которых принимают вместе участие дети и родители. Самыми любимыми для детей и запоминающимися для родителей являются яркие, красочные концерты для жителей села, посвященные Дню матери, Дню пожилых людей, Дню Победы, Дню семьи и другие. В таких мероприятиях принимают участие вся школа: одни готовят концертные номера, другие готовят своими руками поделки на выставку, кто-то оформляет вместе со взрослыми зал. Очень важно для ребёнка услышать слова благодарности за выступление от бабушек и дедушек, от соседей по дому и во дворе, от жителей села, которые знают их с маленького возраста и знают его родителей. Каждый ученик школы и родитель стараются внести свой вклад в такие общие творческие дела. И взрослые, и дети получает от общения на таких замечательных праздниках положительные эмоции. Родители гордятся своими детьми, соседи думают: какой замечательный артист - соседский мальчишка, дети радуются от предоставленной возможности показать своё мастерство, своё умение взрослым.

Очень важны и необходимы для развития и воспитания личности ребёнка встречи, которые проходят между учениками нашей школы и представителями старшего поколения села. Не прерывается связь поколений в сотрудничестве школы и села. Школьники готовят для оформления зала свои рисунки и поделки, ученики пишут мини- сочинения или стихи по теме праздника. На каждом празднике школьники выступают с небольшими концертными номерами. Это могут быть колядки - на рождественском празднике, песни про блины - на Масленицу, интересная концертная программа ко Дню Победы для ветеранов и тружеников тыла. Слёзы на глазах ветеранов, вдов войны, тружеников тыла - это самый трогательный и наглядный показатель нашей совместной работы, нашего сотрудничества. После таких встреч не надо долго объяснять школьникам, что надо уважать пожилых людей, он понимают это сами. А бабушки и дедушки с интересом разглядывают учеников, гадая, кто чей внук или внучка.

Школа сотрудничает и взаимодействует с сельской библиотекой и детским садом, с домом культуры, и работники клуба всегда рады школьникам на своих мероприятиях.

В педагогически организованном пространств села легче решать задачи семейного и общественного воспитания.

Сохраняются и спортивные традиции села, школьники занимаются теннисом, футболом, баскетболом, лыжами. Младшее поколение мальчишек и девчонок не подводят своих старших товарищей, родителей, которые всегда занимали призовые места в районных соревнованиях по различным видам спорта.

Школа, родители, педагоги дополнительного образования, актив жителей села стараются создать необходимые условия для формирования единого педагогически организованного воспитательного пространства, устанавливая заинтересованный диалог и сотрудничество между собой, взаимодействуя по основным направлениям работы по воспитанию и развитию личности каждого маленького жителя села Марушка.

Следует отметить, что особенность построения воспитательной работы нашей школы в открытости её окружающему социуму и скоординированности действий учителей и родителей. Целью данной деятельности мы видим в максимальном сближении интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. У нас, взрослых, одна общая цель- создание единого благоприятного для ребёнка воспитательного пространства школы.



© 2010-2022