Проблемная тема в начальной школе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность - вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.

Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования.

Пересмотр статуса классного руководителя, различных аспектов его деятельности связан с возникновением в школах гуманистических воспитательных систем, характеризующихся личностным подходом в воспитании, природосообразностью и национальным своеобразием. В основе таких систем лежат идеи единства воспитания, обучения и развития; организации жизнедеятельности обучающихся как основы воспитательного процесса; гуманизации межличностных отношений; дифференциации воспитания; средового подхода и эстетизации среды.

Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками.

Характер деятельности классного руководителя зависит от его предшествующего педагогического опыта, длительности работы в данной школе и отношений, культивируемых значимость развития духовно-нравственных ценностей школьников.

Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.

Как классный руководитель работаю над решением следующих стратегических задач:

  • воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение обучающихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

  • организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;

  • организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;

  • организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;

  • создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

  • укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

Направления работы классного руководителя:

Познавательная деятельность: проведение смотров знаний, определение рейтинга успеваемости по четвертям [ см. ПРИЛОЖЕНИЯ 1], участие в предметных неделях [ см. ПРИЛОЖЕНИЯ 2], проведение интеллектуальной игры по окружающему миру «Мир вокруг нас» [ см. ПРИЛОЖЕНИЯ 3], участие в всероссийской дистанционной олимпиады Домик -семигномик», «Юный патриот России» [ см. ПРИЛОЖЕНИЯ 4].

Ценностно - ориентировочная деятельность: встречи в литературной гостиной, своя игра "Символы России", виртуальное путешествие "Если с другом вышел в путь", серии классных часов "Чтобы человек не мешал человеку…" (современные принципы этикета), "Горжусь тобой моя Россия" и т.д. Воспитание гражданственности и патриотизма осуществляется через тесную связь с Советом ветеранов. Организация встреч с ветеранами военной службы.

Трудовая деятельность: дежурство по классу, организация и проведение субботников [ см. ПРИЛОЖЕНИЯ 5], серии классных часов "Труд и призвание».

Общественно-полезная деятельность: Обогащение духовной культуры обучающихся осуществляется через участие в благотворительной акции «Мир детства», которое оказывает помощь детям-сиротам. Участие в жизни воспитанников детского дома помогает реализовывать главную цель - быть милосердными ко всем людям.

Художественно-творческая деятельность: организация и проведение вечеров "Осенний бал"[ см. ПРИЛОЖЕНИЯ 6], "Новогодний карнавал"[ см. ПРИЛОЖЕНИЯ 7], "Весенние забавы", посещение драматического и кукольного театров [ см. ПРИЛОЖЕНИЯ 8]. Обеспечение условий для реализации детей в системе культурных ценностей осуществляю через активное сотрудничество с библиотекой.

Сотрудничество с библиотекой способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа. [ см. ПРИЛОЖЕНИЯ 9],

Физкультурно-оздоровительная деятельность: День здоровья, «Сильный, смелый, ловкий, "Веселые старты", "Вечер комических Эстафет", "Малые олимпийские игры"[ см. ПРИЛОЖЕНИЯ 10], тематические классные часы "О болезнях грязных рук", "Секреты здорового образа жизни", " В здоровом теле - здоровый дух", "Солнце, воздух и вода - мои лучшие друзья!", " О профилактике вредных привычек".

Деятельность свободного времени: "сюрпризы дружбы", "конверт откровений", серии классных часов "Школа научной организации труда и отдыха".

Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляю через выполнение основных функций:

  • Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями обучающихся, создание предметной среды);

  • Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;

  • Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы - традиционных и творческих;

  • Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.











© 2010-2022