Внеклассное мероприятие Как у нас на Дону

I. Ведущий:  - Полыхающие зори по утрам, бездонное небо в звёздах, розовая дымка цветущих садов, бескрайнее море спелых хлебов, терпкий полынный запах степных ветров.    Это земля твоих дедов и прадедов. Это милый уголок, к которому прикипело твоё сердце, которого вовек не забыть, не разлюбить. - Сегодня мы собрались с вами здесь, чтобы поговорить о земле Донской. Тема сегодняшней нашей встречи: «Как у нас на Дону».       Звучит Гимн казачества. II. - Как зовутся люди, которые живут на Дону? -...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Как у нас на Дону.

Задачи: - Познакомить с обычаями и традициями казачества, прививать интерес

к событиям истории;

- развивать воображение, умение анализировать, делать выводы;

- воспитывать любовь к малой родине, желание знать и изучать историю

родного края.

Ход мероприятия.

I. Ведущий: - Полыхающие зори по утрам, бездонное небо в звёздах, розовая дымка цветущих садов, бескрайнее море спелых хлебов, терпкий полынный запах степных ветров.

Это земля твоих дедов и прадедов. Это милый уголок, к которому прикипело твоё сердце, которого вовек не забыть, не разлюбить.

- Сегодня мы собрались с вами здесь, чтобы поговорить о земле Донской.

Тема сегодняшней нашей встречи: «Как у нас на Дону».

Звучит Гимн казачества.

II. - Как зовутся люди, которые живут на Дону?

- А какой казак без степи раздольной? И незабываема она в любое время года.

1. Любимый край, земля моя донская,

Тобой горжусь, живу тобою я -

Мне степь твоя, огромная такая,

Дороже, чем заморские края!

В ковыльный омут окунусь, как в пену

И захмелею в запахах травы…

Родная степь, ты необыкновенна -

С рассвета до закатной синевы!

2. - Сколько стихов, песен, да сказок сложено об этой реке. И нет для казака реки прекраснее, чем Дон батюшка.

Как ты батюшка, славный тихий Дон,

Ты кормилец наш, Дон Иванович,

Про тебя летит слава добрая,

Слава добрая, речь хорошая.

3. а) - Кто из вас знает, как назывался дом, в котором жил казак со своей семьёй?

- Курень - от слова «круглый». Жилые помещения располагались по кругу, а в центре была печь.

Курень был двухэтажный. А знаете почему? Потому, что весной, когда таяли снега, воды в реке Дон становилось так много, что она заливала казачьи поселения, и под водой оказывался весь первый этаж.

- А этот балкон вокруг всего дома называется «Балясник». А для чего он вы не догадались?

- К баляснику во время разлива реки Дон могли подплывать лодки и люди могли, не промочив ноги, попасть на 2 этаж.

б) - А это - казачья усадьба. Это большой двор обнесённый забором. Внутри располагались жилые помещения, а также хозяйственные постройки.

4. - А теперь я предлагаю вам заглянуть в казачий курень.

.

а) традиционная большая печь, чтобы хватило тепла на всех.

б) мебель добротная и удобная, ничего лишнего.

в) обязательно в углу иконы, т.к. казаки были глубоко верующими людьми.

г) посуда: обратите внимание в основном глиняная и обязательно большой самовар.

д) посмотрите, какие красивые зеркала в резных, деревянных рамах висели в казачьих домах.

5. Чем же занимались казаки.

а) земледелием:

орудия труда: - косы,

- серпы,

- плуг,

- борона.

- Обрабатывали землю, запрягая в плуг лошадей или волов.

б) рыболовством

в) плели корзины

г) изготовляли посуду (гончарное дело)

д) кузнечным делом

е) «бондари» - люди, которые из древесины изготовляли различные предметы, необходимые в жизни.

6. Как одевались казаки и казачки?

- Хорошими воинами были казаки (обмундирование).

- Самым почитаемым животным на Дону являлась лошадь. Жизнь казака без коня была немыслима. О коне казак заботился больше чем о себе.

Недаром и пословица у них была сложена:

«Казаку конь себя дороже».

III. Ведущий: Внимание!

Жители ближние и дальние!

Гости желанные!

Праздник начинается!

Сюда все приглашаются!

Спешите сюда все!

Читаю указ!

Написан для вас!

Писано, переписано после Сеньки Денисова.

Писал Макарка чёрным огарком в бане на двери,

Слушай не вертись, уму разуму учись.

IV. (Под музыку выходят девочки, исполняют танец).

Выходят мальчики.

1 д. Ой, девочки, поглядите-ка на наших казаков!

2 д. Приоделись они, приосанились,

Да строем куда-то направились.

3 д. Поглядите, какие удалые

Да нарядные, да молодые.

1 м. А сегодня казачье гулянье,

Собрались мы здесь не зря.

На других посмотреть,

Да себя показать.

2 м. Как у нас на Дону

Люди сильные

Прославляют землю любимую.

3 м. Как у нас на Дону дали синие,

А казачки у нас все красивые!

4 д. В родной степи шумят поля и реки,

Цветут сады, колышется трава.

