Программа работы с родителями «Отчий дом»

В концепции модернизации российского образования подчёркивается важность социального партнёрства  школы и семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.     Программа работы с родителями    «Отчий дом»  содержит: перечень нормативно – правовых документов; пояснительную  записку в которой отражены актуальность, принципы, цель, задачи программы; направления работы, методы, формы воспитания, использованные в программе; сроки и этапы реализации,  прогнозируемые результаты программы; содержание деятельности в 5 – 6 классах; аналитико – диагностическая деятельность, литература
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа работы с родителями

«Отчий дом»


Содержание:


1.Нормативно - правовые документы

2.1.Пояснительная записка

2.2. Актуальность, принципы, цель, задачи программы

2.3. Направления работы

2.4. Методы, формы воспитания, использованные в программе

3. Сроки и этапы реализации, прогнозируемые результаты программы.

4.1.Содержание деятельности:

4.2. Содержание деятельности в 5 классе

4.3.Содержание деятельности в 6 классе

4.4.Содержание деятельности в 7 классе

4.5. Содержание деятельности в 8 классе

4.6.Содержание деятельности в 9 классе

5.Аналитико - диагностическая деятельность

6. Литература


1.Нормативно - правовые документы


1

Конституция Российской Федерации

2

Конвенция о правах ребёнка

3

Федеральные законы РФ, письма, постановления МО РФ

4

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015годы»

5

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.

6

Локальные акты МКОУ СОШ №1 им. И.В.Курчатова г.Сим:

7

Устав МКОУ СОШ №1 г.Сим

8

Положение о классном руководителе

9

Положение о школьном методическом объединении классных руководителей

10

Положение об управляющем совете

11

Положение о детской общественной организации «Союз школьных друзей»

12

Положение об общешкольной конференции

13

Положение о внутришкольном контроле

14

Положение о порядке ознакомления родителей (законных представителей) учащихся МКОУ СОШ №1 г.Сим с ходом образовательного процесса




2.1.Пояснительная записка

«Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система

педагогического просвещения, повышение

педагогической культуры родителей».

В.А. Сухомлинский.


Ситуация обновления общества вызывает активизацию сил во всех областях педагогики. Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные (представленные деятельностью образовательных учреждений) и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьёй (педагоги - дети - родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ «Об образовании) перед государством за воспитание будущего поколения. В концепции модернизации российского образования подчёркивается сегодня и определяется на будущее исключительная роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.

В обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая и рассогласовавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой. Суть этих напряжений - в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и росте недоверия к школе.

2.2. Актуальность, принципы, цель, задачи программы

Изменившиеся социальные условия, разрушение однообразной школы советского периода, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений (ОУ).

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка. Работа сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной

  • с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);

  • со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;

  • с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.

Проблемное поле педагогического образования родителей представлено следующими блоками:

1. Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности.

2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи.

3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.

Принципы:

  • первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

  • достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);

  • практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);

  • взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);

  • развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);

  • гуманизации отношений и общения;

  • системности воспитательных воздействий на ребёнка;

  • преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;

  • сотрудничества по созданию модели выпускника


Цель программы: способствовать укреплению семейных традиций; планировать дела и воплощать в жизнь идеи совместно с родителями учеников; помогать родителям в воспитании ребёнка как заботливого, внимательного члена семьи.

Задачи программы:

· Просветительская

обеспечить научно-методическое сопровождение родителей.

· Консультативная

Осуществлять совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

· Коммуникативная

Обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

2.3. Направления работы

Основными направлениями программы являются:

  • Формирование основ семейного воспитания у дошкольника и школьника.


  • Вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей.


  • Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка (подростка).

  • Формирование основ семейного воспитания у школьников.

2.4. Методы, формы воспитания, использованные в программе

Методика организации воспитательного процесса.

Методика педагогического воздействия.

Методика убеждения.

Методика практического обучения

Исходные методы

1.Перспективы коллектива.

2.Организация деятельности коллектива.

1.Перспектива для учащихся.

2.Мотивация учащихся.

3.Единые требования.

1.Информация.

2.Пример.
3.Идеал

1.Инструктаж.

2.Показ.

3.Пример «Делай, как я!»

4.Образец.

Ведущие методы

1.Самообслуживание

2.Соревнование-состязание

3.Формирование

1.Требование учащихся от прямого к косвенному.

2.Педагогическая поддержка.

1.Аргументы.

2.Примеры.

3.Здравый смысл.

1.Упражнение.

2.Социальное закаливание.

3.Поведенческий опыт.

4.Тренировка.

Методы корреляции

1.Контроль-информация.

2.Анализ-диагностика.

3.Коррективы.

1.Поощрения, наказания.

2.Педагогическая поддержка.

1.Обсуждение

2.Дискуссия.

1.Контроль.

2.Коррекция.

3.Переучивание.

4.Переориентация.

Методы самоорганизации

1.Самоуправление

2.Традиции.

3.Положительный культурный нравственный опыт коллектива.

1.Воздействие через общественное мнение.

2.Через орган ученического самоуправления.

1.Взаимопросвещение

2.Взаимоубеждение.

1.Взаимообучение

2.Самообучение.

Формы воспитательной работы.

Формы воспитательной работы - мероприятия, дела, дела, игры (Е.В.Титова). Различаются по целевой направленности, по позиции участников, воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.

По времени формы воспитательной деятельности:

а) кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);

б) продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель);

в) традиционные (регулярно повторяющиеся).

3. Сроки и этапы реализации, прогнозируемые результаты программы

Данная программа работы с родителями программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5 - 9 классы)

Сроки и этапы реализации программы:

1 этап: 5 класс - 2013-2014 учебный год.

2 этап: 6 класс - 2014-2015 учебный год.

3 этап: 7 класс -2015-2016 учебный год.

4 этап: 8 класс - 2016-2017 учебный год.

5 этап: 9 класс - 2017-2018 учебный год

Программа апробирована с 2008 по 2013гг.

Прогнозируемые результаты:

Достижение взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения классного руководителя, педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей).

Высокий уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.

Активное вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей.

Обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Уважительное отношение к ребенку как личности и гордость за его достижения в саморазвитии

Преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;

Сотрудничество семьи и школы по созданию модели выпускника

4.1.Содержание деятельности:

  1. Изучение семей учащихся, положение детей в семье, условий их жизни:

Создание «социального паспорта семьи» учащихся постоянного контингента и учащихся из неблагополучных семей;

Раннее выявление семей группы риска, посещение этих семей совместно с инспектором ОДН.

2. Регулярное проведение родительского всеобуча (лекторий)

Правовое просвещение родителей.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций:

Беседы для предупреждения конфликтных ситуаций;

Своевременное направление на консультацию к специалисту.

3. Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности:

помощь в проведении творческих дел;

помощь в укреплении материально-технической базы;

помощь в благоустройстве школы;

помощь в проведении спортивных мероприятий;

помощь в организации экскурсий, поездок.

4. Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы, класса.

5.Привлечение к работе общешкольного родительского комитета.

6 Участие в традиционных общешкольных праздниках.

Основные формы взаимодействия классного руководителя с родителями:

1. Родительские собрания.

2. Родительский всеобуч

3. Конференция.

4. Диспут.

5. Встречи со специалистами, администрацией города.

6. Индивидуальные консультации.

7. Проведение совместных праздничных концертов, конкурсных программ.

8. Проведение спортивных соревнований.

9. Участие родителей в КТД.

10. Совместные поездки по родному краю.

11. Анкетирование родителей.

Программа «Три СО»

Содружество

Сотрудничество

Сотворчество

Родительский всеобуч:

-Декларация прав ребенка.

-Семейный кодекс

-Устав МКОУ СОШ №1 и др.

-Работа в родительском комитете класса, школы.

-Участие в общешкольной конференции и др.

Участие во внеклассных мероприятиях:

«Рассказы бабушкиного сундука»;

«Памятные даты моей семьи»;

«Загляните в мамины глаза..» ( ко дню Матери);

« Профессии наших родителей»;

« А ну - ка, парни»;

«Мама - первое слово…» (к 8 марта);

«История моей семьи в фотографиях»;

«Папа, мама, я - спортивная семья»;

«Дверь в детство».

Родительские собрания:

-Участие родителей в собраниях, лекции врача,

-Ремонт кабинета

-Посильная помощь в ремонте классной комнаты

-Телефон доверия

-Индивидуальные беседы с родителями


4.2. Содержание деятельности в 5 классе


Срок реализации

Мероприятие

Форма проведения

Форма предоставления результата

1

16.09.2013

«Дверь в детство»

познавательно-развлекательная игра для детей и родителей

анализ

2

19.09.2013

Организационное родительское собрание. Планирование УВП.

собрание

протокол

3

30.10.2013

«Заветы предков»

устный журнал для учеников и родителей

анализ

4

15.11.2013

«Мама - слово дорогое»

рисунки

выставка для родителей

5

30.11.2013

«Не хочу делать уроки!» Как помочь ребенку с выполнением домашнего задания

собрание

протокол

6

30.11.2013

«Папа, мама, я - спортивная семья»,

эстафета для школьников и их семей

таблица

7

21.01.2013

«Герб моей семьи»

проект для семей школьников

выставка

8

29.01.2014

«Роль общения в жизни школьника»

собрание

протокол

9

25.02.2014

« А ну - ка, парни»

конкурсно -развлекательная программа для мальчиков и пап

анализ

10

28.02.2014

«Проблемы подросткового периода»

собрание

протокол

11

06.03.2014

«Мама - первое слово…»

литературно -музыкальная композиция для учащихся и мам

анализ

12

28.03.2014

«Давным - давно»

ТКЧ для детей и бабушек

анализ

13

14.05.2014

«День Семьи - 15 мая»

ТКЧ для детей и их семей

анкетирование

14

28.05.2014

Подведение итогов года.

собрание

протокол


4.3. Содержание деятельности в 6 классе


Срок реализации

Мероприятие

Форма проведения

Форма предоставления результата

1

14.09.2014

Организационное родительское собрание. Планирование УВП.

«Поощрения и наказания в семье»

собрание

протокол

2

28.10.2014

«Памятные даты моей семьи»

ТКЧ для детей и родителей

анализ

3

26.10.2014

«Всему начало - отчий дом»

устный журнал для детей и родителей

анализ

4

20.11.2014

«Мама - слово дорогое»

рисунки

выставка

5

30.11.2014

«Загляните в мамины глаза..»

ТКЧ для детей и родителей

анализ

6

30.11.2014

«Роль общения в жизни школьника»

собрание

протокол

7

20.12.2014

«Музыкальная семья»

концерт детей и родителей

фотовыставка

8

02.02.2015

«Вечер встречи»

участие в концерте

9

15.02.2015

«Идеальные дети - идеальные родители»

Собрание

протокол

10

25.02.2015

«Папа, мама, я - спортивная семья»

эстафета для детей и родителей

таблица

11

10.05.15

«День Семьи»

концерт для детей и родителей

12

25.05.15

Подведение итогов года.

собрание

протокол

4.4. Содержание деятельности в 6 классе



Срок реализации

Мероприятие

Форма проведения

Форма предоставления результата

1

18.09.2015

«Памятные даты моей семьи»

брей - ринг между семьями учеников

анализ

2

21.09.2015

Организационное родительское собрание. Планирование УВП.

«Поощрения и наказания в семье»

собрание

протокол

3

20.10.2015

« Профессии наших родителей»

ТКЧ для родителей и детей

анализ

4

30.11.2015

«Загляните в мамины глаза…»

ТКЧ для детей и родителей

анализ

7

15.12.2015

«Фотография из семейного альбома»

ТКЧ

анализ, фотовыставка

8

22.12.2016

«Трудности подросткового периода»

Собрание

протокол

9

20.01.2016

«Рассказы бабушкиного сундука»

ТКЧ для детей и бабушек

анализ

10

12.02.2016

«Люди, без которых мне одиноко»

ТКЧ для детей и родителей

анализ

6. Литература


  1. Абульханова-Славская К.А. Личность в процессе деятельности и общения / К.А Абульханова-Славская // Психология личности. Хрестоматия - Самара, 1999. -Т 2.

  2. Беляева Л. А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии /Л.А. Беляева // Понятийный аппарат педагогики и образования. - Екатеринбург, 1995.

  3. Бенин В.Л. Педагогическое зло: приглашение к разговору /В.Л. Бенин// Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. - 2002. - №3 (15). - С. 168 - 181.

  4. Воспитательный процесс: Изучение эффективности: методические рекомендации / под ред Е.Н. Степанова - М.: Сфера, 2001.

  5. Выготский А.С. Педология подростка /А.С. Выготский // Собр. соч. В 6 т. - Т.4 -М., 1980.

  6. Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О.С. Гамзин // Газман О.С, Вейс Р.М., Крылова Н.В. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. - М.. 1995. Вып. 2.

  7. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие /П.Я. Гальперин.- М.: Университет, 2000.

  8. Ганина С.А. Образ ребенка в российских педагогических концепциях рубежа XIX-XXI веков / С.А. Ганина // Вестник Евразии. - 2004. -№3. - С. 37-57.

  9. Гаязов А.С. Образование как пространство формирования личности гражданина / А.С. Гаязов. - М.: ВЛАДОС, 2006.

  10. Глаголев О.Б. Настольная книга классного руководителя 9 класса / О. Б. Глаголев - Ростов н/Дону : Феникс, 2009. - 249 с.

  11. Гомонова Т.А. Воспитание педагогической любви как профессионально значимого качества будущего учителя: автореф. дис. канд. пед. наук /Т.А. Гомонова. - Оренбург, ОГПУ, 2000.

  12. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика / И.Д. Демакова. - Казань, 2003.

  13. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 /Под ред. Н. А. Алексеевой. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.

  14. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А Караковский, Л.И Новикова, Н.Л Селиванова - М.: Пед об-во России, 2000.

  15. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография / А.В. Кирьякова. - Оренбург: Южный Урал, 1996.

  16. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения /Я.А Коменский; под ред. А.А. Красновского. - М., 1955.

  17. Кон И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие / И. С. Кон. - М.: Академия, 2003.

  18. Кон И.С. Психология ранней юности /И.С. Кон. - М.: Просвещение 1989.

  19. Краевский В. В. Воспитание или образование? / В.В. Краевский //Педагогика. - 2001. - № 3. - С. 3-9.

  20. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания / ред. Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. - М. - Тверь: Виарт, 2004.

  21. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н.Л. Селивановой. - М., 2001.

  22. Селиванова Н.А. Воспитание: теория и реальность /Н.А. Селиванова // Известия РАО.-1999. - №2.

  23. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: учеб. пособ. для учителей и родителей / В.Г. Степанов. - М.: Академия, 1996.

  24. Степанов Е.Н. Педагогу о современных педагогах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов. - М.: Сфера, 2003.

  25. Степанова Н.А. Семья - приоритетное направление деятельности социальных институтов района /Н.А. Степанова. - М.: ВНИК «Школа микрорайон», 1991.

  26. Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2002.

  27. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /В.А. Ядов.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

© 2010-2022