Сценарий классного часа «Подросток в мире прав»

"Описание материала: "«Да я знаю и ваши, и свои права!» - в сердцах восклицает подросток. "Как сегодня мотивировать старшеклассника к обсуждению вопросов, связанных с правоведением? "Ответ Вы найдёте, познакомившись со сценарием классного часа по теме «Подросток в мире прав». Занятие начинается с разминки по терминологии, где учащимся даётся возможность при необходимости пользоваться Толковым словарём русского языка. Далее предлагаются высказывания известных людей и организуется мини-дискуссия, ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий классного часа "Подросток в мире прав" (9-11 классы)

ЦЕЛИ: подвести учащихся к пониманию сущности права как меры свободы и справедливости; развивать самостоятельность, творческие способности, посредством решения задач проблемного характера; прививать навыки исследовательской работы; воспитывать активную жизненную позицию, формировать нравственные качества, правовую культуру учащихся.

Ход мероприятия

  1. Слово учителя.

Мы живём в мире права. По многу раз в день, выступая в какой - либо социальной роли, мы становимся участниками различных отношений, регулируемых нормами права.

Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Он учится, работает, ходит в магазин, ездит в транспорте, бывает в музеях, театрах, кино, ходит в гости, смотрит телевизор, слушает радио, читает газеты. Человек общается.

В большинстве случаев, мы знаем, как вести себя: в силу сложившихся традиций, благодаря знакомству с законом из средств массовой информации и лишь в отдельных случаях мы целенаправленно изучаем правовые источники.

Знаменитый английский юрист XVIII века Блэкстон говорил: «Преимущества и свободное время даны людям не только для их собственной пользы, но и в интересах общества, а между тем они не могут ни на каком поприще жизни правильно исполнить свой долг по отношению к обществу и самим себе, если они не знакомы до некоторой степени с правом и законом».

Право - одно из самых ценных приобретений сделанных человечеством на путях его исторического развития и одновременно оно само есть важнейший инструмент общественного прогресса. А это значит, что задача каждого - научиться владеть правовыми знаниями и уметь использовать их в различных, подчас нестандартных ситуациях.

Надеюсь, что сегодняшнее наше соревнование покажет, насколько вы владеете правовыми нормами и умеете использовать их.

А теперь подошло время проявить себя, выполняя задания по различным областям правовых знаний. Кто получит право открыть первый сектор, покажет конкурс «Тёмная лошадка».

2. Разминка. Учащиеся вытаскивают название термина и объясняют его значение. (Возможно пользование Толковым словарём русского языка)

Принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно - правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни З А К О Н

Совокупность правил, характеризующих правовой статус гражданина

П Р А В А Ч Е Л О В Е К А

Законодательный акт, в котором объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определённую область общественных отношений К О Д Е К С

Отдельный гражданин как субъект права, в отличие от лица юридического, т.е. организации, предприятия, учреждения Ф И З И Ч Е С К О Е Л И Ц О

Особая мера государственного принуждения за совершённое преступление, применяемая только судом от имени государства к лицам, совершившим преступление Н А К А З А Н И Е

Определённый порядок поведения людей, соответствующий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации Д И С Ц И П Л И Н А

Акт противоправного поведения, влекущий дисциплинарную или административную ответственность П Р О С Т У П О К

Действие, совершённое по умыслу ли по неосторожности В И Н А

3. Мини-дискуссия.

Перед вами высказывания известных личностей. Ваша задача пояснить вашу личную позицию по вопросу, т.е. как вы понимаете смысл сказанного? Пояснить и аргументировать вашу точку зрения:

Законы бесполезны, как для хороших, так и для дурных людей. Первые не нуждаются в законах, а вторые не становятся от них лучше.

Жить без законов немыслимо. Предоставив людям свободу делать то, что им хочется или кажется нужным, мы ввергнем наше общество в пучину хаоса и войны.

4. Опорная схема. п р а в о - совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Конституционное (государственное) право определяет:

  • основы государственного и общественного строя;

  • правовое положение личности;

  • систему органов государственной власти;

  • государственное устройство (территориальную организацию) и другие важнейшие положения.

Административное право содержит нормы, которые регулируют:

  • деятельность исполнительно-распорядительных органов государства (президента, правительства, министерств, ведомств, местных органов управления);

  • правовое положение государственной службы;

  • административную ответственность.

Финансовое право регулирует:

  • отношения по сбору налогов;

  • формированию государственного бюджета;

  • расходованию государственных средств, их распределению и т.п.

Гражданское право регулирует:

  • имущественные отношения (купли-продажи, займа, собственности, наследования и т.п.);

  • некоторые личные неимущественные отношения (например, защита чести и достоинства, право на имя и т.п.).

Семейное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, но лишь в сфере брачно-семейных отношений.

Земельное право регулирует владение, пользование и распоряжение землей.

Экологическое право регулирует охрану природы во всех ее сферах (вода, воздух, растительный и животный мир, недра) и природопользование.

Трудовое право определяет:

  • условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений;

  • устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха;

  • регулирует вопросы охраны труда, трудовой дисциплины и др.

Уголовное право определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и, соответственно, какие наказания за их совершение могут быть назначены.

5. Кроссворд.

    П

    р

    е

    с

    т

    у

    п

    л

    е

    н

    и

    е

    г

    Р

    а

    ж

    д

    а

    н

    с

    т

    в

    о

    э

    м

    А

    н

    с

    и

    п

    а

    ц

    и

    я


    В

    ы

    г

    о

    в

    о

    р


    к

    О

    н

    с

    т

    и

    т

    у

    ц

    и

    я


    1. Виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое законом под угрозой наказания.

