- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа кружка Подвижные игры
Программа кружка Подвижные игры
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пономарева А.А. |
Дата | 06.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Менделеевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Утверждаю
____________на заседании Директор МОУ «МСОШ»
Методического Совета ________Широбокова Л.В.
Протокол №____________ «___»_____________2011г.
от «___» ____________2011г.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
Подвижные игры
Возраст детей: 7 - 8 лет
Срок реализации программы: 2 года
Менделеево
Пояснительная записка
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики. Поэтому тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной всегда.
Игра для ребенка - важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире, свою роль в семье, в коллективе. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. В процессе овладения игровой деятельностью совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, самостоятельность. В активных играх в полной мере проявляются инициатива ребенка, его творческие способности. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать.
Игра - естественный спутник жизни ребенка, обладающий великой воспитательной силой. Игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
Сказанное выше объясняет необходимость проведения кружка « Подвижные игры » в режиме дня школьников.
При проведении занятий можно выделить два направления:
-
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
-
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
« Подвижные игры » - это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся во внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
Цель программы : создание условий для формирования основ здорового образа жизни у младших школьников посредством игровой двигательной деятельности.
Задачи:
-
-
содействовать укреплению здоровья детей;
-
-
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
-
расширить сферу двигательной активности детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;
-
развивать интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм;
-
содействовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.
-
-
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Данная программа модифицированная и представляет собой вариант программы организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников по ФГОС, составлена на основе программы дополнительного образования детей «Подвижные игры». (авт. Ю.С.Медведева, 2011г.)
Программа рассчитана на учащихся 7- 8 лет и предусматривает 2 года обучения. После реализации двухгодичного цикла программу можно продолжить исходя из интересов детей.
Программой предполагается проведение внеурочных занятий в форме: беседы, игровые занятия, соревнования, спортивно-массовые мероприятия.
За учебный год предусматривается 33 занятия:1 час в неделю.
Программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся основывается на следующих принципах:
Принцип природосообразности предполагает, что спортивно-оздоровительная деятельность школьников основывается на взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип коллективизма предполагает, что оздоровление и спорт дают юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, могут создавать условия для самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни, спортивной самореализации.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляется в процессе такого взаимодействия педагога и учащегося, содержанием которого являются обмен ценностями здорового образа жизни, спорта. Диалогичность воспитания не предполагает равенство между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта. Но диалогичность требует искренности и взаимопонимания, признания и принятия.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в спортивно-оздоровительной деятельности - процесс формирования человеком осмысленного и ответственного отношения к собственному здоровью. Приобретение школьниками опыта самоопределения происходит в совместной со сверстниками и взрослыми практике спортивных состязаний, в ходе открытой друг для друга практики «заботы о себе».
Ожидаемые результаты реализации программы.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, о значении двигательного режима, о технике безопасности при занятии подвижными играми, о способах контроля и самоконтроля, об истории подвижных игр, о способах самостоятельного поиска информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к родному Отечеству, его истории.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта организации спортивно-оздоровительной деятельности; опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта заботы о младших и организации их досуга.
Формы подведения итогов реализации программы: анкетирование детей, наблюдение, игровой праздник.
Учебно-тематический план
1класс
№ раздела
Тема занятия
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводные занятия. Основы здорового образа жизни.
2
2
1.1
Из истории игры. Правила безопасного поведения на занятиях подвижными играми.
1
1.2
Способы выбора водящего в игре.
1
2
Групповые игры
5
2.1
Пятнашки. Коршун и наседка
1
2.2
Охотник и сторож. У медведя во бору.
1
2.3
Два Мороза. Совушка.
1
2.4
Палочка-выручалочка. Успей занять место.
1
2.5
Мышеловка
1
3
Игры-эстафеты
5
3.1
Эстафета с обручами.
Посадка овощей
1
3.2
Скорый поезд.
Бег сороконожек.
1
3.3
Бег за флажками.
Бег по кочкам
1
3.4
Эстафеты с преодолением препятствий
1
3.5
Игры-эстафеты
1
4
Зимние забавы
5
4.1
Салки со снежками
Перебежки
1
4.2
Осада снежной крепости
1
4.3
Льдинка
Мяч из круга
1
4.4
Заяц без логова
Воробьи - вороны.
