Использование ИКТ в работе классного руководителя

Воспитательная  работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции).  Современные информационные технологии призваны помочь нам ориентироваться в бесконечном потоке информации, и, самое гла... В настоящее время (информационный век), использование компьютера как рабочего инструмента является не модным веянием, а необходимостью в работе квалифицированного специалиста. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.    
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование информационных технологий

в работе классного руководителя

Плотникова Алена Раисовна, учитель МБОУ

«Покурская общеобразовательная средняя школа»

Воспитательная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции).

Современные информационные технологии призваны помочь нам ориентироваться в бесконечном потоке информации, и, самое главное, экономить драгоценное время. Поэтому любой современный учитель, классный руководитель должен владеть компьютерной грамотностью.

Основными целями информатизации внеурочной деятельности школьников являются:

  • вовлечение школы в построение единого информационного пространства; (создание школьного веб-сайта.)

  • формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;

  • формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;

  • развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

  • развитие познавательной и творческой активности учащихся;

  • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;

  • развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;

  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

  • развитие материально-технической базы системы общего среднего образования;

  • организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;

  • развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, музеев, медиатеки и т.п.);

  • внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;

  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

  • развитие способности свободного культурного общения;

  • обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;

  • всестороннее развитие личности ребенка;

  • организации содержательно досуга детей и молодежи.

Для достижения целей информатизации внеурочной деятельности школьников необходимо организовать:

  • проведение и консультирование проектной деятельности;

  • доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении;

  • внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, предметные лаборатории, организация конкурсов и олимпиад, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.);

  • работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов);

  • досуг детей в школьном компьютерном клубе (например, клуб программистов, Интернет-клуб, клуб разработчиков компьютерных презентаций и др.).

Освоив компьютер, классный руководитель владеет мощным инструментом, который помогает ему провести интересный классный час, внеклассное мероприятие, проиллюстрировать наглядным материалом любое выступление на семинаре, педагогическом совете, родительском собрании.

На сегодняшний день свою работу по использованию ИКТ в воспитательной работе могу сгруппировать в 8 групп:

1. Создание методической копилки. В компьютере создается банк данных необходимой информации, которую можно каждый год лишь обновлять, а не создавать заново. Например,

- План воспитательной работы;

- Анкеты;

- Методика;

- Программа по наркомании;

- Родительские собрания;

- Здоровье;

- Результаты профтестирования;

- Классные часы и т. д.

В том числе создаю с помощью программы Microsoft Access базу данных учащихся своего класса. Использование такой программы позволяет классному руководителю за короткое время создавать списки учащихся класса с различной информацией по требованию администрации.

2. Создание копилки презентаций, изготовленных самостоятельно для классных часов, мероприятий, что способствует повышению заинтересованности учащихся в предложенной теме классного часа и т. д. К тому же чтобы это было ярко, красиво нужна помощь родителей, художников, звукооператоров. Для изготовления наглядного материала нужны ватман, краски, т.е. определенные материальные затраты. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем состоянии до следующего использования (Приложение).

3. Использование готовых образовательных ресурсов, мультимедийных энциклопедий и т. д. (например, по Великой Отечественной войне «От Кремля до Рейхстага»- документальные кадры, по наркомании - видеофрагменты и т. д.)

4. Ежегодное проведение компьютерного профтестирования. В результате компьютерной обработки каждый ученик получает на руки (заносится в портфолио) карту своих интересов.

Регулярное получение таких данных, позволяет классному руководителю, родителям и самому ученику лучше определиться с выбираемым профилем обучения.

5. Создание фотоальбома из школьной жизни класса, ежегодное его пополнение. В настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видеокадры на компьютере, но и красиво оформить в виде фотоальбома.

6. Использование сети Интернет. Любой учитель, в том числе классный руководитель, может найти в Интернете разнообразную информацию для классных часов, мероприятий. Привлекаю и обучающихся к поиску информации.

7. Создание портфолио каждого учащихся класса, портфолио класса.

8. Определение уровня воспитанности каждого ученика, целого класса. В чем преимущества компьютерного варианта по сравнению только с текстовым представлением информации о воспитанности? Во-первых, это наглядность представления информации, во-вторых, при смене классного руководителя нужно оперативно получить достоверную информацию о каждом ученике. При составлении плана воспитательной работы в классе на будущий учебный год приходится учитывать особенности каждого школьника. Представим, что у большинства учащихся класса такой показатель как доброта, отзывчивость, милосердие низкий. Классный руководитель в этом случае должен акцентировать свое внимание на беседы о нравственности, обсуждению прочитанных книг, просмотренных фильмов, конкретных жизненных ситуаций и т.д. Очень удобная в использовании программа Microsoft Excel, которая позволяет по введенным формулам прямо на глазах подсчитывать средний показатель ученика по разным критериям, средний показатель класса по данному критерию, найти эти значения в процентах и построить диаграммы. Таким образом, мы получаем возможность оперативно получить информацию о воспитанниках, прослеживать динамику их развития.

В настоящее время (информационный век), использование компьютера как рабочего инструмента является не модным веянием, а необходимостью в работе квалифицированного специалиста.

Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.


© 2010-2022