В гостях у Берендея (Заочное путешествие)

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задачи:

  • расширить знания воспитанников о лесных обитателях, о мерах охраны природы;

  • развивать познавательные интересы воспитанников, умение логически мыслить, доказывать свою точку зрения;

  • воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности перед коллективом.

  • Условия игры: игру ведет воспитатель. Его помощники - старшеклассники, которые помогают проводить путешествие и организуют выполнение заданий.

Три команды пятиклассников, имеющие свое название и девиз. Три старшеклассника в счетной комиссии. За правильные ответы даются баллы команде, учет которых ведет счетная комиссия.

Оборудование: рисунки, фотографии, напечатанный на отдельных листах рассказ, презентация

Ведущий:

Уважаемые друзья, сегодня мы с вами отправляемся в заочное, но очень интересное и познавательное путешествие. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. В это путешествие вы отправляетесь не по одному, а несколькими командами. Ваши команды должны действовать дружно и тогда вам будет сопутствовать удача. Путешествие команд будет оцениваться. Итак, команды отправляются в путь. Кто же стоит на старте?

Представления команд (название, девиз) - 5 баллов.

Ведущий:

Для того, чтобы путешествие прошло хорошо, необходимо размяться.

Разминка. 3 балла.

1. Посмотрев на рисунки, объясните, какое дерево росло в густом лесу, какое в открытом поле, а какое - в городе? Почему вы так решили?

2. По форме клюва определите, чем питается птица: жучками-червячками, плодами-косточками или мясом.

3. По рисункам определить, каким птицам принадлежат эти ноги, а также где они обитают.

Ведущий:

Итак, вы неплохо размялись, и мы начинаем наше путешествие. Совершим мы его в самый обычный лес. Но прежде, чем зайти в лес давайте подумаем, сумеем ли мы с вами найти верную дорогу в лесу без компаса.

Задание 1. Вспомнить все возможные варианты определения сторон света без компаса.

(Отвечают все команды по очереди, за правильный ответ по одному баллу).

Варианты правильных ответов:

*Если есть солнце, то рано утром можно определить стороны света. Солнце всходит на востоке, заходит на западе. Если утром встать лицом к солнцу, север будет по левую руку, а юг - по правую.

*Если день пасмурный: по мхам и лишайникам. Их больше на северной стороне пней, стволов лиственных деревьев.

*Кора у сосны на северной стороне имеет темную полосу, южная сторона всегда светлее. У березы и осины кора тоже обычно темнее и грубее с северной стороны.

*В сухую и жаркую погоду ели и сосны выделяют больше смолы с южной стороны.

*Муравьи устраивают жилища обычно с южной стороны ближайшего дерева, пня, кустарника. Южная сторона муравейника более пологая, чем северная.

(Если не все вспомнили, то ответы дополняет ведущий).

Ведущий:

Прекрасно, ребята! Значит, если мы идем на север, то обратно мы должны будем идти куда? Правильно, на юг. Надеюсь, мы с вами не заблудимся!

Очень важно в лесу знать растения и грибы, ведь среди них есть съедобные и не очень, лекарственные и просто радующие глаз.

Задание 2. Рассмотрите данные вам растения и грибы и решите, что, из предложенного вам, можно использовать как лекарство, что в качестве питания, а к чему лучше вовсе не прикасаться. Свое решение прокомментируйте.

Командам предлагаются наборы карточек, на которых изображены различные растения, грибы. Надо определить их и сказать, что и как можно использовать, а что нельзя.

5 баллов.

Ведущий:

Жизнь в лесу очень интересна. Если остановиться, притаиться, то помимо растений, грибов в лесу можно увидеть множество самых разнообразных животных.

Задание 3. Выберите из списка приведенных животных тех, кто обитает в лесу.

Каждой команде дается список животных, среди которых они выбирают лесных.

5 баллов.

Ведущий:

А теперь подумайте и скажите, почему так говорят:

Все - все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Принимаются ответы детей.

Задание 4.

Предлагается составить цепи питания. К доске вызываются по одному представителю от команды. За правильно составленную цепь по 5 баллов.

Ведущий:

К сожалению, человек не всегда знает, что все так связано со всем и порой уничтожает не понравившихся ему живых организмов. А иногда без жалости убивает то, что ему нравится, например, красивый цветок, чтобы поставить его в вазу на один день. Или стреляет в пушистую белку, чтобы украсить ею свой дом или свою голову.

В связи с этим с 1960 года МСОП были введены списки редких и исчезающих видов животных и растений. Эти списки зовут Красной Книгой.

В нашей стране первая Красная Книга была издана в 1978 году.

Охраняется Красной Книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи
Охраняются даже цветы.

Главное назначение Красной Книги - спасение исчезающих и восстановление редких видов.

Представление старшеклассниками краснокнижных видов Иркутской области. А также иллюстраций, что ждет человека в будущем, если он не перестанет уничтожать живых организмов.

Ведущий:

Для того, чтобы сохранить растения и животных человек создает не только Красные Книги, но ещё заповедники, заказники, национальные парки. Один из старейших заповедников в России расположен на берегах нашего озера Байкал. Организован он в 1916 году, указом царя, для того, чтобы сохранить знаменитого баргузинского соболя. Удивителен этот уголок Сибири.

Задание 5. На доске записано словосочетание "Баргузинский заповедник". Вспомнить и записать на каждую букву данного словосочетания по одному представителю растительного или животного мира. Например:

Бобр

зимородок

Аист

анютины глазки

Рысь

пихта

Гусь

орел

Утка

верблюд

Зяблик

ель

Индюк

дятел

Нарцисс

носорог

Сова

инжир

колокольчик

кукушка

ирис

Команды зачитывают слова, не повторяясь. 3 балла.

Ведущий:

Для того, чтобы выбраться из леса, вам необходимо выполнить ещё два задания.

Задание 6. Экологическое буриме - сочинить стихи на заданные рифмы (5 баллов):

1.

Листопад

Звездопад

Калина

Паутина

2.

Пень

День

Василек

Стебелек

3.

Воробей

Соловей

Козы

Березы

Задание 7. Чтобы завершить путешествие вам надо прослушать рассказ "Воскресенье в лесу" и найти ошибки, совершенные ребятами, прокомментировать их. За каждую ошибку и комментарий к ней по 2 балла.

Воскресенье в лесу.

...Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара так не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подосиновики, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай!

Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: "Микробы все равно их разрушат!" горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые, голубоватые яички положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже порядком устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал им протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием облизывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром.

Пошел довольно сильный дождь. Но нам уже не было страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

....С охапками луговых и лесных цветов, мы подошли к станции. Через час уже поезд подходил к окраинам города. День прошел весело.

Ошибки, совершенные школьниками:

1. Громкая музыка в лесу пугает птиц и зверей.

2. Вырывать грибы, сбивать их нельзя - разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается симбиоз гриба и дерева.

3. Для костра собираются сухие ветки, а не ломаются живые. В жаркую погоду не рекомендуется разводить костры.

4. В природе плохо разрушаются банки, а полиэтилен не разрушается совсем.

5. Угли надо забросать землей или залить водой.

6. Нельзя трогать руками яйца - птица может не сесть на гнездо.

7. Нельзя брать зверей из леса.

8. Молния может попасть в одиноко стоящее дерево.

9. Нельзя проталкивать, что-либо в муравейник.

10. Луговые и лесные цветы рвать не стоит - жизнь их в вазе недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть охраняемые или редкие виды растений.

Ведущий:

Молодцы, вы справились и с этим заданием и благополучно вернулись домой! Ещё не все вопросы, связанные с поведением в лесу, мы обсудили. Но самое главное, если вы попадете в лес, помните, что очень многое зависит от ваших знаний! И никогда не повторяйте ошибок ребят из рассказа "Воскресенье в лесу". Помните, что в природе все взаимосвязано. И если что-то нарушится, то пострадают от этого многие. В том числе и человек!

Подведение итогов. Награждение победителей.


© 2010-2022