Родительское собрание. Помоги ребёнку учится

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как научить ребенка пересказывать

(советы родителям)

Этот навык очень важен для успешной учебы в школе и дальнейшего межличностного общения, - утверждают специалисты Центра детской психологии «Крылья».

Как научить ребенка пересказывать? С помощью литературы!

1. В формировании словарного запаса ребенка и, соответственно, в овладении пересказом большую роль играет чтение. Посмотрите, что вы читаете малышу, что он сам читает: если среди книг много сюжетных и «динамичных», переходите на описательную литературу (сочинения классиков, рассказы о природе, животных, путешествиях и т.д.). Если в произведении встречаются незнакомые малышу слова, объясняйте их, приводите примеры употребления, дайте задание ребенку самостоятельно составить предложение с этим словом.

2. После прочтения книги переходите к обсуждению прочитанного. Уровень сложности вопросов (от совсем простых до более сложных) должен зависеть от возраста и интеллектуального развития вашего чада. Намеренно ошибаясь, «вынуждайте» ребенка высказывать личное мнение, озвучивая свою мысль. Обращайте внимание малыша на слова, обороты речи, которые вам нравятся. Пусть ребенок говорит много и развернутыми предложениями. Если ему сложно это делать, стоит обратиться к нейропсихологу, провести обследование. Дипломированный специалист выяснит, почему у ребенка возникают те или иные трудности с речью, и составит индивидуальную программу коррекции.

3. Современные детские книги богато иллюстрированы. Картинки в них также могут стать поводом для развернутого обсуждения.

4. Пусть ваш ребенок научится пересказывать содержание своими словами (это задание, кстати, достаточно часто встречается на уроках языка и литературы). Нередко бывает так, что школьник пытается запомнить прочитанное как можно точнее и так же пересказать. Обычно ни к чему хорошему это не приводит. Однако решить эту проблему не сложно - подскажите ребенку, чтобы, слушая/читая текст, он просто представлял прочитанное, побыл либо самим героем, либо посмотрел на описываемое событие со стороны.

5. Всегда внимательно выслушивайте своего ребенка, когда он что-то говорит вам.

Со временем навыки пересказа прочитанного текста ребенок перенесет на жизненные ситуации, научившись более ярко, эмоционально и четко описывать интересные моменты. Но не ждите быстрого результата . Для получения первых результатов потребуется время. И только самые терпеливые родители , добьются того , что им будет не стыдно за речь ребёнка.





Почему дети плохо учатся

Все причины школьных затруднений можно разделить на два больших блока

1. нейропсихологические - несформированность внимания, памяти, мышления, слабость нервной системы…

2. социально-психологические - отношения в семье, со сверстниками и в школе.

Нейропсихологический аспект

Современная система обучения в школе рассчитана на человека, мозг которого полностью сформирован. Однако, созревание мозга процесс хоть и закономерный, но длительный и протекает у каждого ребенка по-своему с разной скоростью и неравномерно. Если будут созданы благоприятные условия для развития ребенка, мозг со временем, конечно же, созреет, но когда это произойдет, ребенок упустит уже очень многое из школьного материала.

Нейропсихологии объясняют подобные ситуации тем, что в настоящее время у многих детей наблюдается функциональная незрелость структур головного мозга. В первую очередь базально-лобных отделов.

1. Блок регуляции тонуса и бодрствования. Энергетический

Эти отделы первыми принимают информацию извне. Они питают мозг, как батарейка питает электроприборы. Если их тонус снижен, то весь мозг работает, как лампочка вполнакала. А ведь это фундамент для развития мышления, памяти, внимания и т.д.

Слабость функций первого блока мозга проявляется в повышенной утомляемости и (или) возбудимости ребенка, замедленности включения в деятельность и ее нестабильность, невнимательности.

Почему на уроке все у него падает, он и трех минут не усидит спокойно на стуле?

А у него для того и падает, чтобы он мог поднять…. И таким образом, ребенок интуитивно ищет способы компенсации и стимуляции работы мозговых структур (во время движения мозг лучше насыщается кислородом).

Несформированность этого энергетического блока не позволяет ребенку долго заниматься одним видом деятельности из-за быстрой утомляемости и истощаемости, что часто ошибочно расценивается окружающими как интеллектуальная несостоятельность.


Таких примеров много в практике каждого педагога

8-летний Сережа, мог быть спокойным и внимательным только одну минуту, а уже следующую минуту ему необходимо было побегать и попрыгать. Постепенно, работая в специально подобранном для него режиме, мы смогли развить у Сережи способность быть внимательным в течение всего урока. А ведь речь шла о переводе его на домашнее обучение, обучаясь второй год в первом классе, он не усваивал программу. На самом деле Сережа достаточно смышленый, просто его энергетического ресурса хватало ненадолго.

