Применение в учебном процессе металлообрабатывающего профиля рабочих программ, разработанных на основе ФГОС

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования и науки Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Новозыбковский промышленный техникум»







Доклад по теме:

«Применение в учебном процессе металлообрабатывающего профиля рабочих программ, разработанных на основе ФГОС»









Подготовил:

Мастер п/о

Поддубный В.А.

Новозыбков, 2013



Образование - это индустрия,

направленная в будущее.

(С.П.Капица)

Развитие научно - технического прогресса и переход экономики страны на рыночные механизмы дает ясно понять, что выпускники образовательных учреждений, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда.

Профессионализм и компетентность - это те качества, от которых сегодня зависят трудовые и жизненные успехи.

Именно поэтому, профессиональное образование должно в большей степени ориентироваться на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросах работодателей, привлекая их к разработке ФГОС стандартов профессионального образования (ПО). Причем помощь работодателей заключается в разработке основных видов деятельности (функций), компетенций будущего специалиста, то есть требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы, а инженерно - педагогический коллектив разрабатывает требования к структуре и требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы. Что касается начального профессионального образования то оно не упраздняется. Его программы трансформируются. Анализируются профессии и специальности НПО, часть которых уйдет в программы среднего профессионального образования (СПО).

Российское образование шагнуло от минимума содержания к минимуму требований. То есть теперь на федеральном уровне не диктуется содержание программ, а задаются выходные параметры выпускников, освоивших программы, структура программ и условия их реализация.

Модульные программы успешно могут быть использованы при обучении обучающихся и повышении квалификации работников. Гибкость модульных программ основанных на компетенциях:

- дает возможность индивидуализировать обучения для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем комбинирования необходимых модулей.

- позволяет применять одни и те же модули в нескольких учебных программах (техника безопасности и т.д.).

Анализ потребностей в умениях является начальным этапом длительного цикла разработки и реализации профессиональных стандартов, затем образовательных стандартов, затем модульных программ, основанных на компетенциях, который завершается оценкой преподавания модулей, УП и ПП.

Основа каждого модуля - это блок профессиональных дисциплин. По каждому модулю предусмотрена учебная и производственная практики и оценивание.

Такой подход к построению содержания образования позволяет оптимально сочетать теоретическую и практическую составляющие обучения, интегрируя их.

В рамках подготовки к реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в нашем образовательном учреждении была проведена реорганизация, заключающаяся в преобразовании "Профессионального лицея № 20" в "Новозыбковский промышленный техникум" с интеграцией базисных учебных планов НПО - СПО.

Как показал проведённый анализ, переход к компетентностной модели предусматривает участие работодателей, как в разработке образовательной программы, так и в контроле её качества. Поэтому были установлены партнёрские отношения с ОАО "Новозыбковский машиностроительный завод". Промышленный техникум заключает договоры о совместной деятельности по подготовке квалифицированных рабочих кадров под конкретное рабочее место. 15 февраля на Новозыбковском машиностроительном заводе прошел сертификацию первый вагон. Завод получил право выпуска полувагонов с выходом на железнодорожные линии. Полностью реконструирована вторая очередь предприятия, серьезные изменения произошли на заводе в целом. Сварочно-заготовительный, сборочно-сварочный и сварочные цеха- это три территории второй очереди, связанные тележечным путем. Над глобальными изменениями трудился весь коллектив предприятия. Новозыбковский машиностроительный завод станет максимально механизированным предприятием, на котором будет налажен полный цикл выпуска полувагонов, крытых полувагонов и железнодорожных цистерн. На территории завода построят склады, малярные отделения, цех по производству железнодорожных цистерн.

В перспективе ближайших двух лет заводчане должны выйти на выпуск 600 полувагонов в месяц. Учащиеся выпускных групп техникума проходят производственную практику на Машиностроительном заводе с последующем трудоустройством на предприятии. Анализ данных о востребованности выпускников последних лет на рынке труда показывает, что 78%, окончивших техникум, работают по профессии (из них трудоустройство по профессии сварщик составляет 100% при дефиците выпускников на рынке труда), 15 %- продолжают обучение по избранной или родственной профессии в ВУЗАХ, 5% уходят служить в ряды Вооруженных сил и 2% выпускников используют право свободного трудоустройства.

Создание новых рабочих мест - ключ к решению многих проблем рынка труда, профессионального образования и социальной политике в целом.

Представителям базовых предприятий было предложено принять участие в сборе материала, отражающего необходимые требования к профессии, должностным обязанностям, профессиональным компетенциям. Были получены сведения по современному оборудованию, технологическим процессам производства, которые были включены в содержание междисциплинарных курсов.

Сегодня в нашем техникуме создаются все условия для обучающихся с учётом их способностей, склонностей, потребностей и возможностей.

Практико-ориентированная подготовка обучающихся, включающая в себя учебную и производственную практику, зависит от особенностей рабочих профессий. Для эффективной адаптации обучающихся к условиям производства, материально - техническая база, соответствующая санитарным и противопожарным нормам, обеспечивает проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, в том числе с использованием ПК.

В настоящий момент коллектив техникума работает над решением следующих задач:

- обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе совершенствования его содержания и структуры;

- развитие кадрового потенциала через повышение квалификации, переподготовки и участия в многообразных формах научно-методической работы;

- организация инновационной, проектной деятельности как способа реализации творческого потенциала инженерно-педагогических работников и обучающихся;

- изучение и внедрение наиболее эффективных технологий обучения и воспитания в целях повышения качества профподготовки;

- повышение статуса воспитания в процессе образования, совершенствование духовно-нравственного, патриотического, гражданского и физического воспитания;

- комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.

Опыт, полученный техникумом при разработке ФГОС - это не только исследовательская и научно-методическая работа коллектива, но и подготовка к работе по новому поколению стандартов, что явно облегчает работу по их внедрению в учебный процесс.

Преимущество модульного подхода к формированию программ позволяет техникуму

стать владельцем обучающего интеллектуального ресурса, что исключает зависимость реализации модуля от наличия или отсутствия конкретного преподавателя, поскольку методика и учебные материалы могут быть освоены другим специалистом. Материально-технические ресурсы позволяют в достаточной мере обеспечивать необходимое сопровождение учебного процесса.

На основании вышеизложенного можно сделать простые по сути и сложные с точки зрения реализации выводы: без профессиональных стандартов не может быть эффективных рабочих программ.

Педагог должен владеть всем инструментариям практикоориентированных методов обучения, умением осваивать, перерабатывать и использовать информацию. Только при таких условиях возможна успешная реализация стандартов нового поколения.

Подводя итог, можно сказать, что девизом к стандартам ФГОС могут служить слова Герберта Спенсера "Великая цель образования - это не знания, а действия".


© 2010-2022