Очаровала ты меня навеки,

Моя Донщина - Родина моя!

(Дети остаются на сцене).

V. Ведущий: - Ребята, а как называют людей, которые живут на Дону? (казаки, казачки)

Ведущий: - А кто знает, что значит слово «казак»?

1 ученик. Это вольный человек, лихой воин, смельчак.

Ведущий: - А откуда казаки на Дону появились?

2 ученик. Мне дед рассказывал, что из всех концов России бежали сюда люди от неволи.

3 ученик. И были эти люди не только русские, но и украинцы, белорусы, грузины и ещё многие другие.

Ведущий: - Правильно, и их всех стали называть «казаками».

4 ученик. Я слышал, что они не подчинялись ни русскому царю, ни султану, ни хану. Такой вот характер у них был.

5 ученик. Дедуля мне рассказывал про Степана Разина, Матвея Платова

6 ученик. Не зря говорят: «Казачьему славному роду нет переводу».

7 ученик. Я знаю одного такого казака лихого, он Сибирь покорил - Ермак Тимофеевич его кличут.

(Все уходят).

VI. Заставка - казак на лошади.

Ведущий: Донское казачество - это яркая и героическая страница в истории Российского государства. Донские казаки отличались такими особенностями характера, которые позволили им прославить звание донского казака по всей Руси и за её пределами.

Это знаменитые казаки (атаманы) земли донской.

- Степан Разин

- Ермак Тимофеевич

- Михаил Платов.

- Под руководством этих людей казаки одерживали победы, пусть не лёгкие, но эти победы принесли Руси новые земли, богатства и свободу.

Сражения.

Подвиг донских казаков не забыт, люди помнят и чтут их.

Донским казакам и их атаманам были воздвигнуты памятники:

- Ермаку,

- Платову,

- всем донским казакам.

Ведущий. (об увиденном)

VII. (Выходит девочка).

1 девочка. Брови чёрны, губы алы,

Мы девчата-зазывалы.

Соберись по одному,

Мы расскажем, что к чему.

Выходят девочки под музыку частушек.

1. Песен много в Донском крае

Слушать, не наслушаться

А о чём поют девчата

Голова закружится.

2. Гармонист до самой зорьки

Нам играть ручается

Дайте новую гармонь

Эта вся кончается.

3. Мой милёночек лукав

Меня дёрнул за рукав

Я лукавее его

Не взглянула на него.

4. Мы с подружкою моею

Дружим, не разлей вода.

Мы лихие, озорные

Не разлучат нас года.

5. У меня в кармане роза,

Розочка пахучая,

А характер у меня

Как крапива жгучая.

6. Подбирали мы частушки

Долго-долго топали.

Порвали свои галошки

Хоть бы вы похлопали.

VIII. Ведущий: - С частушками вы дружите, а значение казачьих слов вы знаете? (со зрителями)

- Дуже весело - очень весело.

- Он повесил на плечо ружо - ружьё.

- Курень - дом.

- Сигать - прыгать.

- Скрозь была гольная степь - везде была голая степь.

- Сроду не видел - никогда не видел.

- Талдычит одно и то же - повторяет.

- Тикали быстро - убегали.

- Казак туташний - здешний.

- Халабуда - шалаш.

- Цыбарка - ведро.

- Казачки причипурились - принарядились.

- Чувяки - тапочки.

Ведущий: - Молодцы, много слов знаете.

IX. Ведущий: - Вы и пели, и плясали

А вот гости все устали.

Всем вам отдохнуть пора

Вот вам к отдыху игра.

Ведущий: - Называется игра «Утёнок» - в неё любили играть казачата.

Ведущий: - Прежде чем начать игру надо посчитаться.

Катилось яблочко мимо сада,

Мимо сада, мимо града.

Кто поднимет, тот и выйдет.

Игра «Утёнок».

Ведущий: - Как ты, утёнок, по полю летаешь?

Дети: Вот как, вот как (машут руками)

Ведущий: - Как ты, утёнок, гнездо свиваешь?

Дети: Вот как, вот как (крутят руками)

Ведущий: - Как ты, утёнок, пера нащипаешь?

Дети: Вот как, вот как (щиплют себя за рубаху)

Ведущий: - Как ты, утёнок, яиц наносишь?

Дети: Вот как, вот как (садятся)

Ведущий: - Как ты, утёнок, цыплят выводишь?

Дети: Вот как, вот как (бьют кулаком о кулак)

Ведущий: - Как ты, утёнок, их в поле выгоняешь?

Дети: Вот как, вот как … (все разбегаются, а утёнок их догоняет).

Ведущий: Вам понравилась игра?

Я думаю, вы все её разучите и будете играть в эту игру со своими друзьями.

X. Ведущий: В самоцветных припевках Россия,

Посвист ветра, и удаль, и стать!

Так, быть может, пела Аксинья,

Чтобы Мелехова удержать.

В этой песне торжественный звон

И мотивы родного села.

В эту землю я сердцем влюблён.

Оттого мне и песня мила.

- Большое вам спасибо за внимание. До новых встреч.

Звучит музыка. Танец хороводный.

© 2010-2022