Сотрудничество педагогов и воспитанников, как основа складывающихся взаимоотношений во взросло-детском коллективе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Сотрудничество педагогов и воспитанников, как основа складывающихся взаимоотношений во взросло-детском коллективе

Министерство обороны Российской Федерации

ФГКОУ

«Краснодарское президентское кадетское училище»









Доклад на тему:

«Сотрудничество педагогов и воспитанников,

как основа складывающихся взаимоотношений

во взросло-детском коллективе»




Подготовила воспитатель

(классный руководитель) 9 - Г класса

Гусева Наталья Николаевна











Краснодар

2015

Пути повышения эффективности воспитания ищут все педагоги. Существуют различные технологии воспитательной работы, но мне кажется, что технологию сотрудничества можно рассматривать как наиболее успешную альтернативу традиционным методам.

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого воспитанника в соответствии с его индивидуальным характером.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Воспитатель и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Весь этот "веер" технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны. Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, особенно в нашей системе закрытого, интернатного, типа.

Технология сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

- по уровню применения - общепедагогическая технология;

- по философской основе - гуманистическая;

- по ориентации на личностные структуры - всесторонне гармоничная;

- по характеру содержания: воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;

- по типу управления: система малых групп и индивидуальная;

- по подходу к воспитаннику: гуманно-личностная;

- по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;

В воспитательном процессе, построенном на основе технологии сотрудничества прямая цель - развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Содержанием в таком воспитательном процессе является освоение способов познания, общественно и лично значимых преобразований в окружающей действительности.

Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет ему подняться. Но горе тому, кто один, - если он упадет, его некому поднять... Двое победят того, с кем никто из них не справится поодиночке. Канат, сплетенный из трех веревок, порвется не скоро".

Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество педагога и воспитанника. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной деятельности кадет в разных учебных и жизненных ситуациях.

В нашем учебном заведении обучаются разные по характеру и способностям ребята - одни быстро адаптируются к различным ситуациям, сами готовы отвечать на любые вопросы; другим требуется время для осмысления происходящего вокруг. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-5 человек) и дать им ОДНО общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но, что особенно важно, за результат всей группы. Я использую данный прием при самоподготовке, где слабоуспевающие кадеты стараются выяснить у более подготовленных одноклассников все непонятые ими вопросы. Кадеты заинтересованы в том, чтобы все члены группы, досконально разобрались в материале, проверили собственное понимание вопроса, дошли до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве.

Личностно-ориентированный подход в воспитании предполагает уважение личности воспитанника, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Поэтому учебно-воспитательный процесс в нашем училище строится так, чтобы создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития творческого потенциала воспитанника, для его самоопределения и самореализации.

На протяжении 4-х лет я пытаюсь создавать такую межличностную атмосферу, которая устраняет преграды на пути подлинно творческого продуктивного воспитания. В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит повышение самооценки ребенка, подростка, а это прямо способствует раскрытию творческого потенциала личности. Убежденность каждой личности в собственной ценности дает ей возможность более полной самореализации.

Технология сотрудничества - эта одна из технологий личностно-ориентированного воспитания, которая основана на принципах:

- взаимозависимость членов коллектива;

- личная ответственность каждого члена коллектива за собственные успехи и успехи класса;

- совместная учебно-познавательная деятельность в классе;

- общая оценка работы коллектива.

Какие же педагогические проблемы возникают при использовании данного метода воспитания? И с чего начинать воспитание в сотрудничестве?

Для внедрения и использования организации воспитания в сотрудничестве, для вовлечения каждого кадета в активную познавательную деятельность и к тому же чтобы уделять внимание обучению культуре общения, то необходимо приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, уча своих воспитанников:

- взаимодействовать в коллективе с любым партнером или партнерами;

- работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;

- вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

- испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;

- полностью осознавать, что совместная работа - это серьезный и ответственный труд.

Это лишь некоторые элементы. В распоряжении воспитателя большой спектр форм, методов и педагогических приёмов. Сотрудничество предполагает ориентацию на приоритет совершенствующейся социально успешной личности, способной постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям. Такими должны быть все участники учебно - воспитательного процесса.

Сотрудничество педагога и воспитанника позволяет кадетам:

  • присовокупить к своему и чужой опыт (на чужих ошибках учатся);

  • сформировать критический подход к информации и умение аргументировать свою точку зрения;

  • развивать творческие способности;

  • сосредоточиться на достижении общего успеха, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии кадета;

  • создать обстановку взаимного доверия. Взаимное доверие - прекрасная основа для взаимоотношений в коллективе;

Кадеты класса, способствуют успехам друг друга следующим образом:

  1. Оказывают и принимают помощь и поддержку, причем речь идет не только о помощи в учебе, но и о чисто человеческом, дружеском участии.

  2. Учат друг друга вести дискуссии и аргументировать свою точку зрения.

  3. Поддерживают друг друга в стремлении учиться как можно лучше. Ребенок или подросток, помогающий учиться своим товарищам, и сам начинает делать заметные успехи.

  4. Оказывают влияние друг на друга. Кадеты используют любую возможность для того, чтобы повлиять на товарищей, и в свою очередь открыты их влиянию.

  5. Имеют четко выраженную мотивацию. Стремление к овладению знаниями усиливается благодаря коллективному труду во имя общей цели.

  6. Создает обстановку взаимного доверия.

  7. Успешно справляются со стрессами и раздражительностью. Сосредоточенность на достижении общего успеха благотворно сказывается на эмоциональном состоянии кадет.

Завершить доклад хочу словами Конфуция - Учитель и ученик растут вместе.

Воспитатель (классный руководитель)

9-го учебного курса Н.Н.Гусева

© 2010-2022