Проект Индивидуальная книга Доброты 4 класс

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Индивидуальная книга Доброты как средство самопознания и духовно - нравственного развития учащихся. (Слайд1)

На протяжении нескольких лет я обучала детей с задержкой психического развития 7 вида. Они немного отличаются от детей других классов общеобразовательной школы, им требуется больше внимания, заботы. Они закомплексованы, не уверены в своих силах, во многих ситуациях теряются. Не все получают поддержку и частичку тепла, доброты в семейном кругу. В прошлом году мои дети учились в 4 классе. Впереди у них - переход в 5 класс, новые условия обучения, другие педагоги. Как легче пережить адаптационный период ребёнку с задержкой психического развития, если у каждого свой уровень способностей, причём не очень выдающийся?

Нужно сделать так, чтобы ребёнок почувствовал, что он хороший, успешный и если есть у него какие-то отрицательные качества, то их можно исправить, если поработать над собой. Кроме этого, хотелось помочь будущему классному руководителю быстрее узнать каждого ребёнка для налаживания с ним доброжелательных отношений, способствующих дальнейшему успешному обучению и социализации. Было желание и помочь родителям в познании их своих детей.

Так у нас с детьми возникла идея создать книгу о себе, используя авторскую воспитательную технологию «Индивидуальная книга Доброты» Бачевой Е. В. , ректора некоммерческой организации НОУ «Академия родительского образования». Эффективней данную идею было осуществить через проект.

Название проекта: Индивидуальная книга Доброты. (Слайд 2)

Цель проекта: формирование духовно-нравственных ценностей, позитивного отношения ребёнка к себе и к жизни через создание индивидуальной книги Доброты. (Слайд 2)

Задачи проекта:

Познать себя, выделить положительные и отрицательные качества своего характера, вызвать стремление исправить отрицательные качества. (Слайд 2)

Ожидаемые результаты: (Слайд 3)

1. Создание индивидуальной книги Доброты каждым ребёнком.

2. Появление интереса у ребёнка к своей личности, что позволит создать оптимальные условия для самоанализа своего отношения к миру, заставит задуматься о своём будущем, о своём месте в жизни, возникнет желание быть лучше, появится уверенность в собственной значимости.

3. Появление желания у родителей больше внимания уделять своему ребёнку.

4. Оказание помощи будущему классному руководителю более подробно узнать особенности каждого ребёнка для успешного планирования образовательного процесса.

Работа над проектом строилась по 5 этапам (Слайд 4)

1. Организационный этап: обсудили проблему на классном часе,

выбрали название проекта, составили план работы над проектом.

2. Подготовительный этап.

Раз это книга, то мы решили, что в ней должен быть титульный лист, главы, содержание.

- Придумали титульный лист книги. (Приложение 1) (Слайд 5)

- Подобрали главы к книге. (Приложение 2) (Слайд 6)

- В группах обсудили содержание каждой главы (о чём писать).

- Разработали анкеты и страницы к главам книги (Приложение 3, приложение 4, приложение5, приложение 6)

- Составили памятку для написания книги (Приложение 7) (Слайд 6 гиперссылка)

3. Практический этап.

Написание глав книги Доброты.

Полистаем странички книги, направленные на познание ребёнком самого себя:

  1. «Я сам о себе» (Слайд 7) - Вот выдержка о себе у одного из детей: «Меня зовут Глеб. Мне 10 лет. У меня день рождения 6 июня. Меня очень любят родители и особенно мама. Она меня любит больше всех. Но не только меня, но и моего старшего брата Никиту». По желанию дети могли полностью или частично использовать анкету (гиперссылка).

  2. «Мой гороскоп» (Слайд 8) - заполняя эту страничку, дети узнают об особенностях своего знака зодиака. А на странице

  3. «Толкование имени» (Слайд 9) ребёнок узнаёт и пишет о происхождении своего имени. На странице

  4. «Мой характер» (Слайд 10) дети пытаются сами выявить в себе положительные и отрицательные стороны своего характера и пытаются объяснить, как они будут работать над исправлением недостатков. «У меня есть много хороших качеств. Например, прихожу другу на помощь, помогаю всем, учу брата хорошему, помогаю папе с компьютером. Но у меня есть один недостаток. Я всегда долго собираюсь. Чтобы исправить его, я составляю список дел на день и определяю время, за которое я должна сделать каждое дело. Вот так я исправляю свой недостаток».

В главе (Слайд 11)

  1. «Моя семья» дети пытаются определить своё место в семье, отношения между членами семьи. Эту главу заполняли по желанию, т. к. не все захотели писать её. В классе несколько проблемных семей. В одной складывались сложные отношения у ребёнка с сожителем мамы. Мальчик уходил из дома и жил подолгу у бабушки. В конце 4 класса вот что написал Глеб: «Однажды я попал в одну хорошую семью. Я не ожидал такого сюрприза. Первый, с кем познакомился, это с маминым другом Кириллом. Он очень хороший человек, он мне как будто папа. Кирилл учит со мной уроки, гуляет, покупает сладости. Он мне ни в чём не отказывает, с ним очень интересно. Потом я познакомился с мамой Кирилла. Её зовут Светлана Ивановна. Она очень добрая, умная, любит делать со мной уроки. … И по мне эта семья самая лучшая на свете».

В главе

  1. «Родные обо мне» (Слайд 12) дети читают о себе много хороших слов, что помогает им поверить в свои силы, самоутвердиться. А одна бабушка даже стихи посвятила своей внучке.

  2. «Друзья обо мне» (Слайд 13) - на этой страничке некоторые захотели продолжить фразы:

- Настоящий друг, это тот, кто …

- Друзья всегда ….

- Со мной можно дружить, потому что …

  1. «Учителя обо мне» (Слайд 14)

  2. «Моё открытие» (Слайд 15) - прочитав главы книги, ребёнок узнаёт о себе то, чего и не предполагал и это для него открытие. А ещё за свои 10 лет он открыл для себя что-то новое и удивился, поразился. «Я думаю, что моё главное открытие это то, что мама лучше всех на свете» - пишет Саша.

«Моё открытие в том, что я не знала, что я уж часто стесняюсь. Не знала, что я умная , стильная, модная, красивая, справедливая, добрая, исполнительная, отзывчивая, любознательная,» - пишет Даша, которую в семье очень редко хвалят, а в основном ребёнок получает упрёки.

  1. «Я люблю» (Слайд 16) - С ребятами выяснили, что любить можно что - то и кого- то. На основании этого придумали анкету (Гиперссылка), которую можно было использовать в этой главе книги.

Ваня пишет: «Я очень люблю своих близких и родных. Они меня многому учат. Учат честности, доброте. Люблю школу, нашу учительницу. Она многому нас учит. Сейчас я знаю много ответов на те вопросы, которые меня интересовали. А ещё люблю хороший отдых на природе, красивый лес, чистую речку и красивое пение птиц. Вот это я всё люблю».

  1. «Мой идеальный образ» (Слайд 17) В этой главе дети писали о своих близких, на кого они хотят быть похожими и почему, а для некоторых идеальным образом стали герои фильмов, книг. - «У меня есть дедушка. Его зовут Саша. Он помогает мне всегда. А ещё он добрый, смелый, хороший, поэтому я хочу быть похожим на него. Он культурный, с ним приятно общаться».

В главе

  1. «Мои достижения» (Слайд 18) - дети пишут о своих учебных и внеучебных достижениях, которые помогут осуществить их мечту.

  2. «Я мечтаю…» (Слайд 19)

«Я мечтаю быть военным пилотом. Я хочу им быть потому, что я хочу защищать свою Родину - Россию».

Заканчивается наша книга главой

  1. «Копилка добрых дел и поступков» (Слайд 20), и в книгах появились записи:

- «В апреле у нас проходил танцевальный марафон «Движение - это жизнь!» Я подобрала музыку, придумала танец и научила движениям других ребят в группе. Если честно, я чувствовала волнение. …Я чуть не плакала, но это были слёзы радости!» -

«Моя сестра Кристина учится в школе инвалидов. Ей сегодня дали поручение развесить плакаты в нашем микрорайоне, чтобы собрать средства для лечения больной девочки. Я помогала Кристине. Мы развесили 21 плакат. Думаю, что девочке будет оказана помощь».

И как в любой книге есть содержание, так и в нашей книге оно тоже присутствует (Слайд 21). Но на этом книга не заканчивается, т. к. последняя глава пишется и дальше. Это может стать продолжением на последующие годы учёбы в школе.

4. Аналитический этап.

Вместе с детьми проанализировали результаты своей деятельности и каждый внёс определённые изменения.

5.Заключительный этап. (Слайд 22)

Дети представили свои книги на классном часе. Высказали мнение о том, что им было интересно познавать себя, они открыли для себя много нового. Написание книги заставило задуматься о том, что надо как можно больше делать добрых, полезных дел, и тогда это добро вернётся к тебе. Родители познакомились с книгой на родительском собрании. Некоторые были удивлены, восхищены, кто-то промолчал, но ушёл в задумчивости.

С книгами с разрешения детей познакомилась будущая классная руководительница. Это помогло ей узнать поближе каждого ребёнка и создать общее представление о классе. В 5 классе дети продолжают писать книгу Доброты, добавляют содержание в каждую главу.

Результаты данного проекта были использованы при создании печатной индивидуальной книги Доброты, которую выпустило негосударственное образовательное учреждение «Академия родительского образования» под руководством Бачевой Е. В.


6


© 2010-2022