- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное мероприятие Учимся жить без конфликтов
Внеклассное мероприятие Учимся жить без конфликтов
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дубинина(Шейфер) В.А. |
Дата | 19.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Внеклассное мероприятие:
« Учимся жить без конфликтов».
Цели: ознакомление учащихся с понятием «конфликт», с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях, временными моделями конфликтных реакций, показать какие пути выхода из конфликтов существуют;
Задачи:
-
систематизация теоретических знаний о конфликте;
-
научиться искать пути сотрудничества, видеть «плюсы» среди «минусов»;
-
развитие способности успешно действовать в конфликтных ситуациях и регулировать их;
-
повышение креативности мышления участников при решении конфликтной ситуации;
-
способствовать осознанию мотивов своей деятельности;
-
развитие коммуникативной культуры.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (бланки теста).
Ход урока
1. Конфликт - это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов, потребностей одного человека.
Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Хотя чаще всего конфликтную ситуацию мы переживаем как серьёзную неприятность.
2. Временные модели конфликтных реакций . (Приложение 1)
-
Вулкан. (непредсказуемые вспышки)
-
Глиняный горшок. (медленно разогревается)
-
Волна. (спорный вопрос кажется решенным, но позже поднимается снова)
-
Собиратель. (до тех пор, пока не накопится достаточно, по его мнению, обид, не высказывает никакой реакции)
-
Реактор. (приходит к внезапным решениям и высказывает их, не думая о последствиях)
Как управлять собой и окружающими
-
Вулкан. Запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.
-
Глиняный горшок. Запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.
-
Волна. Ничего не поделаешь. Будьте готовы к этому. Старайтесь обойти предмет разногласий.
-
Собиратель. Будьте честным. Следите за событиями. Регулярно проверяйте как обстоят дела.
-
Реактор. Сожмите губы, пока не успокоитесь. Найдите другой способ разрядки. Отделите мысленно реакцию от источника.
3. Стили реагирования в конфликтных ситуациях.
Стиль конкуренция - «акула»
Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
Использование:
-
Исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на разрешение возникшей проблемы;
-
Решение необходимо принять очень быстро;
-
Вы чувствуете, что у вас нет другого выбора и вам нечего терять;
-
Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.
Преимущества:
-
Не копятся отрицательные эмоции;
-
Подходит для экстремальных ситуаций.
Недостатки:
-
Конфликт не решается справедливо;
-
Постоянный конфликт со всеми.
Стиль уклонение - «черепаха»
Человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта.
Использование:
-
Затрагиваемая проблема не столь важна для вас, и вы не хотите тратить силы на её решение;
-
Вы чувствуете, что находитесь в безнадёжном положении;
-
Вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека;
-
Ваш собеседник обладает большей власть.
Преимущества:
-
Это «безопасный стиль в опасности»;
-
Человек сам конфликты не создаёт.
Недостатки:
-
Конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время.
Стиль приспособление - «медвежонок»
Человек стремится уйти от конфликта, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные интересы.
Использование:
-
Исход дела важен для другого человека и не очень существенен для вас;
-
Другой человек обладает большей властью;
-
Необходимо смягчить ситуацию;
-
Важно сохранить отношения, а не отстаивать свои интересы.
Преимущества:
-
Сохраняются взаимоотношения между людьми.
Недостатки:
-
Конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращаются.
Стиль компромисс - «лиса»
Человек озабочен и сохранением отношений, и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым - никто ничего не теряет, но никто ничего не выигрывает.
Использование:
-
Устраивает временное решение проблемы;
-
Уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое.
Преимущества:
-
Быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое.
Недостатки:
-
Может накапливаться неудовлетворённость у людей.
Стиль сотрудничество - «сова»
Стиль позволяет выработать наиболее удовлетворяющие обе стороны решение в конфликтных ситуациях.
Использование:
-
Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться;
-
У вас хорошие взаимоотношения с другой стороной;
-
У вас есть время поработать над возникшей проблемой;
-
Обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью.
Преимущества:
-
Справедливое, окончательное разрешение конфликта.
Недостатки:
-
«Совой» быть трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других.
4. Тест К.Томаса «Стили разрешения конфликтов»..
5. Как успешно разрешить конфликт?
Для разрешения конфликта конструктивным способом сущест.3 вида.
-
Переговоры - это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит от самих сторон - как процесс, так и результат непосредственного обсуждения. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон как сам процесс, так и его результат.
-
Медиация
При медиации в процесс вступает третья сторона - посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш - выигрыш».И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии и ее исход.
-
Арбитраж
В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители.
-
Итоги занятия.
И на последок давайте с вами обсудим, что мы получили в результате данного семинара? Рефлексия «Мне сейчас….».
Литература:
-
Григорьева Т.Г., Линская Л.В. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999.
-
Понаморенко Л.П., Белоусова Р.В. Психология общения. М., ВЛАДОС, 2003.
-
Сизикова С.Ф.Основы делового общения. М., Дрофа, 2006.
-
Васильев Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Речь, 2003.
-
Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и работа с ними // Школьный психолог.2004. № 40.
-
Титкова Л. Индекс конфликтности малой группы // Журнал прикладной психологии. 2002. № 4 - 5.
Тест К.Томаса «Стили разрешения конфликтов»..
Инструкция: Выберите вариант ответа, соответствующий вашему обычному поведению в конфликтной ситуации.
-
а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность в решении сложного вопроса.
б) Вместо того чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
-
а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.
-
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
-
а) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
-
а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого человека.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
-
а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.
б) Я стараюсь добиться своего.
-
а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
-
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
-
а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
-
а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
-
а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
-
а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
-
а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
-
а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.
-
а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
-
а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
-
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
-
а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
-
а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
-
а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
-
а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б)Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
-
а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.
-
а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
-
а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
-
а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
-
а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
-
а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
-
а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
-
а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
-
а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Ключ опросника
№ п/п
Соперничество
Сотрудничество
Компромисс
Избегание
Приспособление
1
a
б
2
б
a
3
a
б
4
a
б
5
a
б
6
б
a
7
б
a
8
a
б
9
б
a
10
a
б
11
a
б
12
б
a
13
б
a
14
б
a
15
б
a
16
б
a
17
a
б
18
б
a
19
a
б
20
a
б
21
б
a
22
б
a
23
a
б
24
б
a
25
a
б
26
б
a
27
a
б
28
a
б
29
б
30
б
a