Классный час в форме философского стола

Классный час  в данной форме  можно проводить с 8 по 11 класс. Тематику можно выбирать различную, главное ребятам должно быть интересно и они могли бы свободно высказываться и иметь свою точку зрения.Хорошо использование мультимедийного оборудования. Данная форма приемлема в старших классах, особенно, когда речь идет о семейном, духовно-нравственном и, конечно, гражданско-патриотическом воспитании. Большой подготовки со стороны учащихся не требуется, но у классного руководителя должен быть идеал...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час в форме философского столаКлассный час в форме философского столаКлассный час в форме философского столаКлассный час в форме философского стола

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Губкина Белгородской области






Методическая разработка классного часа

«Свобода! Свобода? Свобода…»

(философский стол)





Классный час в форме философского стола







Разработала:

Маликова Любовь Анатольевна,

заместитель директора по ВР






Губкин


2013



Классный час

«Свобода! Свобода? Свобода…»

Методическая форма: философский стол (по технологии Е.Н.Щурковой)

Участники: 8 -11 класс

Цель: показать значимость этого понятия в жизни человека, формировать у учащихся правильное понимание «свободы», содействовать воспитанию уважения к свободе и достоинству личности.

Воспитательные цели:

  • расширение у обучающихся представления о человеке как субъекте жизни и формирование способности к саморегуляции;

  • воспитание школьников как свободной, гуманной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, способной к нравственному саморазвитию;

  • развитие у учащихся самостоятельности и креативного мышления, обеспечивающих им свободу ориентации в жизненных ситуациях.

Оборудование: класс оснащен портретами философов, их афористичными изречениями, подготовлена презентация, помогающая вести классный час

Ход классного часа:

Все учащиеся располагаются «по кругу», имитируя круглый стол, где все - равные участники беседы. Участники разбиты на две группы.

1. Учитель: Все живое на земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу, птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек - венец творения, едва встав на ноги, требует для себя свободы. Что такое свобода? Давайте попробуем разобраться.

Начинается наше мероприятие ритуалом зажжения свечи как символа живой мысли.

Эпиграфом к нашему разговору будет четверостишие И.Губермана, которое вы должны составить из отдельных слов. Это ваше первое задание.

(На карточках даются отдельные фразы, по которым участники должны составить четверостишие)

Свобода - это право выбирать,

С душою лишь советуясь о плате,

Что нам любить, за что нам умирать,

На что свою мечту нещадно тратить.

- Как вы понимаете значение этого эпиграфа?

(Свобода - это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими желаниями и интересами, вольность в выборе целей. Личность выбирает свою линию поведения в различных обстоятельствах, возлагает на нее моральную ответственность за свои поступки)

2. Учитель: Лично для вас, ребята, что значит свобода? Задание второе: возьмите лист персикового цвета, на нем написано начало фразы. Закончите предложение "Свобода - это…" - передайте листок соседу слева. Прочитайте написанное, дополните своими мыслями. Передавайте листок до тех пор, пока он не вернется к тому, кто первым начал это высказывание. Обсудите высказывания в группе, отредактируйте и выберите для прочтения самого правильного, на ваш взгляд.

От каждой команды зачитываются по одному высказыванию, листы вывешиваются на доску. Результаты обобщаются.

3. Учитель. А теперь (задание третье) возьмите белые листы, прочитайте высказывания о свободе известных мыслителей. Согласны ли вы с этими высказываниями? Совпадают ли они с вашими представлениями о свободе? Какие из этих изречений вам показались наиболее интересными, какие понятнее и ближе вам по духу?

Вслух прочтите то, которое вам ближе. Свой выбор объясните.

Учащиеся (5-6 человек) зачитывают высказывания о свободе.

  • «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни». Ромен Роллан

  • «Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается ответственность за нее». Карл Ясперс

  • «Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко». И.А. Бердяев

  • «Делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть свободным». Вольтер

  • «Излишек свободы приводит к анархии, слишком же строгие путы приводят к деспотии». Сунь Ятсен.

