Доклад на тему: «Интегративный характер формирования личностных качеств обучающихся техникума»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» С. ДИВНОЕ



Доклад на тему:

«Интегративный характер формирования личностных качеств обучающихся техникума».





Выполнила:

Сиденко Н. В.















с. Дивное, 2015 год

Содержание

  1. Введение ………………………………………………………….. 3

  2. Личный опыт по формированию личностных качеств обучающихся техникума…………………………………. 7

  3. Заключение………………………………………………………. 11

  4. Список литературы ………………………………………………. 12







Введение

Выступление на педагогическом совете от 19 января 2015 года.

В качестве психологической основы становления обучающегося как специалиста в профессиональных учебных заведениях являются интегративные характеристики личности, которые служат основой для развития профессионально важных качеств. Влиять на личность можно лишь в определённой степени. Любое воздействия на личность «оценивается» ее свойствами и индивидуальными особенностями. Если этим пренебречь, попытка оказать влияние на обучающегося может не дать никаких результатов или же дать результат, противоположный ожидаемому. Поэтому личностно ориентированное обучение должно опираться на изучение личности учащегося.
В последние годы в педагогике активно разрабатывается проблема интегративности - объединение в целое каких-нибудь частей (элементов) процесса формирования личностных качеств. Это значит, что процесс выработки всякого личностного качества начинается с формирования, простейших элементов поведения, которые в дальнейшем усложняются, переплетаются и, сочетаясь между собой, т.е. интегрируясь, определяют развитие и укрепление этого качества. В педагогическом плане здесь имеют значение два момента. Во- первых, в силу возрастных возможностей обучающихся нельзя сразу формировать всю совокупность черт и свойств, составляющих содержание того или иного качества. И, во- вторых, любое личностное качество ввиду своей сложности обусловливает необходимость начинать его воспитание с выработки сравнительно простых умений и навыков поведения и деятельности и лишь постепенно переходить к более высокому уровню их развития. Отметим, что в принципе так же формируются дисциплинированность, трудолюбие и другие качества. Любое личностное качество представляет собой весьма сложное образование и включает в себя целую совокупность разнообразных личностных черт и свойств. Возьмём тот же простейший пример с вежливостью. Воспитание этого качества обычно начинают с формирования таких элементов поведения, как приучение детей здороваться со сверстниками и знакомыми взрослыми, уступать место взрослым, благодарить за те или иные услуги. Потом вырабатываются более сложные черты этого качества: умение быть предупредительным, оказывать знаки внимания и учтивости, проявлять готовность к взаимопомощи и т.д.
Потребность в формировании того или иного качества возникает тогда, когда обучающийся переживает внутреннее противоречие между тем, какой он есть, и тем, каким хочет быть в соответствующей сфере поведения и деятельности. Чтобы возбудить это противоречие, нужно создать необходимые педагогические условия или ситуации. К таковым, в частности, относятся: анализ педагогом особенностей поведения и деятельности обучающихся и выявление имеющихся недостатков. Логическим продолжением данной работы должно быть обсуждение в группе выявленных недостатков и постановка перед обучающимися конкретных задач по их преодолению. В этих целях можно провести "классный час", беседу, организовать классное собрание, на которое были бы приглашены для совместного обсуждения данной проблемы родители учащихся. Цель указанных форм воспитательной работы - создать общественное мнение и возбудить у обучающихся стремление к преодолению имеющихся недостатков.
Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Формировать социальные качества - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в обучающемся природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь. Развивая данное положение, Макаренко указывал на то, что в педагогической работе мы всегда имеем дело с отношением, которое и составляет истинный объект нашей педагогической работы. Поскольку же отношения не всегда определяются обученностью человека, это обусловливает необходимость проведения специальной воспитательной работы по их формированию, а также разработки и знания теоретических и методических основ этого процесса. Касаясь объекта воспитания, нельзя не детализировать его предметной стороны и хотя бы в общей форме не определить содержания тех отношений, которые необходимо формировать у обучающегося.

Условно их можно объединить в четыре основные группы:
- социальные отношения личности, сюда входят такие качества, как гражданственность, законопослушание, уровень общественной активности и зрелости, выполнение общественного долга и т.д.;
- нравственные - весьма разветвлённая система моральных качеств - патриотизм, культура межнациональных отношений, дисциплинированность, трудолюбие, коллективизм, честь и личное достоинство и т.д.;
- эстетические, сюда относятся уровень развитости чувства прекрасного, увлечённость различными видами искусства и степень их понимания, творческо-эстетические способности и т.д.;
- санитарно-гигиенические, под которыми подразумеваются физическая культура, занятие спортом, здоровый образ жизни, экологическая подготовленность и т.д.

Понятие интегративности обозначает в данном случае объединение, сочетание в процессе воспитания отдельных свойств и черт, которые в своей совокупности образуют то или иное личностное качество. Реализация принципа интегративности в процессе формирования у обучающихся личностных качеств, требует от преподавателей и мастеров обстоятельного знания этики и детального представления о чертах и свойствах, которые определяют содержание тех или иных качеств. Без подобной конкретизации и целенаправленности воспитание становится педагогически недейственным, что нередко и наблюдается в учебных заведениях. В этой связи всегда нужно иметь в виду следующее положение. Когда возникает необходимость в воспитании у обучающихся того или иного личностного качества, нужно хорошо продумать его содержание, выделить в нем простейшие структурные элементы и определить систему работы по их формированию и интегрированию. Без такого детального продумывания предстоящей воспитательной работы нельзя успешно решить ни одной педагогической задачи.

Но в процессе воспитания у обучающихся необходимо формировать не одно, а множество различных черт и качеств. Как же быть в этом случае?

При решении данной проблемы следует исходить из того, что, как отмечал А.С. Макаренко, человек не воспитывается по частям и что все его свойства и качества развиваются одновременно и в теснейшей связи между собой. В самом деле, обучающиеся обычно вовлекаются в различные виды и формы учебной, общественной, патриотической, трудовой, нравственно-эстетической и санитарно-оздоровительной деятельности, а также находятся в постоянном индивидуальном и коллективном общении. При этом они находятся в постоянном коллективном общении, и каждый из этих видов деятельности влечёт за собой возникновение тех или иных отношений, служащих основой развития личностных свойств и качеств. Все это способствует развитию у них соответствующих потребностей и мотивов поведения, обогащает их сознание, взгляды и убеждения служит средством выработки поведенческих навыков и привычек, что в своей совокупности и приводит к укреплению и совершенствованию разнообразных личностных свойств и качеств.

Указанная многосторонность и целостность развития обучающихся имеет особое методическое значение. Воспитательная работа в техникуме должна включать в себя два взаимосвязанных направления, одно из которых должно способствовать одновременному формированию всех личностных свойств и качеств обучающихся, второе - предусматривать решение в каждый отдельный период работы с обучающимися одной-двух ведущих воспитательных задач, связанных с выработкой тех черт и качеств, которые отстают в своём развитии.

Подобная организация воспитательной работы имеет большое значение. Дело в том, что развитие всех сторон и свойств личности происходит постепенно и медленно, иногда даже незаметно для самих обучающихся. Между тем очень важно, чтобы они ощущали свой рост, совершенствование своей духовности и поведения и черпали в них силы для дальнейшей активной работы над собой.

Если же запросы и интересы учащихся в этом отношении не удовлетворяются, они сами, проявляя известную самодеятельность, расширяют предмет своих увлечений, причём не всегда здоровых.

Решение ведущих воспитательных задач и формирование связанных с ними личностных качеств как раз и способствует этому. Почувствовав успех, в собственном развитии обучающийся переживает внутреннее удовлетворение, и у него появляется стремление не только закрепить этот успех, но и активизировать свои усилия в дальнейшем самосовершенствовании.

Немаловажную роль играет здесь и второе положение. Если то или иное личностное качество закрепляется, то по законам распространения оно положительно влияет на развитие других сторон и свойств личности. К примеру, в процессе решения ведущей воспитательной задачи учащиеся стали активнее читать художественную литературу или улучшили культуру общения. Это, несомненно, положительно скажется на его интеллектуальном, эстетическом и нравственном формировании, на разумной организации досуга. То же самое происходит, когда студент улучшает свою дисциплину, культуру общения и т.д.

