- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Единство и взаимопомощь
Классный час Единство и взаимопомощь
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Демичева А.Я. |
Дата | 21.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Уроки нравственности
«Единство и взаимопомощь»
Конспект составила учитель начальных классов, учитель высшей категории ЕУВК «Гимназия №8 с углубленным изучением английского языка» Демичева Анна Ярославовна
Цели: единение ученического коллектива; обучение работе в команде; воспитание высоких моральных качеств.
Оборудование: материалы книг А. Лопатиной и М. Скребцовой; мультфильм о силе единения; презентация.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Психологическое упражнение на снятие напряжения.
(Дети стоят в большом кругу)
Учитель:
Кто сегодня рано встал? - Поднимите руки вверх.
Портфель с вечера собрал? - Покажите большим пальцем на себя.
Книжки, ручки и тетрадки у него всегда в порядке! - Погладьте соседа справа по голове.
На урок не опоздал! - Три раза кивните головой.
Всем в школе «Здравствуйте!» сказал. - Погладьте соседа слева.
У него полно друзей! - Разведите руки в стороны.
С ними в классе веселей! - Улыбнитесь.
Ему мы громко все похлопаем, потопаем, повернемся, улыбнемся
И крепко за руки возьмемся!
Вместе с солнышком встаем,
Вместе с птицами поем:
С добрым утром!
С ясным днём!
В школе весело живем!
-
Введение в тему. Объявление цели урока.
1. Просмотр короткого мультфильма о единстве и взаимопомощи.
- А теперь внимание на экран.
2. Беседа после просмотра.
- Почему чайке не удалось схватить маленького краба?
- Как муравьи спасли своего товарища?
- Благодаря чему киту не удалось перевернуть льдину с пингвинами?
3. Вывод:
- Так о чем будем говорить сегодня на уроке?
«О силе единства и взаимопомощи»
- Ребята! Сегодня на очередном уроке нравственности мы будем учиться жить в коллективе, подчинять свои интересы интересам окружающих нас людей.
Давайте еще раз вспомним, что такое нравственность?
Я хочу предложить вам поиграть. Игра называется «Только хорошее».
Правила игры: вы ловите мяч и возвращаете его мне, называя только хорошие качества человека.
(Доброта, отзывчивость, трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь, единство, благодарность, вежливость, мудрость, храбрость, чуткость, милосердие и т.д.)
-
Работа над темой.
-
Беседа о взаимопомощи.
Вопросы и задания для беседы:
- Если бы кто-то спросил у вас, как научиться всегда приходить людям на помощь, что бы вы ответили?
- Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на помощь другим?
- Расскажите разные случаи из своей жизни, когда кто-либо помог вам или вашей семье в беде.
- Кто из вашей семьи чаще всего приходит вам на помощь?
Вывод: 1. Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой!
2. Игра «Помоги другу».
Прослушивание отрывка из песни «Маленькое сердце»
- Бывают ли у вас дни, когда на душе очень грустно? Чего вам больше всего хочется в такие дни?
- Придумайте как можно больше слов-утешений для своего товарища.
3. Правила взаимопомощи в классе.
- В чем, в первую очередь, заключается взаимопомощь в классе?
- Расскажите о том, как вы помогаете своим одноклассникам.
- Что доброго могут сделать мальчики для девочек?
- А что девочки могут сделать для мальчиков?
Вывод: 2. Спеши делать добро!
Физминутка. Командная игра «Гусеница»
4. Работа над сказкой «Обида»
Обида - это такой маленький зверёк. С виду он совсем безобидный. И если с ним правильно обращаться, то вреда он вам не принесёт. Обида, если не пытаться её одомашнить, прекрасно живёт на воле и никогда никого не трогает. Но все попытки завладеть обидой, сделать её своей, кончаются всегда плачевно...
Зверёк этот очень маленький и юркий. Он может случайно попасть в тело любого человека. Человек это сразу почувствует. Ему становится обидно. Это зверёк кричит человеку:
- Я нечаянно попался! Выпусти меня! Мне здесь темно и страшно! Я хочу к маме!