  • «Дозволено лишь то, что подобает». Иоганн Вольфганг Гете

  • Свобода - это ответственность. Вот почему все ее так боятся. Бернард Шоу

  • Свобода - это право делать, что хочешь, и мешать другим делать то, что они хотят. Генрик Сенкевич

  • Свободен лишь тот, кто потерял все, ради чего стоит жить. Эрих Мария Ремарк

  • Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится. Демокрит

  • Полная свобода делать все, что хочешь и как хочешь, - это, в сущности, свобода вообще ничего не делать. Норберт Винер

  • Величайший плод ограничения желаний - свобода. Эпикур

4. Учитель. Очень интересное толкование слову «свобода» дает Владимир Даль. Обратите внимание, насколько это объяснение понятно и современно, несмотря на то, что дано оно было сто лет назад:

«Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие неволи, стеснения, рабства, подчинения чужой воле. Свобода - понятие сравнительное; оно может относиться к разным степеням простора: от простора частного, ограниченного, до полного, необузданного произвола или самовольства»1.

5. Учитель. Если понимание свободы столь многообразно, и каждый человек понимает ее по-своему, ко всякой ли свободе надо стремиться?.. Всякая ли свобода нам полезна?..

Моделирование ситуации (Театр-экспромт, задание четвертое).

Маленький ребенок идет по улице с мамой. Он требует свободы, вырывает свою ручонку из маминой руки и бежит вперед. Мама позволяет некоторое время идти ему свободно. Но вот они подошли к перекрестку, и мама настойчиво берет сына за руку. Но он продолжает упорно вырываться. Ему понравилось свободное передвижение, ему понравилась полная свобода.

- Скажите, во благо ребенку будет та свобода, которую он требует? Должна ли мать предоставить ему полную свободу? Кому придет в голову в подобной ситуации осуждать ее за посягательство на свободу ребенка? Но ведь малыш искренне возмущен и негодует!

(Такая свобода ребенку не во благо, потому что он еще не осознает своих поступков, не видит той опасности, которая его ждет на дороге. Так и мы, подрастая, почувствовав себя взрослыми людьми, стремимся к полной свободе, к той свободе, когда делаю все, что хочу, даже еще не понимая до конца, что это такое - свобода. Принимая за свободу вседозволенность. Мы уже все (ну почти все) знаем, все понимаем, и сами способны решать, что нам делать и как нам делать. Нам непонятно, почему нами пытаются руководить родители, учителя и вообще взрослые. Мы справедливо возмущаемся, справедливо негодуем, мы всем своим существом справедливо требуем: свободу! Сво-бо-ду!.. И... становимся похожими на того малыша, который упорно вырывает свою ручонку из маминой руки, рискуя в следующее мгновение попасть под машину.)

6. Учитель. Итак, мы вышли на содержательную сторону понятия: «Зачем - свобода?» или «Для чего - свобода?» Выполнение предыдущего задания, возможно, поможет вам закончить предложения: "Свобода мне нужна от …" (желтые листы) или "Свобода мне нужна для…" (голубые листы). Это ваше пятое задание.

«Свобода ОТ»


«Свобода ДЛЯ»


  • не делаю, если не хочу

  • не участвую

  • не подчиняюсь нормам

  • избегаю нагрузок

  • руководит мною импульс

  • ищу способ «иметь», не прилагая сил


В итоге, человеческая особь, озабоченная существованием


  • допускается вариант действий

  • могу предложить и сделать

  • ищу индивидуальную форму работы

  • прошу совета о способах работы

  • руководит желание интересно жить

  • ищу способ «быть на основе творчества»

В итоге, личность, решающая свободно проблемы жизни

7. Учитель: Как вы считаете, мы живем в свободном обществе или нет? Можно ли быть свободным от общества?

(Находиться в обществе и быть свободным от общества нельзя. Человек старается подстроиться под то общество, в котором находится. Тот, кто пытается быть другим, выглядит белой вороной, и ему становится очень тяжело: общество обрушивает на него насмешки, сплетни, ругательства, даже может объявить бойкот. Но человечество с давних пор борется за свободу, мечтает жить в свободном обществе, не понимая до конца: а каким должно быть Это свободное общество?)

- Сравните понятия:

  • «Свобода выбора»

  • «Свобода от насилия»

  • «Свобода печати»

  • «Свобода мысли»

и «Свобода от ответственности»

и «Свобода от наказания»

и «Отсутствие цензуры»

и «Безответственность за мысли»

- Чем отличаются эти понятия и какую свободу вы бы предпочли.

8. Учитель. Итак, без чего не может быть истинной свободы?

Моделирование ситуации. Давайте рассмотрим одну ситуацию, очень распространенную и банальную.

Участники обыгрывают ситуацию: Компания из трех молодых парней 14-15 лет однажды вечером решила развлечься катанием на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья уже были в милиции и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Уголовного кодекса, они поняли, что им грозит.

- Подумайте, почему ребята попали в подобную ситуацию.

(Обмен мнениями; развитие темы свободы и ответственности.)

8. Учитель. Как вы считаете - хорошо иметь свободу от ответственности? А свободу от ответственности за детей, за родителей, за мужа или жену? Давайте немного пофантазируем, представим, как бы выглядела наша с вами жизнь, если бы все (подчеркиваю - все, а не только мы) получили полную свободу от ответственности (хотя надо признать, что для некоторых - это не фантазия, а реальная жизнь). Вы приходите после школы домой...

Игра «Последствия»

Ребятам предлагается произнести текст карточки, на которой написано планируемое желание. Например:

  • Я собираюсь закурить перед уроком…

  • Я собираюсь выпить пива из жестянки…

  • Я сегодня опоздаю на занятия…

  • Я перекрашу свои волосы и нанесу яркий макияж…

  • Я принесу цветы хорошему человеку…

  • Я вымою пол, пока мамы нет дома…

  • Я выучу все уроки к завтрашнему дню…

  • Я приготовлю себе и маме завтрак сам…

Ребята делятся на группы, играя роль «мозга» субъекта, предполагая, что будет последствием планируемого поступка «к концу дня», а при повторении поступка - «через неделю», «через месяц», «через год», «в зрелые годы», «к концу жизни».

9. Учитель. Свобода без ответственности - это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще, если только в полном вакууме. Но, сами понимаете, такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей.

Предоставление свободы выбора означает одновременное возложение ответственности человека за последствия, которое его свободное поведение влечет за собой. Свобода - э то подарок за высокое духовное развитие и плата за работу души, однако подарок особенный - его преподносит себе сам субъект, производящий выбор.

Свобода обретается там, где человек видит, как отзовется поведение на окружающих других людях, и выстраивает свое поведение с ориентацией на благо других людей.

10. Учитель: Подводя итоги сегодняшней беседы, ответьте на вопросы:

1. Имеете ли вы свободу выбора?

2. Что вы выбираете для себя? Почему?

3. Несете ли вы ответственность за свой выбор? Перед кем?

4. Чувствуете ли вы себя свободным человеком?



Список использованной литературы

  1. Коротченкова Л.В. Сценарии классных часов для старшеклассников. - Саратов, издательство «Лицей», 2006.

  2. Щуркова Н.Е., Рагозина Л.Д. Формирование жизненного опыта у учащихся. - М., Педагогическое общество России, 2002.

  3. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. - М., Педагогическое общество России, 2004.

  4. Интернет ресурсы

referater.ru/works/91/3934.html

dal.sci-lib.com/word036942.html

1 Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка: В 4 т. М., 1998. Т. 4.

© 2010-2022