Только сочетание этих двух направлений в осуществлении воспитательной работы позволяет добиваться ее высокой результативности и педагогической действенности.

2. Личный опыт по формированию личностных качеств обучающихся техникума.

Подготовка квалифицированных рабочих всегда была серьёзной задачей, так как в значительной мере от уровня их квалификации зависят реальные успехи производства. В условиях рыночной экономики профессиональная квалификация становится важной характеристикой рабочей силы, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Современный специалист, для успешной профессиональной деятельности, должен не просто владеть необходимой суммой знаний и решать поставленные задачи, но и быть компетентным в свой области. Компетентность предполагает умение перевести проблему в набор задач, найти адекватное решение. При возрастании скорости изменений условий жизни растет и цена ошибки в деятельности специалиста.

В педагогической науке понятие профессиональная компетентность рассматривается как:
• совокупность знаний, умений, определяющих результативность труда;
• объем навыков выполнения задачи;
• комбинация личностных качеств и свойств;
• комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств;
• единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять культур сообразные виды действий.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умение разрешать проблемы. В решении этих задач ведущее место принадлежит мастерам производственного обучения. Они призваны не только передавать свои знания и опыт, но и воспитывать активную жизненную позицию, формировать личность, привить высокие морально-этические качества у учащихся, в том числе чувство коллективизма.
Мною решается вопрос в формировании профессиональной компетенции и личностных качеств обучающихся, характеризующейся ответственностью, самостоятельностью, работоспособностью, дисциплинированностью, честностью, здоровым психологическим климатом, коллективистскими общественными отношениями. Учебные группы в нашем техникуме комплектуются из выпускников средних школ. Как правило, эти учащиеся приходят из разных школ, районов. Чтобы ученический коллектив созданной учебной группы в короткий срок стал работоспособным, мною проводится большая организаторская работа. Как правило, начинается она с изучения состава группы, индивидуальных особенностей обучающихся. Я изучаю индивидуальные особенности своих воспитанников еще до начала учебного года, помня совет К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она, прежде всего, должна узнать его во всех отношениях». Первым источником сведений об учащихся служит его личное дело - анкета, характеристика и медицинская справка. Изучая личные дела, я имею возможность получить первоначальное представление о составе группы и решить, кому в первую очередь необходимо уделить внимание, найти из числа обучающихся наиболее способных и активных. Важное событие для мастера - первая беседа с группой, которая проходит 1 сентября в виде классного часа. К этой встрече я тщательно готовлюсь, т.к. настроение обучающихся, желание их учиться во многом зависит от первого впечатления о техникуме, профессии, мастере. На этом классном часе рассказываю учащимся об истории техникума, об их будущей профессии, о правилах поведения, ставлю перед новичками задачи, без выполнения которых нельзя изучить работу повара: отличная трудовая дисциплина, образцовая культура поведения, борьба за знания, а не за оценки, добросовестное выполнение общественных поручений, борьба за честь своего коллектива. Важная ступень в изучении учебной группы - первое родительское собрание, которое проводятся в начале учебного года. На собрании знакомлю родителей с будущей профессией их детей, с организацией учебного процесса, с предметами, с условиями обучения, даю конкретные советы по воспитанию учащихся, анализирую успеваемость, говорю о роли родителей в совместной работе по обучению и воспитанию учащихся, а также я узнаю от родителей об особенностях их детей.
В процессе учебы я систематически изучаю успеваемость обучающихся и их отношение к учебным занятиям (выполнение учебных работ, прилежание, самостоятельность в выполнении заданий); слежу за общим развитием обучающихся, за выполнением ими правил поведения; воспитываю у обучающихся интерес к общественным событиям, чувства долга и ответственности, правдивость, честность, скромность, волевые качества (решительность, смелость, активность, настойчивость и др.); изучаю материально-бытовые условия обучающихся. Отмечаю хорошие и плохие поступки обучающихся и их предполагаемые причины, а также принимаю меры по улучшению воспитания и обучения каждого обучающегося. Наблюдение за каждым подростком группы дает мне возможность анализировать происходящие изменения, сдвиги в обучении и воспитании, способствовать развитию положительных качеств обучающихся.
В результате проведения перечисленных мероприятий у меня складывается определенное предварительное впечатление об обучающемся. После этого намечается план индивидуальной работы с каждым обучающимся, группой в целом, начинается формирование ученического коллектива и актива группы.
Важную роль в формировании ученического коллектива играет правильное распределение общественных поручений, когда каждый учащийся группы имеет поручение. Я убеждаю обучающихся в том, что, выполняя даже небольшое общественное поручение группы, они вносят свой вклад в улучшение учебного процесса. Общественное поручение подбирается в зависимости от характера и организаторских способностей. Только после согласия обучающегося предлагается группе закрепить за ним поручение. Заключение.Производственное обучение - это планомерно организованный процесс совместной деятельности мастера производственного обучения и обучающихся, направленный на овладение последующими навыками, которые соответствовали предъявленным сегодня требованиям к профессиональной компетенции. Производственное обучение происходит на основе тесной взаимосвязи теории и практики. В производственном труде расширяются, углубляются, пополняются и совершенствуются профессионально важные знания, умения и навыки.
Таким образом, производственное обучение является основой профессионального становления и формирование личностных качеств у учащегося, формирования его профессиональной культуры в рамках осваиваемой профессии. Целесообразность введения понятия профессиональная компетентность обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие понятия как профессионализм, квалификация, профессиональные способности.

Список литературы

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011

2. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. -№ 8- 2010.

3. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников. - № 7- 2010.

4. Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Ж.Воспитание школьников. -№ 3-2010.

Интернет ссылки

  1. yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.runauka-pedagogika.com›…19…integrativnyh…lichnostno…

  2. yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ruuchebnikfree.com›osnovyi…integrativnyiy…harakter…

  3. yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ruCyberLeninka.ru›Научные статьи›…-kolledzha-na-osnove…

Профилактическая работа с воспитанниками

1. Коррекционная работа с подростками «группы риска» (организация свободного времени, отдыха в каникулы, специальные формы поощрения и наказания, раскрытие потенциала личности ребенка в ходе бесед). По результатам диагностики педагог - психолог совместно с другими специалистами, определяет круг проблем, нуждающихся в решении, выбирают эффективные средства для их решения. Педагог - психолог может подростка привлечь его к социально-полезной деятельности (организация спектаклей или тематических мероприятий), также, в сотрудничестве с классным руководителем или другими педагогами, поручать подготовку какого-либо тематического проекта, что позволит не только раскрыть творческий потенциал подростка, но и установить дружеские отношения в коллективе.

2. Работа по формированию потребности вести здоровый образ жизни в рамках «классных часов», лекций, спортивные секций и соревнования, дней здоровья, экскурсии, консультаций с медицинским работником учреждения, организация активного общественно-полезного зимнего и летнего отдыха).

3. Педагогом - психологом проводятся тренинги для коррекции агрессии, снижения конфликтности, развития коммуникативных навыков. Подростки принимают участие в данном виде работы, рекомендованной педагогом - психологом, а также, по собственному желанию.

3. Медико-психологическое и правовое просвещение мастеров и педагогов:

1.Учебно-просветительская работа среди педагогов, кураторов в области негативного поведения по отношению к лицам другой национальности, психологической и правовой помощи подростку (лектории, семинары, малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы).

2. Консультирование мастеров и педагогов по актуальным проблемам физиологического и физического развития подростков.

3. Совместно с психологом проведение тренингов по сплочению коллектива и проявления толерантности к окружающим.

4. Работа с родительской общественностью

1. Учебно-просветительская деятельность среди родителей (лекции, семинары, родительские собрания, беседы).

2. Привлечение родителей к участию в тренингах, проводимых психологом, общих мероприятиях (конкурсах, концертах, осуществляемых учебным заведением).

3. Коллективное и индивидуальное консультирование родителей педагогом - психологом, мастером и другими педагогами по актуальным вопросам.

4. Организация совместных экскурсионных или развлекательных поездок для родителей и подростков.

5. Подведение итогов.

Подведение итогов работы всего педагогического коллектива, рассмотрение предложений, рекомендаций по данной проблеме (круглый стол, конференция, семинар, педсовет, предоставление отчёта).

© 2010-2022