Программа кружка Подвижные игры

 Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.Это объясняет необходимость проведения  кружка  « Подвижные   игры » в режиме дня школьников. « Подвижные   игры » — это еженедельные занятия физическимиупражнениями на открытом воздухе, которые пров...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Менделеевская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено Утверждаю

____________на заседании Директор МОУ «МСОШ»

Методического Совета ________Широбокова Л.В.

Протокол №____________ «___»_____________2011г.

от «___» ____________2011г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей


Подвижные игры



Возраст детей: 7 - 8 лет

Срок реализации программы: 2 года



Менделеево



Пояснительная записка

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики. Поэтому тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной всегда.

Игра для ребенка - важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире, свою роль в семье, в коллективе. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. В процессе овладения игровой деятельностью совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, самостоятельность. В активных играх в полной мере проявляются инициатива ребенка, его творческие способности. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать.

Игра - естественный спутник жизни ребенка, обладающий великой воспитательной силой. Игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.

Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.

Сказанное выше объясняет необходимость проведения кружка « Подвижные игры » в режиме дня школьников.

При проведении занятий можно выделить два направления:

  1. оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;

  2. повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.

« Подвижные игры » - это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся во внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.

Цель программы : создание условий для формирования основ здорового образа жизни у младших школьников посредством игровой двигательной деятельности.

Задачи:

    • содействовать укреплению здоровья детей;

  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

    • расширить сферу двигательной активности детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;

    • развивать интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм;

    • содействовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.

  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

Данная программа модифицированная и представляет собой вариант программы организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников по ФГОС, составлена на основе программы дополнительного образования детей «Подвижные игры». (авт. Ю.С.Медведева, 2011г.)

Программа рассчитана на учащихся 7- 8 лет и предусматривает 2 года обучения. После реализации двухгодичного цикла программу можно продолжить исходя из интересов детей.

Программой предполагается проведение внеурочных занятий в форме: беседы, игровые занятия, соревнования, спортивно-массовые мероприятия.

За учебный год предусматривается 33 занятия:1 час в неделю.

Программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся основывается на следующих принципах:

Принцип природосообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников основывается на взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип коллективизма предполагает, что оздоровление и спорт дают юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, могут создавать условия для самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни, спортивной самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляется в процессе такого взаимодействия педагога и учащегося, содержанием которого являются обмен ценностями здорового образа жизни, спорта. Диалогичность воспитания не предполагает равенство между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта. Но диалогичность требует искренности и взаимопонимания, признания и принятия.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в спортивно-оздоровительной деятельности - процесс формирования человеком осмысленного и ответственного отношения к собственному здоровью. Приобретение школьниками опыта самоопределения происходит в совместной со сверстниками и взрослыми практике спортивных состязаний, в ходе открытой друг для друга практики «заботы о себе».

Ожидаемые результаты реализации программы.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, о значении двигательного режима, о технике безопасности при занятии подвижными играми, о способах контроля и самоконтроля, об истории подвижных игр, о способах самостоятельного поиска информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к родному Отечеству, его истории.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта организации спортивно-оздоровительной деятельности; опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта заботы о младших и организации их досуга.

Формы подведения итогов реализации программы: анкетирование детей, наблюдение, игровой праздник.

Учебно-тематический план

1класс

№ раздела

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводные занятия. Основы здорового образа жизни.

2

2


1.1

Из истории игры. Правила безопасного поведения на занятиях подвижными играми.


1


1.2

Способы выбора водящего в игре.


1


2

Групповые игры

5



2.1

Пятнашки. Коршун и наседка



1

2.2

Охотник и сторож. У медведя во бору.



1

2.3

Два Мороза. Совушка.



1

2.4

Палочка-выручалочка. Успей занять место.



1

2.5

Мышеловка



1

3

Игры-эстафеты

5



3.1

Эстафета с обручами.

Посадка овощей



1

3.2

Скорый поезд.

Бег сороконожек.



1

3.3

Бег за флажками.

Бег по кочкам



1

3.4

Эстафеты с преодолением препятствий



1

3.5

Игры-эстафеты



1

4

Зимние забавы

5



4.1

Салки со снежками

Перебежки



1

4.2

Осада снежной крепости



1

4.3

Льдинка

Мяч из круга



1

4.4

Заяц без логова

Воробьи - вороны.



1

4.5

Зимние игры и забавы на воздухе по желанию детей



1

5

Забытые игры

5



5.1

Лапта



1

5.2

Попади в ямку



1

5.3

Горелки



1

5.4

Казаки-разбойники



1

5.5

Третий лишний



1

6

«Мой веселый звонкий мяч»

5



6.1

Называя дни недели

Не упусти мяч



1

6.2

Утки-охотники



1

6.3

Мяч в воздухе

Перестрелка



1

6.4

Чемпионы малого мяча



1

6.5

Игры-эстафеты с мячом



1

7

Веселые движения

5

1

4

7.1

Правила безопасного поведения на занятиях подвижными играми.

Выбор водящего. Считалки.


1


7.2

Успей занять место

Мышеловка



1

7.3

Море волнуется

Называя дни недели



1

7.4

Ниточка, иголочка, узелок

Совушка-сова.



1

7.5

Приглашение

Скачет, скачет воробей.



1

8

Итоговое занятие.

1



8.1

Праздник «Играем вместе»

1

Учебно-тематический план

2 класс

№ раздела

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводные занятия. Основы здорового образа жизни.

2

2


1.1

Правила безопасного поведения на занятиях подвижными играми.


1


1.2

История народных игр. Способы выбора водящего в игре.


1


2

Групповые игры

5



2.1

Воробьи-попрыгунчики.

Второй лишний



1

2.2

Успей занять место

Найди себе пару.



1

2.3

Узнай по голосу.

Жмурки.



1

2.4

Соревнования скороходов



1

2.5

Караси и щука

Воробьи - вороны



1

3

Прыгалки-скакалки

5



3.1

Дружно вместе каждый шаг



1

3.2

Выше ноги от земли

Удочка



1

3.3

Упражнения со скакалками



1

3.4

Воробьи-вороны



1

3.5

Чемпионы скакалки



1

4

Зимние забавы на лыжах

5



4.1

Пятнашки на лыжах



1

4.2

Собери флажки



1

4.3

Наклонись и подними



1

4.4

По следам

Лыжный поезд



1

4.5

На горку и с горки



1

5

Игры-эстафеты

5



5.1

Встречные пробежки

Поезд



1

5.2

Иголка и нитка



1

5.3

Эстафеты с бегом и прыжками



1

5.4

Эстафеты с преодолением препятствий



1

5.5

Игры-эстафеты



1

6

Русские народные игры

5



6.1

Коршун и наседка.

Шишки, жёлуди, орехи.



1

6.2

Колечко.

Салки.



1

6.3

Утки-охотники



1

6.4

Игры по желанию детей



1

6.5

Лапта



1

7

Веселые движения

5

1

4

7.1

Правила безопасного поведения на занятиях подвижными играми.

Выбор водящего. Считалки.


1


7.2

Море волнуется. Вороны и воробьи.



1

7.3

Палочка-выручалочка. Веселый счет.



1

7.4

Краски. Коршун и наседка.



1

7.5

Игры по желанию детей



1

8

Итоговое занятие.

1



8.1

Праздник «Вместе весело играть»



1

Содержание разделов и тем образовательной программы

1 класс

Вводные занятия. (2ч.)

Основы здорового образа жизни.

Из истории игры. Правила безопасного поведения на занятиях подвижными играми.

Способы выбора водящего в игре.

Групповые игры (5 ч.)

Пятнашки. Коршун и наседка. Охотник и сторож. У медведя во бору. Два Мороза. Совушка. Палочка-выручалочка. Успей занять место. Мышеловка

Игры-эстафеты (5 ч.)

Эстафета с обручами. Посадка овощей. Скорый поезд. Бег сороконожек. Бег за флажками. Бег по кочкам. Эстафеты с преодолением препятствий. Игры-эстафеты

Зимние забавы (5 ч.)

Салки со снежками. Перебежки. Осада снежной крепости. Льдинка. Мяч из круга. Заяц без логова. Воробьи - вороны.

Зимние игры и забавы на воздухе по желанию детей

Забытые игры (5 ч.)

Лапта. Попади в ямку. Горелки. Казаки-разбойники.

«Мой веселый звонкий мяч» (5 ч.)

Называя дни недели. Не упусти мяч. Утки-охотники. Мяч в воздухе. Перестрелка. Чемпионы малого мяча.Игры-эстафеты с мячом

Веселые движения (5ч.)

Правила безопасного поведения на занятиях подвижными играми.

Выбор водящего. Считалки. Успей занять место. Мышеловка. Море волнуется. Называя дни недели. Ниточка, иголочка, узелок. Совушка-сова. Приглашение. Скачет, скачет воробей.

Итоговое занятие. (1 ч.)

Праздник «Играем вместе»

2 класс

Вводные занятия. (2 ч.)

Основы здорового образа жизни. Правила безопасного поведения на занятиях подвижными играми. История народных игр. Способы выбора водящего в игре.

Групповые игры (5 ч.)

Воробьи-попрыгунчики. Второй лишний. Успей занять место. Найди себе пару. Узнай по голосу. Жмурки. Соревнования скороходов . Караси и щука. Воробьи - вороны.

Прыгалки-скакалки (5 ч.)

Дружно вместе каждый шаг. Выше ноги от земли. Удочка. Упражнения со скакалками. Воробьи-вороны. Чемпионы скакалки.

Зимние забавы на лыжах (5 ч.)

Пятнашки на лыжах. Собери флажки. Наклонись и подними. По следам. Лыжный поезд. На горку и с горки.

Игры-эстафеты (5 ч.)

Встречные пробежки. Поезд. Иголка и нитка. Эстафеты с бегом и прыжками. Эстафеты с преодолением препятствий. Игры-эстафеты

Русские народные игры (5ч.)

Коршун и наседка. Шишки, жёлуди, орехи. Колечко. Салки. Утки-охотники . Игры по желанию детей. Лапта.

Веселые движения (5ч.)

Правила безопасного поведения на занятиях подвижными играми.

Выбор водящего. Считалки. Море волнуется. Вороны и воробьи. Палочка выручалочка. Веселый счет. Краски. Коршун и наседка. Игры по желанию детей.

Итоговое занятие. (1ч.)

Праздник «Вместе весело играть»

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы

Личностными результатами освоения содержания программы являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения содержания программы являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки). давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований её безопасности, организации места игр;

  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;

  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность, рассудительность;

Предметными результатами освоения содержания программы являются следующие умения:

  • представлять подвижные игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

  • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

  • применять жизненно важные двигательные умения и навыки различными способами в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Мониторинг достижений обучающихся

Диагностика «Подвижные игры» (приложение 1)

Условия реализации программы.

Материально-технический ресурс: игровой спортивный зал, площадка для организации занятий на свежем воздухе, подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования, кабинет для использования ИКТ, маты гимнастические, канат, снаряды гимнастические, мячи баскетбольные и волейбольные, мячи для метания, футбольный мяч, набивные мячи, стойки для прыжков в высоту, лыжное снаряжение, спортивный инвентарь для проведения игр-эстафет.

Кадровый ресурс: педагог дополнительного образования, медицинский работник школы.

Список используемой литературы:

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Организация внеурочной деятельности школьников. Методический конструктор. Стандарты второго поколения. -М.:Просвещение, 2010.

  2. Дереклеева М.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. -М.:ВАКО, 2004.

  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. -М.: ВАКО, 2004.

  4. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. Пособие для учителя. - М.:Просвещение,1985

  5. Лях В.И. Мой друг - физкультура. Учебник для учащихся 1-4 кл. -М.: Просвещение, 2005.

  6. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее. -СПб.: Дельта, 1998.

  7. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. -М.: ТЦ Сфера, 2004.

  8. Фатеева А.П. 300 подвижных игр для младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 1998.

Приложение 1

Ф.И.

учащихся

Уровень

знакомства

уровень

осознанного

выполнения

уровень

выбора

действий

уровень

«обучи другого»

творческий

уровень

не могу

в состоянии выполнить

выполняя, в состоянии организовывать подвижную игру по заданию учителя

совершать самостоятельный выбор игровых действий

самостоятельный выбор игры

по заданию учителя

в состоянии провести подобную игру по заданию учителя

по заданию учителя научить других детей играть

научить других придумывать подвижные игры

самостоятельно организовывать свой игровой досуг

баллы


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1












2












3
















© 2010-2022