Методическая разработка для обучающихся 9-11 классов

Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование определенных универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор. Занятие направлено на развитие универсальных учебных действий для расширения границ самопознания и формирование психологической готовности старшеклассников к профессионал...
Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профориентационное занятие для старшеклассников

«Путешествие в Мир самопознания»

Рабочий? Строитель? Учитель?

Кто нужен стране сейчас?

А, может быть, врач-исцелитель

Сегодня важнее для нас?
Быть может нужней инженеры? Возможно, ученый важней?

А, может, нужней офицеры,

Чтоб армию сделать сильней? Отбросьте ненужные споры

О том, кто важней для страны. Знайте: для нашей страны

Профессии все важны.

Ф.С. Махов

Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование определенных универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор.

Ведущий. «Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец», - советовал И. А. Крылов. Вряд ли кто-нибудь не согласится с советом классика.

Но как узнать, к чему ты «сроден»?

Козьма Прутков добавил: «Начиная своё поприще, не теряй драгоценного времени»!

Козьма Прутков - литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50-60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы.

Цель:

  • активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Задачи:

  • расширять границы самопознания и ответственного отношения учащихся к выбору профессии;

  • формировать умение планирования необходимых шагов для реализации своей цели;

  • развивать познавательные, личностные и коммуникативные способности учащихся (навыки работы в команде, развитие навыков эмпатического слушания).

Целевые группы: учащиеся 9 - 11-х классов, оптимальное количество участников в группе: 10 - 15 человек.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Оборудование: просторное помещение; стулья; магнитная доска; магниты; ручки; бумага для записей; ИКТ.

Материалы: карточки с инструкциями и условиями выполнения упражнений; набор листьев, розовых и желтых цветов, плодов красного цвета, синих облаков, желтого солнца, магнитное дерево.


I. Вступительная часть

Ведущий. Сегодня мы с вами совершаем виртуальное путешествие в Мир самопознания.

1. Упражнение «Сигнал». Для перемещения воспользуемся необычным механизмом. Сядьте поудобнее, положите руки на стол ладонями вверх. Готовы? Запускаем механизм: передаем хлопок по кругу соседу слева.


II. Разминка.

Игра «Цепочка»: Педаго г - г еоло г - г еогра ф - ф ельдше р … - р- радис т -…



III. Основная часть

Ведущий. Человек выбирает свою будущую профессию, выбирая при этом и свой жизненный путь.

1.Упражнение «Это я!» - «Психогеометрический тест экспресс-диагностики типа личности» Стюзен Деллингер. Кто вы, какой вы, какая вы личность? Знаете ли вы, что вам больше свойственно?

Инструкция. Посмотрите на пять фигур, среди которых квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и зигзаг. Выберите ту фигуру (постарайтесь прочувствовать форму), в отношении которой вы сможете сказать: «Это я!»

Если этот процесс вызывает у вас большие затруднения, тогда выберите ту из фигур, которая первой привлекла ваше внимание. Запишите ее под № 1. Затем оставшиеся четыре фигуры расставьте в порядке вашего предпочтения. Запишите их названия под соответствующими номерами.

Методическая разработка для обучающихся 9-11 классов

Обработка и интерпретация результатов.

Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

Квадрат - знак эрудитов и левополушарных мыслителей.

Преимущества: трудолюбие, усердие, аккуратность, терпение, выносливость.

Недостатки: эмоциональная сухость мешает установлению контакта, излишняя сосредоточенность на деталях.

Треугольник - знак лидеров и левополушарных мыслителей.

Преимущества: энергичность, сила воли, уверенность.

Недостатки: эгоцентризм, нетерпеливость, карьеризм, честолюбие, непризнание ошибок, соперничество.

Круг - символ гармонии, знак коммуникаторов, психологов, правополушарных аналитиков с развитой интуицией.

Преимущества: люди для них - высшая ценность, эмпатия, умение слушать.

Недостатки: нерешительность, старание всем угодить.

Зигзаг - знак творческих, правополушарных эстетов с синтетическим стилем мышления. Преимущества: остроумие, чувство вкуса.

Недостатки: язвительность, несдержанность, экспрессивность, не доводят начатое дело до конца. Прямоугольник - временная форма личности.