1
4.5
Зимние игры и забавы на воздухе по желанию детей
1
5
Забытые игры
5
5.1
Лапта
1
5.2
Попади в ямку
1
5.3
Горелки
1
5.4
Казаки-разбойники
1
5.5
Третий лишний
1
6
«Мой веселый звонкий мяч»
5
6.1
Называя дни недели
Не упусти мяч
1
6.2
Утки-охотники
1
6.3
Мяч в воздухе
Перестрелка
1
6.4
Чемпионы малого мяча
1
6.5
Игры-эстафеты с мячом
1
7
Веселые движения
5
1
4
7.1
Правила безопасного поведения на занятиях подвижными играми.
Выбор водящего. Считалки.
1
7.2
Успей занять место
Мышеловка
1
7.3
Море волнуется
Называя дни недели
1
7.4
Ниточка, иголочка, узелок
Совушка-сова.
1
7.5
Приглашение
Скачет, скачет воробей.
1
8
Итоговое занятие.
1
8.1
Праздник «Играем вместе»
1
Учебно-тематический план
2 класс
№ раздела
Тема занятия
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Вводные занятия. Основы здорового образа жизни.
2
2
1.1
Правила безопасного поведения на занятиях подвижными играми.
1
1.2
История народных игр. Способы выбора водящего в игре.
1
2
Групповые игры
5
2.1
Воробьи-попрыгунчики.
Второй лишний
1
2.2
Успей занять место
Найди себе пару.
1
2.3
Узнай по голосу.
Жмурки.
1
2.4
Соревнования скороходов
1
2.5
Караси и щука
Воробьи - вороны
1
3
Прыгалки-скакалки
5
3.1
Дружно вместе каждый шаг
1
3.2
Выше ноги от земли
Удочка
1
3.3
Упражнения со скакалками
1
3.4
Воробьи-вороны
1
3.5
Чемпионы скакалки
1
4
Зимние забавы на лыжах
5
4.1
Пятнашки на лыжах
1
4.2
Собери флажки
1
4.3
Наклонись и подними
1
4.4
По следам
Лыжный поезд
1
4.5
На горку и с горки
1
5
Игры-эстафеты
5
5.1
Встречные пробежки
Поезд
1
5.2
Иголка и нитка
1
5.3
Эстафеты с бегом и прыжками
1
5.4
Эстафеты с преодолением препятствий
1
5.5
Игры-эстафеты
1
6
Русские народные игры
5
6.1
Коршун и наседка.
Шишки, жёлуди, орехи.
1
6.2
Колечко.
Салки.
1
6.3
Утки-охотники
1
6.4
Игры по желанию детей
1
6.5
Лапта
1
7
Веселые движения
5
1
4
7.1
Правила безопасного поведения на занятиях подвижными играми.
Выбор водящего. Считалки.
1
7.2
Море волнуется. Вороны и воробьи.
1
7.3
Палочка-выручалочка. Веселый счет.
1
7.4
Краски. Коршун и наседка.
1
7.5
Игры по желанию детей
1
8
Итоговое занятие.
1
8.1
Праздник «Вместе весело играть»
1
Содержание разделов и тем образовательной программы
1 класс
Вводные занятия. (2ч.)
Основы здорового образа жизни.
Из истории игры. Правила безопасного поведения на занятиях подвижными играми.
Способы выбора водящего в игре.
Групповые игры (5 ч.)
Пятнашки. Коршун и наседка. Охотник и сторож. У медведя во бору. Два Мороза. Совушка. Палочка-выручалочка. Успей занять место. Мышеловка
Игры-эстафеты (5 ч.)
Эстафета с обручами. Посадка овощей. Скорый поезд. Бег сороконожек. Бег за флажками. Бег по кочкам. Эстафеты с преодолением препятствий. Игры-эстафеты
Зимние забавы (5 ч.)
Салки со снежками. Перебежки. Осада снежной крепости. Льдинка. Мяч из круга. Заяц без логова. Воробьи - вороны.
Зимние игры и забавы на воздухе по желанию детей
Забытые игры (5 ч.)
Лапта. Попади в ямку. Горелки. Казаки-разбойники.
«Мой веселый звонкий мяч» (5 ч.)
Называя дни недели. Не упусти мяч. Утки-охотники. Мяч в воздухе. Перестрелка. Чемпионы малого мяча.Игры-эстафеты с мячом
Веселые движения (5ч.)
Правила безопасного поведения на занятиях подвижными играми.
Выбор водящего. Считалки. Успей занять место. Мышеловка. Море волнуется. Называя дни недели. Ниточка, иголочка, узелок. Совушка-сова. Приглашение. Скачет, скачет воробей.
Итоговое занятие. (1 ч.)
Праздник «Играем вместе»
2 класс
Вводные занятия. (2 ч.)
Основы здорового образа жизни. Правила безопасного поведения на занятиях подвижными играми. История народных игр. Способы выбора водящего в игре.
Групповые игры (5 ч.)
Воробьи-попрыгунчики. Второй лишний. Успей занять место. Найди себе пару. Узнай по голосу. Жмурки. Соревнования скороходов . Караси и щука. Воробьи - вороны.
Прыгалки-скакалки (5 ч.)
Дружно вместе каждый шаг. Выше ноги от земли. Удочка. Упражнения со скакалками. Воробьи-вороны. Чемпионы скакалки.
Зимние забавы на лыжах (5 ч.)
Пятнашки на лыжах. Собери флажки. Наклонись и подними. По следам. Лыжный поезд. На горку и с горки.
Игры-эстафеты (5 ч.)
Встречные пробежки. Поезд. Иголка и нитка. Эстафеты с бегом и прыжками. Эстафеты с преодолением препятствий. Игры-эстафеты
Русские народные игры (5ч.)
Коршун и наседка. Шишки, жёлуди, орехи. Колечко. Салки. Утки-охотники . Игры по желанию детей. Лапта.
Веселые движения (5ч.)
Правила безопасного поведения на занятиях подвижными играми.
Выбор водящего. Считалки. Море волнуется. Вороны и воробьи. Палочка выручалочка. Веселый счет. Краски. Коршун и наседка. Игры по желанию детей.
Итоговое занятие. (1ч.)
Праздник «Вместе весело играть»
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы
Личностными результатами освоения содержания программы являются следующие умения:
-
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
-
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения содержания программы являются следующие умения:
-
характеризовать явления (действия и поступки). давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований её безопасности, организации места игр;
-
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;
-
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
-
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
-
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять сдержанность, рассудительность;
Предметными результатами освоения содержания программы являются следующие умения:
-
представлять подвижные игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
-
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
-
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
-
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
-
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
-
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
-
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
-
применять жизненно важные двигательные умения и навыки различными способами в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Мониторинг достижений обучающихся
Диагностика «Подвижные игры» (приложение 1)
Условия реализации программы.
Материально-технический ресурс: игровой спортивный зал, площадка для организации занятий на свежем воздухе, подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования, кабинет для использования ИКТ, маты гимнастические, канат, снаряды гимнастические, мячи баскетбольные и волейбольные, мячи для метания, футбольный мяч, набивные мячи, стойки для прыжков в высоту, лыжное снаряжение, спортивный инвентарь для проведения игр-эстафет.
Кадровый ресурс: педагог дополнительного образования, медицинский работник школы.
Список используемой литературы:
-
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Организация внеурочной деятельности школьников. Методический конструктор. Стандарты второго поколения. -М.:Просвещение, 2010.
-
Дереклеева М.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. -М.:ВАКО, 2004.
-
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. -М.: ВАКО, 2004.
-
Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. Пособие для учителя. - М.:Просвещение,1985
-
Лях В.И. Мой друг - физкультура. Учебник для учащихся 1-4 кл. -М.: Просвещение, 2005.
-
Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее. -СПб.: Дельта, 1998.
-
Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. -М.: ТЦ Сфера, 2004.
-
Фатеева А.П. 300 подвижных игр для младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 1998.
Приложение 1
№
Ф.И.
учащихся
Уровень
знакомства
уровень
осознанного
выполнения
уровень
выбора
действий
уровень
«обучи другого»
творческий
уровень
не могу
в состоянии выполнить
выполняя, в состоянии организовывать подвижную игру по заданию учителя
совершать самостоятельный выбор игровых действий
самостоятельный выбор игры
по заданию учителя
в состоянии провести подобную игру по заданию учителя
по заданию учителя научить других детей играть
научить других придумывать подвижные игры
самостоятельно организовывать свой игровой досуг
баллы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3