- Преподавателю
- Классному руководителю
- Презентация по теме Адаптация пятиклассников
Презентация по теме Адаптация пятиклассников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 5 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Казарина Е.А. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ СОШ №1
г. Чаплыгина Липецкой области
Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников
Подготовила
классный руководитель 5б класса
Казарина Е.А.
2015-2016 уч. год
Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников.
1, 2 слайды Переход в пятый класс - очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая жизнь ребёнка. Меня как классного руководителя волнует, что же происходит сейчас с детьми, с какими проблемами они сталкиваются и какую реальную помощь мы можем им оказать.
Чтобы определить, насколько успешно процесс адаптации проходит в нашем классе, я поставила перед собой несколько задач:
1) Проанализировать отношение школьников к обучению, удовлетворённость школьной жизнью, изучение учебной мотивации.
2) Выявить взгляды родителей на процесс адаптации детей к среднему звену школы.
Для получения объективных данных было проведено анкетирование учеников 5б класса и их родителей, чтобы получить из первых уст информацию о впечатлениях, которые получили мои пятиклашки от первых двух месяцев учебы в среднем звене. Не претендуя на абсолютную объективность, интересны были ответы на поставленные мною вопросы.
3слайд На вопрос «Нравится ли тебе учиться, узнавать новое?» все ответили утвердительно, что говорит о хорошей мотивации к обучению.
На вопрос о возвращении в начальную школу, к привычному ритму жизни: 6 - нет, 7 -да, но только для того, чтобы увидеть Ольгу Петровну (скучают).
4слайд На вопрос: Как дается тебе учеба?» 4 ученика ответили: хорошо и без всякого напряжения, 5 -хорошо, но стоит большого труда, 2- неважно, 2 - неважно, но стоит больших усилий.
Вопрос о новых условиях учебы и новых требованиях, показывает, что для ребят хорошие отметки - это серьезный труд, к счастью ,в большинстве они с ним справляются успешно.
Ответы на вопрос о трудности предметов, я думаю, для нас очевиден: на первое место поставлены русский и математика.
5слайд Вопрос о новшествах организации учебного процесса, с которым столкнулись пятиклашки, дал, для меня неожиданный результат: интересной кажется для всех много учителей и кабинетная система.
Изучая уровень учебной мотивации, выявлено, что у 65% детей высокая заинтересованность учебными предметами, у 25% - средняя, у 10% - низкая. Какие предметы взывают наибольший интерес у детей? Чтобы ответить на этот вопрос, я составили рейтинг наиболее значимых для детей учебных предметов. 1 место - математика, русский язык, литература, английский язык
2место история,обществознание 3место - география, биология и физкультура.
4 место - изо и информатика.
5 место - технология и музыка
6 слайд Проанализируем успеваемость учеников, сравнивая качество обучения на конец 4 класса и первой четверти 5 класса.
На конец четвёртого класса :
Отличники -4 ученика -(Головина Светлана, Коннов Илья, Федянина Юлия, Черешнева Софья)
Хорошисты - 4 ученика-(Загуменникова Анастасия, Колыхалова Анастасия, Оловников Матвей, Прилепина Ангелина)
С одной тройкой (1 человек )-(Лучина Дарья)
С двумя тройками ( 1 человек -)(Дементьева Евгения
С тремя тройками (3 человека) - Тишанинов Денис, Коропоткина Софья, Кузнецов Влад
На окончание первой четверти пятого класса :
Отличники -5 учеников -(Головина Светлана, Коннов Илья, Федянина Юлия, Черешнева Софья, Колыхалова Анастасия )
Хорошисты - 3 ученика-(Загуменникова Анастасия, Оловников Матвей, Прилепина Ангелина)
С одной тройкой (2 человека )-(Лучина Дарья, Тишанинов Денис)
С двумя тройками ( 2 человека) - (Дементьева Евгения, Коропоткина Софья)
С тремя тройками (1 человек) -Кузнецов Влад
Качество знаний составляет 62%. Количество отличников увеличилось на1 по сравнению с 1 четвертью. Больше четверок вместо троек имеют Тишанинов Денис, Коропоткина Софья, остальные учатся также, как и в начальной школе. В целом, можно считать, что период адаптации у пятиклассников проходит достаточно успешно.
Основными помощниками в их школьной жизни по-прежнему остаются родители.
С целью выявить взгляд родителей на процесс адаптации их детей к условиям средней школы, на родительском собрании было проведено анкетирование.
По мнению родителей, трудности в учёбе детей связаны со следующими факторами: с невнимательностью детей - считают 100% родителей; с переходом в средние классы - 33%; с тем, что учитель мало уделяет внимания детям - 0%.
Родителям задавался следующий вопрос: какая помощь нужна Вашему ребёнку со стороны учителей? Нужны дополнительные занятия - считают 30% опрошенных, больше объяснения - 42%, должно быть доскональное объяснение домашнего задания - считают 25%, помощь детям не нужна - 8%.
Какие советы учителям в организации общения с детьми дают родители?