9-летняя Вера при такой же неусидчивости училась хорошо. До тех пор пока учителю и родителям не удалось заставить ее сидеть спокойно и неподвижно. При этом Верочка стала плохо учиться. После курса коррекционных занятий поведение девочки улучшилось.

2. Блок приема, хранения и переработки информации. Уровень конкретных навыков, мышление

Недостаточность 2 блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентации (вспомните, путали ли дети б , писали ли зеркально буквы и цифры). Несформированность этого блока мозга приведет к трудностям в математике и письме.

Эти трудные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы, польза от них минимальная и они не приносят должного результата. Это как строить дом без фундамента. Тренировать навыки, конечно надо, но гораздо позже, на первом этапе необходимо рассмотреть, что такое процесс, например, письма с точки зрения нейропсихологии?

Сначала требуется максимально быстро и точно услышать слово, понять его смысл. Затем необходимо уточнить фонематический состав этого слова и сохранить в памяти порядок входящих в него звуков. Далее следует анализ их временной последовательности, акустический анализ, скрытые артикуляции, уточняющие звуковой состав слова и позволяющие сохранить последовательность входящих в него элементов.

Процесс письма включает в себя перевод звуковой структуры слова в систему графическую и длительное удержание в памяти соответствующих графем, и их правильную пространственную организацию.

При этом необходимо сохранить принятое задание и не отвлечься на соседа Петьку.

В процессе письма принимают участие все отделы головного мозга: височные, затылочно-теменные, лобные. А понимание написанного, перевод значков-букв в конкретные образы невозможен без хорошо сформированных межполушарных взаимодействий.

Для письма очень важна степень гибкости, натренированности, тактильной чувствительности пальцев. Чем лучше развита кисть у ребенка, чем она подвижней и сильней, тем легче писать. Дети с недостаточно развитой кистью не любят рисовать, склеивать, лепить, плохо режут ножницами, не любят ботинок со шнурками.

Они пишут медленнее сверстников, буквы у них разные по высоте, ширине, наклону, линии дрожащие, слишком слабый или сильный нажим - это все признаки недоразвития моторной сферы ребенка. В этом случае необходимо развивать моторику. Часто это сочетается с недостаточностью 1 блока энергетического, то есть ребенок быстро истощается. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток (двигательная коррекция, дыхательная гимнастика, специальный массаж…)

3. Блок программирования и контроля.

Недостаточность этого блока ведет к слабости функции самоконтроля, концентрации и переключения внимания. Очень часто эти чисто нейропсихологические предпосылки, затрудняющие обучение в школе, отягощены нарушениями воспитания.

Дети с проблемами поведения, неусидчивые, непоседливые, несобранные. Эти дети, не учитывают правила поведения, они могут встать из-за парты во время урока и пройтись по классу, или заниматься на диктанте всякой ерундой и мешать соседу. Такие Дети все время забывают, что нужно поднять руку, прежде чем ответить, и выкрикивают сразу то, что знают. Поведение их внешне выглядит как дурашливость и становится все более бесконтрольным. Они не соблюдают любые правила (русского языка или поведения) и не могут себя контролировать, даже если хотят.

Центральное направление работы с ними : формирование произвольной регуляции и контроля собственной деятельности.

Рекомендованы индивидуальные занятия для начала обучения. Начинаются с составления плана занятия. Каждый пункт плана они выбирают сами , затем записывают на отдельных карточках, после чего раскладывают эти карточки в ту последовательность, следовать которой они должны . Во время занятия, когда ребята будут отвлекаться , напоминать, что этого нет в их план,.

На следующем этапе занятия в паре с более заторможенным ребенком . Полезны задания типа: дойди до цели последней, не останавливаясь.

После этап посещения групповых занятий, где усваивают правила различных увлекательных игр и понимают, что существуют строгие рамки поведения, выходить за которые нельзя. Таким образом, происходит формирование саморегуляции сначала игрового, потом и общего поведения.

Они должны быть не объектом, а субъектом обучения, и быть эмоционально вовлечены в процесс. Эмоциональная вовлеченность, обеспечивает естественное повышение эффективности работы мозга и повышение работоспособности.

Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании

Отдельные упражнения из книги М.И. Чистяковой "Психогимнастика"

На берегу моря (вводная игра для детей 6 - 7 лет)

Дети играют на берегу моря (этюд «Игра с камушками»). Плещутся в воде (этюд «Игры в воде»). Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа... Закрывают глаза от яркого солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.

1. Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук). