Статья на тему Роль самовоспитания в жизни учащихся

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самовоспитанием.

Раскрывая в вопросы обучения и воспитания, мы постоянно подчеркивали, что ни овладение знаниями, ни формирование личностных качеств не могут происходить без стремления самого школьника к учению, без проявления им учебно-познавательной активности и работы над развитием своей нравственности, физической и эстетической культуры. Положение о том, что ученик - это не только объект, но и субъект воспитания, является тем фундаментом, на котором основывается как обучение, так и формирование личностных качеств учащихся. Вот почему первостепенной задачей учебной и воспитательной работы является развитие и поддержание высокой активности школьников в познавательной, трудовой и нравственно-эстетической деятельности

Это позволяет сделать вывод о том, что правильно поставленное воспитание есть не что иное, как умелое внутреннее стимулирование активности растущей личности в работе над собой, есть побуждение ее к собственному развитию и совершенствованию. Иначе говоря, уже в процессе воспитания имеет место самовоспитательная работа учащихся. Но эта работа обусловливается и стимулируется специально организуемым воспитательным влиянием учителей. Педагоги ставят воспитательные задачи, формируют у учащихся соответствующие потребности (активность), включают их в деятельность и таким образом побуждают их работать над собой.

Во многих случаях люди, в том числе и многие школьники, сами ставят перед собой определенные задачи по собственному развитию и самосовершенствованию, намечают пути их решения и, побуждаемые внутренним стремлением, начинают настойчиво добиваться поставленной цели. Например, наш ученик, до 9 класса был неприметным мальчиком. Перейдя в 10 класс, начал проявлять себя в качестве оратора, активиста, что помогло ему стать лидером в школе и тем самым, показал себя в районе. Он не останавливается на достигнутом, мальчик работает над собой и хочет быть лидером самоуправления в муниципальном КЛАССе. Ученик стремится быть лучшим, - это качество он воспитывает в себе, глядя на других активистов. Он много читает, он учится говорить красиво, он учится быть галантным. Такие качества есть не у всех.

Подобных примеров, когда человек благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой совершенствовал и развивал у себя лучшие личностные качества, можно привести множество. Вот почему имел основание один из общественных деятелей, когда писал, что обыкновенно люди являются продуктом обстоятельств и воспитания, но лучшие люди, как правило, представляют собой результат активной работы над собой.

Практика показывает, что учащиеся начинают заниматься самовоспитанием только тогда, когда они уже отдают себе ясный отчет в своих действиях и поступках, когда у них вырабатывается способность к самооценке, к осмыслению своих положительных и отрицательных качеств и возникает потребность в собственном совершенствовании. Обычно это происходит в подростковый период.

Но все ли подростки и старшие школьники занимаются самовоспитанием? К сожалению, не все. Но все так или иначе задумываются над своим совершенствованием, предпринимают те или иные попытки работать над собой. Чаще всего это делают школьники, обладающие волевыми качествами, умеющие заставить себя упорно тренироваться и преодолевать свои недостатки или вырабатывать те качества, которых у них недостает.

Важным фактором побуждения учащихся к самовоспитанию является вовлечение их в работу, и особенно в проведение внеклассных мероприятий, атмосферы соревновательности. Участие в общественно полезной и культурно-массовой работе создает множество ситуаций для этой состязательности в выдумке, в сноровке, и художественно-эстетическом творчестве. например в таких мероприятиях как у нас в школе: осенний бал, спортивные соревнования, выборы президента школы, в районных мероприятиях такие как - «Ученик года», игра «Что? Где? Когда?» где воспитывается чувство ответственности, стремление быть первым и лучшим. В трудовых десантах и трудовых акциях воспитывается бережное отношение к природе, трудолюбие. В этих условиях многие учащиеся замечают недочеты в своем поведении и характере и ставят перед собой задачи по их преодолению, выработке тех или иных качеств и начинают заниматься самовоспитанием и воспитанием других.

В нашей школе для организации самовоспитания учащихся используют кружковые формы работы, например кружок «Зарничник», секция баскетбол воспитывает сноровку, выносливость, терпение . В таком кружке как «Краевед» организуют встречи с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, устраивают экскурсии, оформляют стенды и витрины. Кружок «Палитра», «Вокальный» помогает проявить творческие способности. ,." Для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся, а так же способностей к самосовершенствованию мы используем внеклассную работу и внеурочную деятельность. На первых порах для развития элементарных исследовательских умений и навыков мы берем знакомые и доступные темы для мини исследований. Эти темы тесно связаны с их жизненным пространством. Дети учатся ставить вопросы и искать на них ответы, пытаются выдвигать простые гипотезы. Это даёт свои хорошие результаты. Полученные умения способствуют развитию речи учащихся. У детей улучшается уровень внимания, мышления и памяти, развивается и обогащается устная речь, формируются коммуникативные и личностные качества, так как на занятиях кружка нужно уметь строить предложения, рассуждать и доказывать свою точку зрения, работать в группе и парах. Таким образом, у учащихся появляется уверенность в собственных способностях, желание познавать окружающий мир, повышается познавательная активность и желание преодолевать трудности в учебном процессе.

Действенным фактором самовоспитания являются положительные примеры, которые подают учителя и сверстники в нравственной, общественной и художественно-эстетической сферах. Вот почему так важно, чтобы учитель был образцом моральной чистоты, проявлял творческие способности, мог увлечь кружковой работой, туризмом, краеведением и т.д. Не меньшее значение имеют примеры лучших учащихся, их скромность, стремление прийти на помощь товарищу, высокая активность в школьных делах.

Много стимулов, побуждающих подростков и старших школьников к самовоспитанию, содержат в себе здоровые дискуссии на моральные темы и критика в ученическом коллективе, принципиальная оценка недостатков в поведении и характере отдельных школьников.


© 2010-2022