42% считают, что необходимо доходчивей объяснять новую тему;
33% - чаще спрашивать ребёнка;
60% родителей желают нам терпения;
16% всё устраивает.
Резюмируя мнение родителей на процесс адаптации детей, можно отметить, что родители видят неравнодушное отношение учителей к детям и большую ответственность возлагают на самих школьников. Слайд7 В период адаптации происходит
Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы учитель знал, на что способен ученик, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме.
При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: стало много учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов - много. Рушится привычный мирок. Конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо завоевывать авторитет заново, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. слайд8 Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность. Но ученики 5б класса с этими проблемами справились хорошо.
В самые первые дни сентября я помогала сориентироваться ребятам, проводила своего рода экскурсию по школе, рассказывала, где что находится. В классе и в дневнике записываем расписание уроков с номерами кабинетов. Первую неделю приходилось провожать детей до кабинета.
В это время необходимо привлечь на помощь родителей и тактично, деликатно рассказать обо всех проблемах адаптации пятиклассников. Попросить их быть терпеливыми, чаще расспрашивать ребенка о школьной жизни, контролировать записи в дневнике, выполнение домашних заданий с учетом требований учителей.
Я стараюсь систематически организовать с пятиклассниками обсуждение возникающих на уроке проблем. Это ежедневные беседы до и после уроков, на часах классного руководителя например, «Учимся учиться» «Как учиться в средней школе», «Как слушать учителя», «Как выполнять домашние задания», «Как проверять свою работу», «Как можно учиться на собственных ошибках», «Как подготовиться к контрольной» «Почему иногда не хочется учиться и что с этим делать», «Как узнать, что ты знаешь, а чего не знаешь», «Как лучше запоминать», «Что такое лень?», «Как правильно готовить успешные задания», «Как выполнять письменные домашние задания», «Как научиться лучше думать». Проведены также классные часы:
Слайд 9«Великие сыны Отчизны»
«Азбука прав и обязанностей»
«Спорт в жизни каждого»
«Жизнь без конфликта»
«Каким я вижу этот учебный год» (запись в кружки, узнаём интересы)
«Единые требования к учащимся школы»
«Домашние задания: как организовать свою работу дома»
«Я иду в школу…….» (Анкетирование на тему: адаптация пятиклассников)
Анкетирование «Давай дружить!» (выявление межличностных отношений в классе )
«Техника безопасности учащихся..»
«Осенние итоги…» (анализ успеваемости, сложностей в обучении).
За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года ученики класса активно участвовали в школьных и районных мероприятиях: школьных олимпиадах по предметам, Слайд 10Оловников Матвей - призер районного конкурса «Дорога глазами детей»,
Слайд 11Федянина Юлия победитель районного и участница областного конкурса стихов «Мы сохраним тебя, русская речь», Головина Светлана - победитель районного и участница областного фестиваля одаренных детей «Эхо победы»
Слайд 12Совершили экскурсию в центр туризма
Классные часы, призванные научить детей общению с одноклассниками, организация посещений музеев, поездок . Это несёт не только развлекательную функцию, но и даёт нам возможность общения в свободной, непринуждённой обстановке. Известно, что в данном возрасте ведущим видом деятельности становится личностное общение со сверстниками.
В учебных занятиях важно помочь понять ребенку его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить пути их совершенствования (самостоятельно или с помощью взрослых).
Все это является серьезным испытанием для психики школьника.
Чтобы лучше узнать, понять ребят и, по возможности, стать им другом, каждый учитель выбирает определенную модель поведения и общения с воспитанникам.
В урочной деятельности:
1.Использую разнообразные методы обучения. Делаю упор на развитие нравственных качеств ребёнка, что особенно значимо в этом возрасте.
2. Стараюсь использовать на уроках элементы игры, соревнования.
3. Придерживаюсь индивидуального подхода к детям, учитывая их возможности.
Во внеурочной деятельности:
Совместная с детьми подготовка и проведение внеклассных мероприятий, организация самоуправления в классе развивает у детей самостоятельность и чувство ответственности.
Индивидуальная работа с учащимися, склонных к нарушению дисциплины ведётся в плотном взаимодействии с родителями.
Подводя итоги изучения адаптации пятиклассников, нужно сказать, что этот процесс проходит нормально, без особых осложнений. На мой взгляд, главное условие успешной адаптации детей в 5б классе - слаженная работа всех участников этого процесса: учителей-предметников, классного руководителя, учителей начальной школы, психологической службы и, конечно, родителей. Класс активный, дружный, творческий, с хорошей подготовкой из начальной школы. Добродушные, приветливые и ответственные дети. Легко вовлекаются во все виды деятельности. Дети готовятся к занятиям, с интересом относятся к предметам. Необходимо поддерживать и способствовать дальнейшему развитию желания учиться детей, проявлять себя в разных видах деятельности, узнавать новое для себя. В содружестве с учителями-предметниками не растерять потенциал, заложенный в начальной школе. Работать совместно с учителями предметниками по организации учебно-воспитательной деятельности.
Слайд 13. Очень верно было подмечено американским лингвистом 18 века Ноем Уэбстером: « Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим».