Конфликт в учебном процессе

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ

«Конфликт В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»









Конфликт произошел между учителем и учеником 5 класса, вспыльчивым мальчиком, трудность характера которого обусловлена переходным возрастом и отсутствием авторитета в классе.

Во время урока были оглашены отметки, выставленные детям за работы, выполненные на прошлом уроке. Андрею показалось, что его оценка была крайне занижена. Грубо обозвав учителя, он шумно вышел из класса. Учитель попросила детей передать ему, чтобы на урок он больше не являлся. После уроков по решению классного руководителя Андрея пригласили на актив класса для обсуждения случившегося. Выслушав высказывания, своих товарищей, он осознал свой поступок. На следующем уроке Андрей при всех извинился перед учителем. Затем на классном часе был проведен диспут на тему «Скажи мне: всегда ли ты правильно поступаешь?». Андрей дал полную характеристику своему поведению. Конфликт был разрешен».

В данном случае перед педагогами встала задача установления нормальных взаимоотношений между учителем и учеником, нарушившим дисциплину. Для этого нужно было, чтобы ученик осознал свой поступок и извинился перед учителем. Самым простым было бы с помощью административных мер (например, вызов к директору, на педсовет, двойка по поведению) осудить Андрея и велеть извиниться. Однако классный руководитель использовал иную стратегию: в разрешении конфликта он опирался на коллектив класса, понимая, что именно мнение сверстников наиболее значимо для подростков и поэтому коллективное обсуждение будет иметь наибольший эффект. После беседы на активе класса Андрей извинился перед учительницей в присутствии всех ребят (для подростка публичное признание своей вины - дело нелегкое). Затем на диспуте классный руководитель предоставил детям возможность выработать коллективную точку зрения на то, как надо себя вести. На этом, как отмечает завуч школы в конце своего рассказа о случившемся, конфликт был исчерпан.

Чтобы аргументированно оценить стратегию разрешения данного конфликта, постараемся проанализировать его структуру. Участниками конфликта (оппонентами) являются, с одной стороны, учитель рисования, с другой стороны - трудный ученик. Из-за чего произошел конфликт, т.е. что является его объектом? На первый взгляд может показаться, что объектом конфликта является отметка. Но сама по себе отметка могла и не вызвать конфликта. Скорее, она послужила лишь поводом для раскрытия той конфликтной ситуации, которая сложилась ранее. Конфликтная ситуация характеризуется особенностями и взаимосвязью ее элементов - оппонентов и объекта. Каковы же особенности конфликтной ситуации в данном случае?

Необходимо рассмотреть, прежде всего особенности инициатора конфликта - трудного ученика, не имеющего авторитета среди одноклассников и учителей. В психологических исследованиях было показано, что неумение найти свое место в коллективе часто определяет характерное для подростков стремление, во что бы то ни стало добиться хороших школьных оценок, даже в том случае, когда их знания им не соответствуют. Это явление свидетельствует об особом значении, которое имеет для подростков положение хорошего ученика. Ни до этого возраста, ни после отметка не имеет подобной сверхценности: у младших школьников она имеет значение признания учителем их стараний, у старших - приобретает свой прямой смысл показателя знаний. Если учителем не учитывается специфика отношения подростков к отметкам, то между ними может возникнуть так называемый смысловой барьер, т.е. для них отметка будет иметь разный смысл: для учителя она выступает как показатель качества выполненного задания, для ученика-подростка - это отношение к нему учителя, оценка его как личности, его положения в классе. Особенно остро это проявляется во взаимоотношениях с неуспевающими учениками. Постоянная оценочная ситуация, в которой они, как и остальные дети, систематически находятся на уроке, оказывается для них весьма неблагоприятной, закрепляя за ними положение плохого ученика. Естественно, что в такой ситуации плохая отметка может быть воспринята подростком (особенно, если он неуспевающий ученик) как личное оскорбление, что и произошло в рассматриваемом случае.

Итак, Андрей воспринял выставленную ему отметку как несправедливое отношение к нему со стороны учителя, как очередное подтверждение его положения плохого ученика. Очевидно, что в данной ситуации его реакция на отметку носит защитный характер, являясь формой протеста против сложившегося отрицательного отношения к нему со стороны учителя и одноклассников. Как же Андрей мог защищаться? Пойти на конфликт с учителем, подвергая сомнению справедливость выставленной им отметки. Здесь впервые возникает собственно конфликтное взаимодействие, начатое по инициативе ученика. Объектом конфликта становится право учителя оценивать ученика. Совершенно ясно, что оспаривать это право на уровне «ученик - учитель» бесполезно, потому что учитель как оппонент сильнее ученика, что Андрей интуитивно чувствует. Оскорбив учительницу (возможно, что для трудного ученика - Андрея - это уже стало привычным), он переводит тем самым конфликт из сферы деловых взаимоотношений в сферу личных, где происходит подмена оппонентов: ими стали уже не учитель и неуспевающий ученик, а подросток Андрей и оскорбленная им молодая женщина. Здесь уже нельзя сказать однозначно, кто из них окажется сильнее как оппонент. Многое будет зависеть от того, на чью сторону встанет класс. В данной ситуации ученики, скорее всего, не поддержали бы Игоря, он понял это и, не дожидаясь, пока класс осудит его, вышел.

Стремясь не только погасить конфликт, но и использовать его в воспитательных целях, классный руководитель удачно применил метод воздействия через коллектив. Избранная тактика является адекватной подростковому возрасту: именно в коллективе, в частности в совместном обсуждении (на активе и на диспуте), наиболее прочно усваиваются нормы поведения. Теперь посмотрим, насколько избранный педагогом способ разрешения конфликта соответствует задаче устранения той конфликтной ситуации, которая предшествовала ему, имея в виду, что конфликт может считаться разрешенным только в том случае, если ликвидирована обусловившая его конфликтная ситуация.

Из вышеприведенного анализа видно, что одной из составных частей конфликтной ситуации явились несложившиеся взаимоотношения с коллективом класса, которые, конечно, не удовлетворяли Андрея. Метод коллективной работы с подростками предоставляет большие возможности для коррекции межличностных отношений в классе. Однако здесь очень многое зависит от конкретного содержания и форм работы с коллективом. В частности, в данном случае на диспуте, важнее было бы обсудить не то, как правильно себя вести (что, конечно, само по себе необходимо), а прежде всего проблемы, связанные с коррекцией положения Андрея в классе: к примеру, впрямую не соотнося тему диспута с произошедшим конфликтом, на конкретных случаях рассмотреть и обсудить с подростками, за что уважают пионера, подчеркнув, что в каждом есть качества, достойные уважения. Но главным направлением коррекционной работы является включение подростка в какую-либо соответствующую интересам и возможностям ребенка деятельность, в которой он может добиться успеха, проявить себя с лучшей стороны, что поддержало бы в нем самоуважение и заставило бы товарищей поверить в него. Это могут быть самые разнообразные виды общественно полезной деятельности. В психологической литературе описывается, например, ситуация, когда неуспевающим ученикам-подросткам доверялось оказывать помощь в выполнении домашних заданий неуспевающим детям младших классов, что способствовало изменению позиции подростка в системе коллективных отношений, изменило его общее отношение к учению и в конечном счете улучшило успеваемость .

Еще одной особенностью рассматриваемой конфликтной ситуации является «смысловой барьер», существующий между учителем и учеником по отношению к отметке. Для его устранения прежде всего необходимо, чтобы учительница поняла, что она является непосредственным участником (одним из оппонентов) конфликта и в определенной мере способствовала его возникновению. Оценки, которые выставляет учитель, должны безусловно соответствовать действительным знаниям детей. Здесь от учителя требуется большой такт. Важно не только, какую отметку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен точно знать, за что конкретно учитель поставил отметку и чего он ждет от него в следующий раз. В данной ситуации конфликта могло бы и не произойти, если бы учительница не просто сообщила отметку, а произнесла бы ее с какой-либо адекватной оговоркой.

Итак, рассмотренный конфликт не может считаться исчерпанным. Конфликтная ситуация осталась, и если не будет проведена специальная работа по ее устранению, то она вновь и вновь будет выливаться в открытый конфликт, со временем все усугубляясь. Ситуация длительной неудовлетворенности таких существенных для подростка потребностей, как уважительное отношение к его личности со стороны учителя и потребность занимать достойное положение в коллективе класса , может привести к тому, что у ученика произойдет «внутренний отход от школы» (по терминологии А.Н. Леонтьева), т.е. взаимоотношения с одноклассниками и учителями утратят для него личностный смысл, а это означает, что школа потеряет возможность оказывать на него воспитательное воздействие.



© 2010-2022