Круглый стол Путешествие по стране Правознайка

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Левженска СОШ»





Сценарий мероприятия



Круглый стол

«Путешествие по стране Правознайке»





Подготовила: Педагог-организатор

Рузманова И.Ю.











Левжа, 2015



Путешествие по стране Правознайке.

Мероприятие разработано для обучающихся начальных классов

Цель: познакомить с декларацией прав человека; дать представление о правах ребёнка; формировать представления о правах и обязанностях школьника; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путём обсуждения.

Оборудование: знаки к игре «Разрешается - запрещается»; памятка «Права и обязанности»; карточки, мультфильм смешарики «Азбука прав ребенка»

























Ход мероприятия.


  1. Вступительная часть.

Учитель: Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы:

Слайд 1

  • Что люди могут делать и чего не могут?

  • На что они имеют право и на что не имеют?

  • Что они обязаны делать и чего не обязаны?

И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путём международных переговоров. В конце концов, людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.

-А есть ли какие-нибудь права у детей?

И они записаны в Декларации прав ребёнка, которую создала и приняла Организация Объединённых Наций (ООН) и в Конституции.

Слайд 2. Декларация прав человека, Конституция.

Права взрослого и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по стране Правознайке.

Слайд 3. Страна Правознайка.

- Так что же такое - право?

-Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

Права ребёнка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

- Познакомимся с некоторыми правами.

Видеоролик

О чем вы узнали из этих мультфильмов.

Слайды 4 -14 Права детей.

-У вас на партах лежат знаки - разрешающие или запрещающие (они похожи на дорожные знаки). Предлагаю вам сыграть в игру «разрешается - запрещается».

Слайд 15 «Поиграем!»

Я буду говорить о каком - то праве, а вы - находить соответствующий ему знак и отвечать: «разрешается или запрещается».

Знак № 1.

Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребёнка

……Разрешается.

Знак №2.

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребёнка

Строго…запрещается.

Знак №3.

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить -

Это… разрешается.

Знак №5.

Эта грань обозначает:

Мать с ребёнком разлучают.

Это…запрещается.

Знак №6.

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел - лечиться.

Это…разрешается.

Знак №7

Этот трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа…запрещается.

Знак №8.

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить -

Это…разрешается.

Знак №9.

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго запрещается.

-Продолжаем наше путешествие. Следующая наша остановка «В гостях у сказки».

Слайд 16. «В гостях у сказки»

В сказках отражена народная мудрость. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Закройте глазки, включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями. (На фоне музыки)

- Сейчас, попробуем вместе с вами, узнать какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

Вопросы учащимся:


  1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключение Буратино» Карабас Барабас)

Слайд 17


  1. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)

Слайд 18.


  1. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)

Слайд 19.

-Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы становимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Перед нами три островка, чтобы узнать их название, надо ответить на вопросы. Перед вами лежат три листочка. Внимательно прочитайте их.

1. Право на бесплатное образование.

2. Право на свободный труд, защита от безработицы.

3. Право на неприкосновенность жилища.

- Ответим на вопросы.

1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Ответ №3).

2. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ №2).

3. Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ №1).

-В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование…»

-Какие же права есть у вас, школьников?

- Мы имеем право на учёбу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.

- Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности. Какие же обязанности у школьника?

Памятка «Права и обязанности».

Слайд 20. «Обязанности»

  • Уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников);

  • Культурно вести себя в классе, школе и за их пределами;

  • Ходить опрятным;

  • Выполнять устав школы;

  • Охранять и беречь природу;

  • Защищать Родину.

Разбор ситуаций «Права и обязанности».

Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1.

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Помогите, пожалуйста, разобраться, кто здесь неправ.

Ответ: сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Сценка 2.

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми!

Объясните Оле, в чём она не права.

Ответ: кроме прав у Оли есть ещё обязанности - дежурного, как и у всех детей в классе. Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Её права действуют, если не нарушают права других.

Сценка 3.

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети её только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!

Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Ответ: А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка 4.

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Правильно ли рассуждает Петров?

Ответ: его одноклассники имеют право на образование. А он бегал по классу и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5.

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что ООН запрещает использовать труд детей!

Вот такой борец за права ребёнка! Может быть, он прав?

Ответ: нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать её право и помогать ей.

Работа в группе. Вычеркните предложения, которые не подходят для нашего дружного класса.

- Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.

- В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки - с девочками.

- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

- В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.

- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.

- В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.

- Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.

- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

-Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.

- Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.

- Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.

- Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

После выполнения работы в группах ребята зачитывают то, что у них получилось.

Давайте карточки с вашими заданиями мы сохраним, и пусть они напоминают нам не только о наших правах, но и об обязанностях.

А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ.

Обязанности:

  • Соблюдать законы.

  • Охранять природу.

  • Защищать отечество.

  • Заботиться о родителях.

  • Получить образование.

- Вот и подходит к концу наше путешествие по стране Правознайке. Мы сегодня очень хорошо пообщались: узнали права и обязанности, поговорили о хороших поступках и плохих. Главное вы должны помнить, что вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми.

В заключение нашего классного часа ребята прочтут стихи.

1 ученик: Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

2 ученик: Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море.

3 ученик: Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

4 ученик: Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить.

Всё почувствовать вокруг.

5 ученик: Открыты все пути у нас

Без края, без преграды.

Но школьникам сейчас

Пока учиться надо.

6 ученик: Учёба - очень интересный труд.

Нам силу, радость

Знания несут.

7 ученик:

К тому же мы прекрасно понимаем:

Кто с детства трудности преодолевает,

Судьбой своей тот управляет.

И тот, кто учится отлично в школе,

Характер закаляет свой и волю.

- Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека - не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило:

Слайд 21.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Слайд 22.

Счастья и солнца вам дети!






Приложение.

Перечень прав ребенка:

  • Право на жизнь.

  • Право на имя при рождении.

  • Право на медицинскую помощь.

  • Право на образование.

  • Право на отдых и досуг.

  • Право на индивидуальность.

  • Право свободно выражать свои взгляды.

  • Право на специальную охрану и защиту.

  • Право на заботу и воспитание родителями.

  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

  • Право на жизнь. (Ст. 6).

  • Право на имя при рождении. (Ст. 7).

  • Право на медицинскую помощь. (Ст. 24).

  • Право на образование. (Ст. 28).

  • Право на отдых и досуг. (Ст. 28).

  • Право на индивидуальность. (Ст. 8).

  • Право свободно выражать свои взгляды. (Ст. 12).

  • Право на специальную охрану и защиту. (В преамбуле).

  • Право на заботу и воспитание родителями. (Ст. 7 окончание).

  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. (Ст. 37а).

  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. (Ст. 3).

  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. (Ст. 16).



© 2010-2022