Но человеки давно разучились понимать языки таких маленьких зверьков... Есть такие, которые сразу отпускают обиду. Но есть и такие, которые ни за что не хотят её отпускать. Они сразу называют её своею и носятся с ней, как с писаной торбой. Постоянно думают о ней, заботятся... А ей всё равно не нравится в человеке. Она крутится, ищет выход, но сама она никогда не найдёт пути... Такой вот непутёвый зверёк. Да и человек тоже непутёвый... Сжался весь и ни за что не выпускает свою обиду... Таит её в себе... А зверёк то голодный, кушать ему хочется... Вот и начинает он потихоньку кушать человека изнутри... И человек чувствует это. То там заболит, то здесь... Но не выпускает человек из себя обиду... Потому что привык он к ней... Да и она потихоньку привыкает к своему хозяину. Кушает, растёт, жиреет и перестаёт двигаться... Находит внутри человека что-нибудь вкусненькое, присасывается и сосёт и гложет... Так и говорят: "Обида гложет" .
И в конце концов прирастает обида к чему-нибудь в теле человека и становится частью его... Слабеет человек, хворать начинает, а зверюга внутри всё толстеет...
И невдомёк человеку, что только и надо - взять и отпустить обиду! Пусть себе живёт, в своё удовольствие! И ей без человека лучше и человеку без неё легче живётся.
Обида - это такой маленький зверёк... Отпусти её, пусть себе бежит!
- Ребята, как вы думаете, крепким будет коллектив, если в нем есть люди, которые постоянно на кого-то дуются?
Вывод: 3. Никогда не таи обиду!
-
Игра «История с продолжением».
Цели: В ходе этой игры дети могут отработать спонтанное сотрудничество в рамках всего класса. Для успешного участия им необходимо внимательно выслушать учителя и представить себе всю последовательность излагаемых событий. Они могут придумывать и развивать собственные идеи, но при этом им необходимо терпение, чтобы не мешать другим.
Инструкция:
Сядьте, пожалуйста, все в один круг. Я хочу предложить вам игру, в которой может одновременно принять участие весь класс. Вам будет нужно сочинить собственную историю.
Я сама начну историю и через некоторое время прекращу свой рассказ. После этого любой ученик может подхватить нить и продолжить повествование. Когда этот ребенок остановит свой рассказ, историю будет продолжать следующий, и так далее до тех пор, пока все дети не добавят в эту общую историю свой кусочек. Всем понятно, как нужно играть?
«В лесу на полянке жил-был аленький цветочек. Каждое утро со всей округи к нему прилетали пчелы, и он щедро делился с ними нектаром. Но однажды…»
-
Игра «Собери пословицу»
-
Один в поле не воин.
-
Одна ласточка весны не делает.
-
Одной рукой узла не завяжешь.
-
Рефлексия.
- Ребята, достаточно ли дружен наш класс? Можно ли о нем сказать, что это единое целое?
Психологическая игра: «Ты мне нравишься»
Цели: Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это - проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. "Паутина" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех учеников класса.
Материалы: клубок цветной шерсти.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра.
Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе ученика.
Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в "паутине". После того, как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: "Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что..." Например, я говорю: "Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс". Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: "Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике". При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. И так продолжается наша игра все дальше и дальше... Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.
Внимательно проследите, чтобы в ходе игры все дети получили клубок. Объясните детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Ни одна семья, ни один коллектив не смогут быть полноценными и эффективными, пока в них будут оставаться "козлы отпущения" и "аутсайдеры". Если у некоторых детей будут сложности с произнесением начальной фразы "Ты мне нравишься, потому что...", то позвольте им заменить ее словами "Мне понравилось, как ты...".
Постепенно "паутина" будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.
- Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
- Почему каждый ребенок достоин любви?
- Что нужно для того, чтобы наш класс стал коллективом, в котором всем будет хорошо?
Радость, дружба и гармония
В нашем классе есть.
Мы такие разные -
Всех не перечесть:
Есть танцоры, футболисты,
И певцы, и каратисты,
Мы в бассейне любим плавать,
Много путешествовать,
На коньках зимой кататься,
Аппликацией заниматься.
А ещё рисуем, лепим, шьём,
И танцуем , и поём.
В общем, весело живём!
Песня «Ты да я да мы с тобой»