- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час по теме Толерантность На планете Толерантность
Классный час по теме Толерантность На планете Толерантность
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нукатова О.Е. |
Дата | 25.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Классный час по теме "На планете Толерантность"
Работа по воспитанию толерантности у детей ведется всегда. Наше время не исключение.
«Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл, потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Толерантность - это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение подростков.
Цели:
-
Образовательные:
-
познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
-
выявить основные черты толерантности;
-
сформировать правильное представление о толерантном поведении.
-
-
Воспитательные:
-
воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
-
воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
-
-
Развивающие:
-
продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
-
способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
-
развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.
-
Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.
Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия, видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith), памятки.
Оформление кабинета: глобус, географическая карта мира; макет дерева толерантности, плакат «Цветок толерантности».
Плакат: «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». Н.Добролюбов;
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Слово учителя: (слайд 1) Я приветствую гостей нашего мероприятия! (слайд 2) Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. В начале я хотела бы рассказать вам одну легенду:(слайд 3, 4)
Вам понравилась эта легенда? А о чем она? Чему учит? Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово - толерантность. (Слайд 5)
Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках?
(Выступления учеников)
-
tolerance (англ.) - готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; (слайд 6)
-
tolerenz (немец.) - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; (слайд 7)
-
tolerance (франц.) - убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; (слайд 8)
-
tolerencia (испан.) - способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;(слайд 9)
-
kuan rong (китайск.) - принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; (слайд 10)
-
tasamul? (араб.) - снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; (слайд11)
-
толерантность, терпимость (рус.) - умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. (слайд 12)
Учитель: В разных странах определения различны. Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно, это слово терпимость.Вопрос о толерантности не нов, он поднимался и раньше, но теперь он поставлен особо остро.(Слайд 13)
Ученик: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку.
Ученица: Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. (Слайд 14) Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.
Ученик:. В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. (Слайд 15)
Ученица: В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. (Слайд 16) Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми!
Учитель: Сегодня 16 ноября. И именно в этот день жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. (Слайд 17)
Ученик: Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости.(Слайды 18, 19)
Ученица: Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.
Учитель: Понятие толерантность очень широкое, на одном уроке мы не сможем говорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды толерантности бывают: (Слайд 20)
Как вы думаете, для нас с вами, проживающих в небольшом, но многонациональном поселке, какой вид толерантности будет наиболее близким и почему? Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться. (Слайд 21) Прав был критик 19 века Николай Добролюбов, сказавший, что человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».
Игра «Давайте поприветствуем друг друга» (слайд 22)
-
сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
-
потереться носами (Новая Зеландия);
-
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
-
крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
-
показать язык (Тибет);
-
очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).
Учитель: Может ли одна религия мешать другой? Нет. (Слайд 23) У каждой религии есть свои особенности, и их учения полезны. Нам важно использовать нравственные ценности религий народов, не противопоставлять их, а изучать. Мы живём в одном большом доме - России. В нашей стране дружат между собой люди разной национальности.
«Аукцион знаний» (слайд 24)
- Кто является основоположником мусульманской религии? (Мухаммед)
- Назовите священную книгу мусульман (Коран)
- Кто является основоположником христианской религии? (Иисус Христос)
- Назовите священную книгу православных. (Библия)
- Кто возглавляет русскую православную церковь? (Патриарх всея Руси Кирилл)
- Назовите морально-этические нормы православия? (Заповеди)
Эти религии призывают людей быть добрыми, уважать друг друга. Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.
Ученик: Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности: (слайд 25)
-
Толерантность - это прощение.
-
Толерантность - это сострадание.
-
Толерантность - это уважение прав других.
-
Толерантность - это сотрудничество.
-
Толерантность - это уважение человеческого достоинства.
-
Толерантность - это дружба.
-
Толерантность - это гармония в многообразии.
-
Толерантность - мир и согласие.
-
Толерантность - милосердие.
Учитель: Толерантность - это понятие встречается каждый день. Оно повседневно. В конце 60-х годов в Германии был создан плакат. Его создавали философы и активисты молодежных движений 1968 года. (Слайд 26)
Ведущий: Что же собой представляет этот плакат? Это всего семь строчек, написанных как бы от руки.
Ведущая: «Твой Иисус - еврей. Твой автомобиль - японский. Твой кофе - бразильский. Твои цифры - арабские. Твои буквы - латинские. Твоя демократия - греческая. Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?»
Учитель: Концепция плаката заключается в том, что человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);
повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран). Можно ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей и другого цвета кожи?! Хорошо или плохо, что все мы разные?
Ведущий: Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все - мы разные, все мы - равные!
Ведущая: Толерантность - признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.
Учитель: В последнее время наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. В одних ситуациях человек поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность» (два ученика прикрепляют на стенд листочки с характеристиками
Толерантная личность
Интолерантная личность
Уважение мнения других, доброжелательность,
желание что-либо делать вместе,
понимание и принятие,
чуткость, любознательность, доверие, снисходительность, гуманизм.
Непонимание, игнорирование, эгоизм,
нетерпимость, пренебрежение,
раздражительность, равнодушие,
цинизм, немотивированная агрессивность.
Учитель: Толерантная личность. Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжи фразу «Я …»Ученик: Я (слайд 36)
-
терпимый и терпеливый;
-
считающийся с чужими мнениями и интересами;
-
умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
-
приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
-
уважающий окружающих и уважаемый ими;
-
уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
-
заботливый, сострадающий, поддерживающий;
-
патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
-
человек, берегущий природу и культуру;
-
трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
Учитель: Толерантная семья. Какими качествами должна такая семья, ваша семья? Продолжи фразу «В моей семье …»Ученик: В моей семье (слайд 37)
-
все терпимые и терпеливые;
-
здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;
-
окружающие друг друга заботой;
-
внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
-
успешные, независимые, счастливые.
Учитель: Толерантный город. Чем же должен отличаться такой посёлок, наш посёлок? Продолжи фразу «В моём городе …»Ученик: В моем городе (слайд 38)
-
прохожие доброжелательные, вежливые;
-
улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
-
река и воздух чистые, природа здоровая;
-
школа просторная, светлая;
-
учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;
-
учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.
Учитель: Толерантные округ и страна. Что же такого особенного должно быть в таком округе и такой стране? Продолжи фразу «В моём округе и в моей стране…»
Ученик: В моём округе и в моей стране (слайд 39)
-
власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;
-
народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;
-
все граждане - патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;
-
страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.
Ведущая: (слайд 40) Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.
Учитель: Наш класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно? (Слайд 41) .
мы с вами попробуем «вырастить» дерево толерантности, на листьях которого мы оставим свои пожелания и рисунки. (Слайд 42) Возьмите по листочку и напишите на них, что надо сделать, чтобы наш класс, наша школа, наш город стали планетой Толерантности. Затем листочки и рисунки прикрепите на наше дерево Толерантности.
Учитель: Ребята! Обратите внимание! На каждой парте лежит текст со стихотворением, цифрами обозначены номера парт. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер парты.
Рефлексия: (слайд 45) Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!(3 р.) (Слайд 46)
1.Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
2.А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
3.Понял я, что это - уважение
К мнению не только своему.
4.Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
5.Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
6.Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
7.Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
8.Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9.Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
10.Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
11.Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12.Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
13.Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14.Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
15.Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир
Все вместе (хором):
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
-
tolerance (англ.) - готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;
-
tolerenz (немец.) - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
-
tolerance (франц.) - убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;
-
tolerencia (испан.) - способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных.
-
kuan rong (китайск.) - принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
-
tasamul? (араб.) - снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
-
толерантность, терпимость (рус.) - умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо.