Классный час Поговорим о дружбе

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Поговорим о дружбе»


Учитель: Рожкова Елена Владимировна

Цель:

  • формировать умения строить отношения с людьми;

  • учить высказывать свое мнение о проблеме, учить рассуждать, доказывать;

  • помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия «дружба»;

  • воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу.

Подготовка к классному часу:

1.Учащимся предлагается написать сочинение о дружбе школьных товарищей, взяв в качестве эпиграфа строки из стихотворения Маргариты Алигер:

«В непобедимый, мощный класс

законы дружбы вяжут нас».

2.Нескольким ученикам дается задание выучить стихи.

3. Класс делится на группы. Каждой группе предлагается смоделировать ситуацию по одной из заданных тем: первая тема: «Друг познается в удаче», вторая тема: «Друг познается в беде».

Ход мероприятия

Учитель: Проблемы общения подсказывает сама жизнь, например: дружить или не дружить; что такое дружба и что понимать под ответственностью за свое отношение к другу; о чем говорит внешность человека и что за ней стоит; в чем состоит достоинство человека. Какой выбор сделать в большом потоке многообразия отношений? В этом вам поможет сегодняшний классный час на тему: «Поговорим о дружбе».

Мы постараемся с вами ответить на вопросы о том, что такое дружба, кто такой друг и для чего он нужен, когда познается друг, что мешает дружбе, на что ты готов ради дружбы. В конце мероприятия мы сформулируем кодекс дружбы. И хочется верить, что после этой беседы вы научитесь строить отношения с людьми, ценить дружбу.

Начать нашу беседу мне хочется со слов Сенека: « Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в ДРУГЕ».

- А что такое дружба? (обсуждение в группах).

Дружба - это….

1)Договор двух или нескольких человек об общении, о проведении свободного времени, о выполнении обещаний.

2)Когда вместе весело.

3)Если можно доверить тайну, поделиться информацией.

4)Можно получить помощь в любую минуту.

5)Ответственность двух людей друг за друга.

6)Ответственность двух людей друг за друга.

7)Верность, надежность, взаимопонимание, взаимовыручка.

8)Общность интересов, убеждений, взглядов, мотивов.

Дружба - это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи кто твой друг, и я скажу, кто ты» Все человеческие отношения содержат в той или иной степени элементы дружбы.

- Подберите синонимы к слову «друг». Есть ли между ними разница?

Друг, приятель, товарищ - понятия - синонимы, они близки, почти тождественны. Но все же от обычного приятельства дружба отличается таким тяготением души к душе другого человека, которое побуждает сопереживать не только приятное, но и наоборот. Приятелей много, а друг может быть один. Слово «товарищ» первоначально означало «компаньон, участник совместных дел».

1-й ученик: Мы с приятелем вдвоём замечательно живём!
Мы такие с ним друзья - куда он, туда и я!
Мы имеем по карманам: две резинки, два крючка!
Две больших стеклянных пробки,
Двух жуков в одной коробке, два тяжёлых пятачка.
Мы живём в одной квартире, все соседи знают нас.
Только мне звонить - четыре, а ему - двенадцать раз.
И живут в квартире с нами два ужа и два ежа,
Целый день поют над нами два приятеля - чижа.
И про наших двух ужей, двух ежей и двух чижей
Знают в нашем новом доме все двенадцать этажей.

- Познакомьтесь с размышлениями о дружбе современного писателя Феликса Кривина. Попробуйте ответить на вопрос: для чего человеку нужен друг?

Почему рельсы всегда рядом?

Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай.

Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.

2-й ученик: Настоящий друг везде

Верен в счастье и в беде,

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь - он спать не может,

И во всем без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Разбор ситуаций в группах, дискуссия.

Ситуация №1

Аня была лидером в классе. Её любили все, потому что она была веселой и очень общительной. А Вера была тихой и застенчивой. Заговорить в присутствии многих ребят ей было очень трудно. Если она заболеет, ребята и не заметят, что ее нет. Но у нее было много других достоинств: она могла быстро и без суеты решать задачи, коллекционировала редкие и красивые марки. Удивительным было то, что эти девочки дружили, были, что называется «не разлей вода».

Вопросы для обсуждения:

1. Почему непохожие люди становятся неразлучными друзьями?

2. Знаете ли вы такие примеры?

3. Какие качества вы цените в друге?

Ситуация №2

Их везде можно было увидеть вместе: в библиотеке, в школьной столовой, на улице. Олег и Миша были друзьями уже три года, с тех самых пор, как Олег переехал в новый район и стал учиться в этой школе. Вместе они посещали научное общество учащихся и были отличниками. Однажды, когда проходила городская олимпиада по математике, участниками которой были оба мальчика, Олег занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Миша молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло.

А дня через два Миша пересел от Олега на другую парту, ссылаясь на то, что ему не очень хорошо видно классную доску. Олег не понял, что произошло с другом.

Вопросы для обсуждения:

1.Что случилось с Мишей?

2.Почему он повел себя так?

3. А как бы повели себя вы в такой ситуации?

4. Были ли вы в вашей жизни подобные ситуации?

5. Можно ли назвать отношения этих ребят дружбой?

3-й ученик: А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце - ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать -
То вряд ли это друг…

Моделирование ситуаций по заданным темам

Первая тема: «Друг познается в удаче».

Вторая тема: «Друг познается в беде».

(Каждая группа рассказывает ситуацию, остальные предполагают выходы, анализируют.)

Дружба учит альтруизму, бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. НЕ может быть другом тот, кто самолюбив и хочет обязательно играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне радоваться успеху друга.

4-й ученик: Радость в дом пришла.

Поздравляют друзья.

Лишь один,

Наблюдает за радостью искоса.

Ну, а если б

Несчастье со мной стряслось,

Если б в душу

Недуги вонзились, как лезвия,

К моему изголовью

Склонился б, небось,

Сокрушаясь и соболезнуя.

Часто дружба,

К своей устремившись звезде,

Вдруг замрет на каком - то градусе.

Кто сказал:

Человек познается в беде?

Человек раскрывается в радости!

(Л. Вышеславский)

Учитель: Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость.

«Если плачущие разделяют чужие горести, если они одними своими слезами много делают для тех, кого постигло горе, значительно облегчая их горесть, то тем более приятности должен доставлять другим тот, кто радуется с другими. Сорадование служит доказательством не только того, что ты чист от завистливости, но и того, что в сердце твоем укоренилась любовь».

(Св. Иоанн Златоуст)

Задание по творческим группам

Учащимся предлагается высказать свои предположения, ответив на следующие вопросы:

1 группа - Что мешает дружбе?

2 группа - Что помогает дружбе?

3группа Что дает тебе дружба?

4 группа - На что ты готов ради дружбы?

1) Зависть, корыстолюбие, ненадежность, ложь, предательство, глупость, зависимость, хитрость, обман, вспыльчивый характер.

2) Доверие, надежность, искренность, честность, уверенность, симпатия, интерес, равноправие, свобода, бескорыстие, милосердие.

3) Круг общения, уход от одиночества, возможность решения проблемы, уверенность в себе, моральное удовлетворение, уверенность в завтрашнем дне.

4) На взаимную помощь, на выполнение обязательств, на выручку из беды, на проявление заботы, внимания, на изменение своих личностных качеств, на сохранение тайны, на принятие его вины на себя.

Таким образом, дружба - это такая форма межличностных отношений, когда нужно не только уметь договариваться, соблюдать правила и т.д., но и проявлять сочувствие, соучастие, согласие, понимание, доверие, уважение, искренность и т.д., нести ответственность.

5-й ученик: Ты дружбу не купишь за деньги
Её не найдешь просто так,
Ведь дружба, как золото ценна,
А так же не всем по зубам.

Она - это то, что не каждый
За жизнь себе сможет сыскать,
Но если нашел, береги же,
Не дай никому отобрать!

И скоро поймешь ты, как важно
Найти тот единственный свет,
Что выслушать сможет тебя же,
И дать тебе нужный совет!

Закрепление

1. Игра «Угадай пословицу» (составление пословиц из разрезанных частей и объяснение их смысла).
2. Составление «Кодекса дружбы»

Если хочешь быть хорошим и верным другом:

  • Делись своими успехами, неудачами и новостями.

  • Умей слушать.

  • Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.

  • Доверяй другу и будь уверенным в нем.

  • Сохраняй тайны своего друга.

  • Не критикуй друга публично.

  • Не будь назойливым и не поучай.

  • Не обсуждай друга в его отсутствие.

  • Не ревнуй друга к другим его друзьям.

  • Уважай внутренний мир и чувства своего друга.

  • Возвращай долги.

  • Радуйся успехам своего друга.

Рефлексия:

Я понял сегодня, что…

Больше всего мне запомнилось сегодня…

Учитель: Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда - не беда,
Если рядом друзья настоящие!
С.В. Михалков

Литература

1. Классный руководитель №8,2002; №4, 2004.

2. Маленкова Л. И. Человековедение - М.: Педагогическое общество России,2000.

3. Правдина О. В. Методическое пособие по воспитательной работе по курсу «Мой выбор» - М.: Ижица, 2005.

© 2010-2022