Организация взаимодействия классного руководителя с родителями по вопросам воспитания детей и молодёжи

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация взаимодействия классного руководителя с родителями по вопросам воспитания детей и молодёжи.

Семья - это первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Задача учителей- всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально - благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок - это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.

Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

Методические правила взаимодействия школы и с семьями:

выражение позитивного отношения к ученику, классу, группе детей, с родителями которых происходит общение;

выражение тревоги и беспокойства за ребёнка (класс, группу детей);

совместное и разностороннее выявление и анализ причин возникшей негативной ситуации и проблем в развитии ребёнка;

разработка совместно с родителями стратегии и тактики в отношении разрешения возникших проблем;

выработка единого стиля и тона взаимоотношений с ребёнком.

Л. И. Маленкова в книге для учителя «Воспитание в современной школе» выделяет пять функций работы классного руководителя с семьёй.

1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса. В начале учебного года на первом родительском собрании я ознакомила родителей с той воспитательной работой, которую запланировала: озвучила тематику классных часов, предложила родителям провести совместный досуг с детьми (поездка в театр, поездка на природу, посещение музеев в своем городе, проведение праздников в кругу класса). Родители внесли свои предложения в план.

2. Психолого-педагогическое просвещение.

Проводятся как групповые, так и индивидуальные консультации с учителями-предметниками, работающими в нашем классе, где педагоги объясняют и рассказывают родителям, на что нужно обратить внимание при изучении предмета, как помочь решить проблемы, которые появились при изучении данного предмета. Индивидуальные консультации психолога, врача по вопросам, возникшим в процессе обучения.

3. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. В нашей школе это особенно актуально, поэтому широко практикую данную деятельность, используя различные формы.

Родители принимают участие во всех видах внеурочной деятельности, будь то экскурсии, походы, поездки, вечера, ремонт и благоустройство класса. Вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс. Для этой цели организуем:

● открытые уроки и внеклассные мероприятия;

● совместный отдых детей и родителей;

Участие родителей в подготовке и проведении общешкольных традиционных форм работы: туристических слетов, спортивных праздниках очень активное.

Запланировала участие родителей в профориентационной работе класса: экскурсии на предприятия, профконсультации, беседы, рассказы о своей профессии.

Родители участвуют в работе школьного и классного родительских комитетов.

4. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся.

Оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблем семейного воспитания - психологом проводятся диагностики и анкетирование учащихся по различным методикам, результаты которых озвучиваются родителям в индивидуальной беседе, профилактика формирования вредных привычек (табакокурение, употребление алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ) - проводились классные часы и беседы по данным темам.

5. Взаимодействие с общественными организациями родителей: родительскими комитетами школы и класса.

По данному направлению работать не приходилось, т.к. не возникало ситуаций, требующих вмешательства комитетов.

Все перечисленные функции классного руководителя способствуют созданию благоприятной воспитывающей среды для организации школьного воспитательного процесса.

Одной из важных форм совместной работы школы с семьёй является родительское собрание. Разговор на родительском собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных дел школьников, поэтому стремлюсь обсудить с родителями широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно - нравственного и физического развития детей.

Возможно, кто-то посчитает, что проблемы пола поднимать в шестом классе рано. Но мы не должны забывать, что живем в 21-м веке, особенностью которого является то, что дети взрослеют гораздо раньше и тем самым ломают общепринятые стереотипы.

Поэтому в шестом классе решила поднять на родительских собраниях вопросы взросления детей, содержания учебной деятельности, взаимодействия ребенка с окружающим миром и людьми:

  • Первые проблемы подросткового возраста

  • Дети и свобода

  • Компьютер в жизни школьника

  • Положительные эмоции и их значение в жизни человека

Родители и классный руководитель имеют суверенное право делать то, что посчитают нужным, что диктуется в конкретной ситуации интересами детей и семьи. Вообще, надо постепенно переходить от массовых форм работы к групповым и индивидуальным, каждая семья самоценна, и не надо подгонять её под педагогические стереотипы.

© 2010-2022