- Преподавателю
- Классному руководителю
- Презентация на тему Кейс технология
Презентация на тему Кейс технология
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Зейдер Л.В. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Проблема усвоения знаний давно не дает покоя учителям. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию - главный тезис деятельностного подхода к обучению.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения - это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
К методам кейс- технологии относятся:
-
метод инцидента;
-
метод разбора деловой корреспонденции;
-
игровое проектирование;
-
метод ситуационно-ролевых игр;
-
метод дискуссии;
-
дебрифинг;
Метод инцидентов
Цель - поиск информации для принятия решения самим слушателем, и - как следствие - обучение его работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу. «Обучаемые получают краткое сообщение об инциденте, произошедшем в какой-нибудь стране, организации. Сообщение может быть письменным или устным по типу: "Случилось или произошло..." Однако для принятия обоснованного решения обучаемым предлагается информация явно недостаточная, им необходимо прежде всего разобраться в обстановке, определить, есть ли проблема и в чем, собственно, она состоит, что надо делать, что нужно знать для принятия того или иного решения.
РАЗБОР ДЕЛОВОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ ( «БАСКЕТМЕТОД»)
Это метод разбора деловой корреспонденции, или метод «папки с входящими документами». «В профессиональной литературе по игровым имитационным технологиям этот метод еще называют «информационным лабиринтом» («In tray exercises»; «In basket exercises»), или «баскетметодом». Он основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
При работе с такой технологией анализа ситуаций учащиеся получают от учителя папки с одинаковым набором документов. Сам участник такого обучения выступает в роли лица, принимающего решение (в этой роли может выступить также малая группа). Цель упражнения для участника - занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Игровое проектирование.
Цель данного метода - процесс создания или совершенствования объектов.
Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта.
Игровое проектирование может включать в себя проекты разного типа:
-
Исследовательский
-
Поисковый
-
Творческий
-
Прогностический
-
Аналитический
Например, прогностический…
Обучаемые получают задание разработать проект идеальной модели будущего, например, «Какой мы видим страну в 3000г.?». При этом проект должен представлять собой не загадочные фантазии, а выстроенную в виде конкретной разработки реальную картину будущего. Процесс конструирования перспективы несет в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития и совершенствования человеческой практики.
Как и любой метод, данный имеет свои особенности подготовки и проведения.
Метод инсценировки
Цель данного метода в том, чтобы в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки является ролевая игра.
Ролевая игра - способ расширения опыта участников анализа посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) какого-либо из участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.
метод дискуссии
Дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Обычно дискуссией руководит модератор. (Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего Internet-форума, электронного листа рассылки.)
Специально подготовленная форма групповой дискуссии при решении ряда творческих (креативных) задач - "мозговой штурм".
Дебрифинг
Английский термин «debriefing» означает «выдаивание» знаний из участников игрового взаимодействия. Первым эту методику предложил Джеффри Митчел.
«Под понятием дебрифинга подразумевается процесс, обратный инструктажу, его цель - извлечь информацию из анализа игрового занятия. В российской системе образования этот термин практически не применяется или, если и используется, то под иными названиями. Более популярным является термин «рефлексия» - предполагающая возможность для играющих оглянуться на события, происходившие во время работы над ситуацией, а также термин «дискуссия» - рассмотрение или обсуждение спорных вопросов.
Достоинством дебрифинга является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов.
Виды кейсов
-
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
-
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
-
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
Пример:
Кейс « Меры длины»:
« Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухой от рождения». Какого был роста Герасим? Что означают слова «двенадцати вершков роста»?
Ученикам предлагается таблица народных мер длины, историческая справка, тематический рисунок (рис.1) и задания для работы с данной информацией (таб.1)
Таблица 1
Задания для работы с информацией.
Ознакомление
Изучите параграф учебника и узнайте, какие ещё меры длины существовали. Составьте список старинных русских и английских мер длины.
Понимание
Объясните русские пословицы: «От горшка два вершка, а уже указчик», «Семь пядей во лбу», «Каждый купец на свой аршин меряет», «Косая сажень в плечах».
Применение
Вычислите свой рост в аршинах, локтях, пядях, вешках.
Анализ
Какого же роста был Герасим из рассказа И.С.Тургенева «Му-му»? Нет ли противоречия в выполненных вами вычислениях со словами автора? Найдите ответ на вопрос: как определялся рост человека в XIX веке?
Синтез
Найдите пословицы и поговорки, в которых упоминаются старинные меры длины, оформите буклет
Оценка
Объясните, почему для нас важно знать старинные меры длины.
Кейс «Круговые диаграммы»:
Часть 1: Круговые диаграммы.
Достаточно распространённым способом графического изображения структуры статистических данных является круговая диаграмма, так как идея целого очень наглядно выражается кругом. Относительная величина каждого значения изображается в виде части круга, площадь которого соответствует этой величине. Этот вид графического изображения удобно использовать, когда нужно показать долю каждой величины в общем объёме. Части могут изображаться как в общем круге (рис №1), так и отдельно, расположенными на небольшом удалении друг от друга (рис № 2).
Рис. 1. Рис. 2.
Чтобы прочитать круговую диаграмму, нужна разъясняющая информация.
Часть 2: Прочитайте следующие круговые диаграммы:
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Часть 3: Найдите информацию о других видах диаграмм.
Часть 4: Постройте круговую диаграмму распределения учащихся гимназии по ступеням обучения, если учащихся начальной школы 189 человек, основной школы - 163 человека, а учащихся старшей школы - 40 человек.
Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе позволяют:
-
Повысить мотивации обучения у учащихся;
-
Развить интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.