Преимущества: любезность, смелость, доверчивость, внушаемость.

Недостатки: неудовлетворенность образом жизни, непоследовательность, непредсказуемость, низкая самооценка.

Ведущий предлагает разделиться в зависимости от принадлежности той или иной геометрической фигуре

2. Упражнение «Линия жизни»

Ведущий. Проведите линию своей жизни на листе, разделенном пунктиром по середине, на верхнюю и нижнюю половины. Когда линия будет заходить на верхнюю половину, это будет связано с позитивными событиями жизни, с успехами и радостями. Когда линия будет ниже пунктира, это будет отображать неудачи, горе, негативный опыт. Нарисуйте линию своей жизни, включая все прошлое, от рождения до настоящего, и будущее - ближайшее и отдаленное, а также отметьте точку сегодняшнего дня.

Обсуждение. Обращается внимание, на что ориентировано расположение линии: находится больше в верхней или нижней части листа, на сколько много перепадов линии. Диапазон отклонений от горизонта - это трудности и радости, но это и богатый опыт, который можно учесть, чтобы двигаться более прямо и «высоко», т.е. достичь цели.

3. Упражнение «Достижение целей»

Работа в группах.

Задание: составить схему построения образа профессионального будущего.

Высказывание представителей от группы и составление общей схемы. Обсуждение.

Подведение к мысли о том, что достижение цели должно быть поэтапным.

Схема построения образа профессионального будущего (работа на доске), беседа в ходе построения схемы.

  • Дальняя профессиональная цель (мечта).

  • Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели).

  • Знание себя (знание своих возможностей для достижения дальней и, особенно, ближних целей).

  • Знания путей подготовки к достижению целей (особенно ближних) и способов работы над собой.

  • Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов).

  • Запасные варианты карьеры и их иерархия как способы движения к дальней цели. Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь.

  • В случае явного несоответствия своих возможностей избранным целям - другой профессиональный выбор.

4. Упражнение «Уровень притязаний»

Ведущий. Постарайтесь назвать слова-ассоциации, связанные со словом успех; успешный.

Определение значения слова успех: удача в достижении чего-нибудь, общественное признание, хорошие результаты в учёбе, работе; успешный - сопровождающийся успехом, удачный. 1

Вопросы для обсуждения:

  • Что для каждого из вас является успехом?

  • Какого человека можно назвать успешным?

  • Что, по вашему мнению, обеспечивает успех человека?

Подведение к мысли о том, что успешность является следствием адекватной самооценки и соответствия уровня притязаний уровню достижений.

Ведущий. Уровень притязаний - тот масштаб трудности задания, которого человек обязуется достичь, зная уровень своего предыдущего выполнения. На него воздействует динамика жизненных неудач и удач, успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, который реально может достичь, соответствующие его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным/заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.

Выполняется тест «Уровень притязаний» (приложение 1). Цель - активизация самопознания.

Методика позволяет исследовать способность достижения цели.

Инструкция. Подумайте, сколько «плюсиков» вы сможете нарисовать в первой таблице за 10 секунд. Это число укажите рядом с табл. 1 {УП 1 = ...}.

Теперь по сигналу начинайте рисовать «плюсики» (10 секунд). Подсчитайте их количество и запишите рядом с табл. 1 (УД 1 = ...).

Учитывая ваш опыт рисования «плюсиков», подумайте, сколько вы сможете нарисовать их во второй таблице, укажите это число (УП 2 = ...). По итогам выполнения запишите результат (УД 2 = ...).

Процедура повторяется для 3-й и 4-й таблиц. Длительность выполнения третьего задания - 8 секунд (для искусственного создания ситуации неудачи).

Уровень притязаний вычисляется по формуле:

УП =(УП 2 - УД 1) + (УП 3 - УД 2) + (УП 4 - УД 3)

3

Оценка результатов:

  • 3,1 и выше - очень высокий уровень притязаний (человек берется за непосильное);

  • от 1 до 3 - высокий УП (постоянно стремится к улучшению результатов);

  • от -1,4 до 0,99 - умеренный УП (решает поставленные задачи, но не стремится улучшить результат);

  • -1,5 и ниже - низкий УП (ставит слишком легкие цели).

Обсуждение результатов.

Ведущий Сильнейшее препятствие на пути к успеху - это страх неудачи. Обычно люди боятся неудач, так как не понимают их важности. В жизни нельзя преуспеть, не переживая неудач. Если вспомнить примеры из жизни великих людей, можно убедиться: всем большим успехам предшествовали большие неудачи.

Достижению успеха могут помочь различные технические приемы, например, умение ставить цели.

Не имея целей, человек плывет по течению. Цель направляет энергию, позволяет делать больше за меньшее время. Цели, касающиеся разных областей (профессиональной карьеры, личной жизни, сферы самосовершенствования), должны гармонировать друг с другом и с основными жизненными ценностями. Важно развить в себе способность ставить и достигать одну важную цель. Достигнув ее, переходить ко второй и т.д. При этом цели должны быть желанными, реальными: вы должны верить, что у вас есть возможности для их достижения; но они не должны быть легкими, нужно рассчитывать на более высокий уровень достижений.

Подведение к мысли о том, что реальный уровень достижений способствует получению тех ценностей, на которые человек претендует.

5. Упражнение «Ценности»

Ценности определяют качество нашей жизни. Они делают нашу жизнь осмысленной. Наши смыслы могут быть похожими, а могут быть различными. Выбирая профессию, мы рассчитываем приобрести какие-либо ценности. Для начала определимся: что такое ценность? В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека или группы людей, общества.

Инструкция. Необходимо проранжировать эти ценности с точки зрения того, какие из них позволяет реализовать образ жизни одного из следующих профессиональных/социальных стереотипов:

  • домохозяйка;

  • учитель;

  • верующий человек;

  • бизнесмен;

  • рабочий;

  • представитель шоу-бизнеса;

  • руководитель предприятия;

  • студент;

  • военный;

  • политик.

Каждой команде предлагаются на карточках следующие ценности:

  • здоровье;

  • интересная работа;

  • наличие хороших и верных друзей;

  • слава, признание окружающих;

  • познание, интеллектуальное развитие;

  • общественная и политическая активность;

  • развлечения, приятное времяпрепровождение;

  • свобода, самостоятельность;

  • счастливая семейная жизнь;

  • творчество;

  • обладание модными и престижными вещами;

  • бескорыстная забота о благе других;

  • жизнерадостность, чувство юмора;

  • умение логично мыслить, принимать обдуманные решения;

  • твердая воля, умение не отступать перед трудностями;

  • терпимость к взглядам и мнениям других;

  • честность;

  • трудолюбие.

Далее участники по очереди вытягивают карточки с ценностями и называют профессии, в которых есть наибольшие возможности для реализации указанной ценности.

Подведение к мысли о том, что ценности являются общими для большинства профессиональных/социальных стереотипов.

6. Упражнение «Ладошка»

Цель: повышение самооценки, обучение учащихся умению находить в других людях положительные качества. На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура пишет качество, которое нравиться в себе самом. Листики передаются по кругу, а остальные участники дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Листочки необходимо подписать. Когда ладошки вернуться к своему хозяину, все участники благодарят друг друга.

7. Упражнение «Корзина пожеланий»

Каждый участник пишет на листе бумаги какое-либо пожелание на будущее в достижении профессиональных целей, сворачивает листок и кладет его в коробку. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг, и затем каждый вынимает по одному пожеланию, и, таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

8. Упражнение «Сигнал»

Ведущий. Мы возвращаемся из путешествия. Передайте хлопок соседу справа по кругу.

IV. Рефлексия

Ведущий. Наше путешествие по Миру самопознания подходит к завершению, но уходим мы с багажом знаний. Есть такая примета: если бросить в воду монетку, то обязательно вернешься. Чтобы Мир самопознания нас снова принял через некоторое время, мы оставим на Дереве самопознания знаки: листья, цветки, плоды.

Условия. Взять лист - если вы особенно ничего интересного не узнали; взять цветок, если узнали что-то новое; взять плод - если занятие понравилось, полученные знания вам пригодятся, и вы готовы путешествовать дальше. Ведущий предлагает разместить цветы, листья, плоды на дерево на доске.

Ведущий. Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие. Вы сегодня многое узнали о себе благодаря выполненным упражнениям и мнениям ваших одноклассников. Надеюсь, информация, полученная на нашем занятии, обязательно пригодится вам в профессиональном самоопределении.

Домашнее задание. Пройти он-лайн тест акцентуаций характера в профориентации - «Метафора «Шесть рек»» (приложение 2).

Оптимальный выбор той или иной профессии должен строиться не только с учетом личностных предпочтений и взглядов выбирающего относительно, например престижа и востребованности будущей профессии, но и с учетом особенностей его характера и яркой выраженности отдельных его черт. Для этих задач в профориентационном выборе целесообразна методика «Шесть рек», в которой акцентуации характера ассоциируются с течением воды в природе - с реками. Каждая река имеет свой характер, неправда ли?

А теперь пришло время поблагодарить друг друга.

Всем спасибо! Исполнения пожеланий!


Приложение 1

Уровень притязаний

Цель - активизация самопознания.

Методика позволяет исследовать способность достижения цели.

Каждому участнику раздается 4 таблицы 10 х 3 см с ячейками 1 см2.




















































УП1= УД1= УП2= УД2= УП3= УД3= УП4= УД4=

УП - уровень притязаний, УД - уровень до­стижений.

Инструкция. Подумайте, сколько «плюсиков» вы сможете нарисовать в первой таблице за 10 секунд. Это число укажите рядом с табл. 1 {УП 1 = ...}.

Теперь по сигналу начинайте рисовать «плюсики» (10 секунд). Подсчитайте их количество и запишите рядом с табл. 1 (УД 1 = ...).

Учитывая ваш опыт рисования «плюсиков», подумайте, сколько вы сможете нарисовать их во второй таблице, укажите это число (УП 2 = ...). По итогам выполнения запишите результат (УД 2 = ...).

Процедура повторяется для 3-й и 4-й таблиц. Длительность выполнения третьего задания - 8 секунд (для искусственного создания ситуации неудачи).

Уровень притязаний вычисляется по формуле:

УП =(УП 2 - УД 1) + (УП 3 - УД 2) + (УП 4 - УД 3)

3

Оценка результатов:

  • 3,1 и выше - очень высокий уровень притязаний (человек берется за непосильное);

  • от 1 до 3 - высокий УП (постоянно стремится к улучшению результатов);

  • от -1,4 до 0,99 - умеренный УП (решает поставленные задачи, но не стремится улучшить результат);

  • -1,5 и ниже - низкий УП (ставит слишком легкие цели).

Приложение 2

Акцентуации характера в профориентации (Метафора «Шесть рек»)

Оптимальный выбор той или иной профессии должен строиться не только с учетом личностных предпочтений и взглядов выбирающего относительно, например престижа и востребованности будущей профессии, но и с учетом особенностей его характера и яркой выраженности отдельных его черт. Для этих задач в профориентационной работе целесообразно использовать методику «Шесть рек», в которой акцентуации характера ассоциируются с течением воды в природе - с реками. Ведь каждая река имеет свой характер, неправда ли?

Стремительный, смывающий все на своем пути бурный поток

  • Методическая разработка для обучающихся 9-11 классов

Представители данного типа характера характеризуются импульсивностью, большой силой влечений и чувств.

Широкая, могучая полноводная река

  • Методическая разработка для обучающихся 9-11 классов

Представители данного типа характера отличаются длительностью переживаний, медленным угасанием эмоций. Они постоянны, упрямы и упорны.

Порожистая горная речка - быстрая и шумная

  • Методическая разработка для обучающихся 9-11 классов

Представители данного типа характера обычно находятся в приподнятом настроении, оптимистичны, активны, часто переоценивают свои возможности.

Извилистая речка с крутыми берегами

  • Методическая разработка для обучающихся 9-11 классов

Представители данного типа характера характеризуются быстро меняющимся настроением, артистизмом, демонстративным поведением.

Разветвленная река с большим количеством протоков

  • Методическая разработка для обучающихся 9-11 классов

Представители данного типа характера отличаются неуверенностью в своих возможностях, колебаниями при выборе решения.

Очень глубокая река с медленным течением

  • Методическая разработка для обучающихся 9-11 классов

Представители данного типа характера склонны к пониженному настроению, склонны к глубоким привязанностям, преданы своим близким и своему делу.


1 Словарь Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка

© 2010-2022