    2. Принадлежность лица к определённому государству.

    3. Признание полной дееспособности лица до достижения им 18 - ти лет.

    4. Один из видов дисциплинарных взысканий, который может применить администрация к работнику, нарушившему трудовую дисциплину.

    5. Основной закон страны.

    6. Словарная работа. Основные понятия раздела.

    На доске термины. Учитель называет определение - учащиеся называют термин.

    конвенция (договор между государствами по какому - либо вопросу)

    норма права (установленные и санкционированные государством общеобязательные правила поведения, являющиеся регулятором общественных отношений)

    имущество (совокупность вещей, ценностей, находящихся в чьей - либо собственности)

    юридическое лицо (предприятия или организации, которые имеют в собственности обособленное имущество и несут этим имущественные обязанности и ответственность перед государством)

    референдум (форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путём всенародного голосования)

    частное право (совокупность правовых институтов, регулирующих отношения частной собственности на орудия, средства производства, товарное хозяйство и обеспечивающих частные интересы)

    аренда (договор, по которому одна из сторон обязуется предоставить другой стороне имущество во временное пользование за плату)

    иск (юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого субъективного права)

    7. Разграничение.

    А) Нормы каких отраслей права регулируют правовые отношения, возникшие в следующих случаях:

    1. Похитили компьютер из школьного кабинета угол

    2. Подали заявление в ЗАГС о регистрации брака сем

    3. Охотились в запрещённом месте, но никого не подстрелили экол

    4. Прогулял рабочий день и был уволен труд

    5. Воспользовался чужой идеей и зарегистрировал изобретение на своё имя гражд

    6. Управлял автомобилем в пьяном виде, врезался в другую машину и нанёс увечье её водителю угол

    7. Поменял квартиру, но потребовал обратного размена гражд

    Б) Законы из какой отрасли права, на ваш взгляд, нарушены следующими действиями:

    1. Исполнитель не выполнил заказ в срок гражд

    2. Г-н Н. появился на работе в пьяном виде труд

    3. Водитель превысил скорость адм

    4. А. метнул в Б. камень гражд

    5. Пьяный водитель сбил пешехода угол

    6. В. стрелял в Г. их охотничьего ружья угол

    7. Заказчик оскорблял исполнителя гражд

    8. Л. курил вблизи склада горюче-смазочных материалов адм

    9. Н. в пьяном виде поджёг склад, и тот сгорел угол

    В) Какие из перечисленных действий являются административными нарушениями, а какие преступлениями?

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    п п ан ан п ан ан ан п п

    1. Угон автомобиля.

    2. Вымогательство взятки должностным лицом.

    3. Переход улицы в неположенном месте.

    4. Торговля с рук в неустановленных местах.

    5. Кража личного имущества.

    6. Распитие спиртных напитков в неположенном месте.

    7. Нарушение правил пожарной охраны.

    8. Ловля рыбы в запрещенном месте.

    9. Неповиновение милиции.

    10. Изготовление и ношение огнестрельного оружия.

    Г) Выполнение теста.

    1. Одно из препятствий для заключения брака?

    1. Большая разница в возрасте

    2. Жених и невеста - родственники по прямой линии

    3. Невеста беременна, но не достигла брачного возраста

    2. К совместному имуществу супругов относится:

    1. Зубная щётка

    2. Наследство, оставленное бабушкой жены

    3. Квартира

    3. Признание брака недействительным осуществляется:

    1. Загсом

    2. Судом

    3. Нотариусом

    4.Максимальный срок регистрации брака после подачи заявления:

    1. 2 недели,

    2. 1 год;

    3. 1 месяц

    5.Право на получение алиментов имеет:

    1. Бывшая супруга - домохозяйка

    2. Супруг, ставший недееспособным в течение брака или года после его расторжения

    3. Бывший сосед по коммунальной квартире

    6.Какие из перечисленных предметов подлежат разделу в случае расторжения брака:

    1. Предметы личного потребления

    2. Ювелирные изделия

    3. Дом в другой стране

    4. Холодильник

    7. Основанием для прекращения брака является:

    1. Смерть одного из супругов

    2. Большая разница в возрасте супругов

    3. Невыполнение одним из супругов своих обязательств

    8. Брачный контракт должен быть согласован:

    1. С органами загса

    2. Судом

    3. Родственниками

    4. Нотариусом

    9. Фиктивный брак - это:

    1. Брак между представителями различных стран

    2. Брак между гражданами, прописанными в разных городах

    3. Брак, заключённый сторонами после рождения ребёнка

    4. Брак, не предполагающий создание семьи.

    10. Брак не может быть заключён, если:

    1. Невеста или жених проживает за границей

    2. Невеста и жених граждане различных государств

    3. Невеста или жених уже состоят в браке

    4. Невеста или жених уже состояли в браке и развелись

    8. Обобщение. Подведение итогов. Рефлексия.

    Жизнь - возможность, используй её!

    Жизнь - мечта, осуществи её!

    Жизнь - вызов, прими его!

    Жизнь - долг, исполни его!

    Жизнь - богатство, дорожи им!

    Жизнь - тайна, изучай её!

    Жизнь - шанс, воспользуйся им!

    Жизнь - любовь, наслаждайтесь ею!

    Жизнь - борьба, выдержите её!

    © 2010-2022