Партнерские отношения между школой и библиотекой в процессе развития читательской активности

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




п

Знание бывает двух видов:

либо мы знаем что-то,

либо мы знаем,

где найти информацию об этом.


Смитт Джонсон

Библиотека и школа, выполняя единые функциональные задачи, всегда были, есть и будут партнерами в работе с детьми. Наше социальное партнерство потому- и носит прочный характер, что имеет общую базовую основу*

  • осуществление однотипных функций в работе со школьниками (просвещение, образование, воспитание),

  • единая целевая аудитория (школьники и их родители),

  • бюджетная основа функционирования.

Эта базовая основа позволяет нам выстраивать долгосрочные эффективные взаимоотношения на благо подрастающего поколения.Иименно библиотека, и в особенности детская, может и обязана помочь школьнику" в образовательном процессе. При этом во главу угла сотрудничества ставится активизация читательской деятельности школьников. Именно чтение (в том числе и чтение деловое, и «чтение для души») является основным ресурсом получения знаний, источником функциональной грамотности. Библиотека и школа, интегрируя воспитательные возможности, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способны инициировать у школьников интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением. Организационные принципы взаимодействия библиотеки и школы в каждом регионе определяются в индивидуальном порядке.

Произошедшие в нашем обществе в последние годы изменения вызывают необходимость повышения роли библиотек в формировании читательской активности.

Читательская активность - это наличие у человека читательских потребностей и интересов, внутренних побуждений.

Признаками читательской активности являются:

  • частота чтения (читает ли каждый день или несколько раз в неделю, делает это регулярно или от случая к случаю);

  • его длительность;

  • виды чтения (свободное - ребёнка не принуждают к чтению, он читает много, с удовольствием, полупринудительное - ребёнок читает с удовольствием, но не по собственному желанию, а по рекомендации взрослого, принудительное - ребёнок читает книгу, потому что это надо для урока, не получая от чтения удовольствия);

  • читательские потребности и мера их удовлетворения (есть ли у ребёнка внутренняя потребность взять книгу, открыть её, прочитать, как часто она возникает);

  • читательские предпочтения (книги каких жанров предпочитают, объём книги, наличие или отсутствие иллюстраций, размер шрифта);

  • обстоятельства чтения (место, окружение, сопутствующие чтению занятия);

  • частота и регулярность посещения библиотеки, книжного магазина;

  • частота и объемы меж читательских обменов;

  • динамика читательского поведения (оценка и самооценка);

  • продолжение/прекращение комплектования домашних библиотек;

  • численность прочитанных произведений (в начале и конце педагогического воздействия);

  • динамика текущих оценок по литературе.

Формами работы по определению уровня читательской активности могут быть наблюдение, тесты, анализ библиотечных формуляров, ведение читательских дневников, проведение читательских конференций, отзывы учащихся о прочитанном, участие в творческих конкурсах...

Большое внимание в настоящее время уделяется активизации читательской деятельности школьников, поскольку книга играет особую роль в становлении и развитии человека. Для полноценного нравственно-эстетического развития личности и формирования читательской культуры мало использовать педагогический потенциал литературы как предмета, его необходимо применять в единстве с различными формами внеурочной работы, внеклассными занятиями в условиях школьных библиотек, в учреждениях дополнительного образования, в работе с семьями учащихся. Школа, интегрируя воспитательные возможности библиотеки, заинтересованность родителей, используя специальные формы и методы работы, способна инициировать у школьников интерес к самостоятельной читательской деятельности, создать атмосферу творческой заинтересованности чтением.

Школьные библиотеки становятся практически единственным доступным источником информации для детей и педагогов в этот период. Если информации для дополнительной работы не достаточно - они обращаются к фондам публичных библиотек, чьи фонды художественной и отраслевой литературы гораздо богаче. Не редкость, когда дети являются читателями обеих библиотек.

Часто в библиотеке образовательного учреждения (особенно это касается школьных библиотек) - всего один сотрудник на которого ложится колоссальная нагрузка, в его обязанности входит обслуживание на абонементе, обработка новых поступлений, ведение документации, пополнение справочно-библиографического аппарата библиотеки, движение фонда учебников, проведение массовых мероприятий и многое другое. Понятно, что библиотекарь ограничен во времени для разработки большого количества разнообразных мероприятий. Публичные же библиотеки, имея разделение обязанностей сотрудников, могут посвятить себя детальному и разноплановому созданию качественных библиотечных мероприятий, а также могут приглашать компетентных специалистов иных областей знаний.

В большинстве случаев, библиотеки образовательных учреждений, особенно старой планировки, не имеют больших помещений для проведения массовых мероприятий, связанных со значительным количеством детей. Публичные же, напротив, готовы принять группы читателей.

Кроме того, нельзя недооценивать роль библиотеки и библиотекаря в процессе поддержки читательской и литературной культуры. Сам дух большой массовой библиотеки, где обилие выставок, где всё приспособлено для удобства читателя и ничто не отвлекает от книги, благотворно сказывается на юных посетителях библиотек, вызывая интерес к чтению и чувство сопричастности к чему-то очень важному.

Библиотекари школьных библиотек и библиотекари публичных библиотек организуют и проводят ознакомительные экскурсии в детские библиотеки.

Традиционные формы работы - встречи с детскими писателями, художниками-иллюстраторами, представителями издательств, литературные и народные праздники, организованные публичными библиотеками, могут проходить как на территории библиотеки, так и в образовательном учреждении.

Библиотеки образовательных учреждений охотно принимают участие в конкурсах, объявляемых публичными библиотеками. Успешно взаимовыгодное сотрудничество и в период летних оздоровительных кампаний. Во многих школах организуют летние лагеря. Беседа, викторина, диспут в ближайшей публичной библиотеке для детей - это и полезно, и развлекательно. !

Сегодня нужен новый взгляд и пересмотр функциональной роли партнёрства библиотек как частей единого центра учебно-воспитательной работы. Потенциал совместной работы велик.


© 2010-2022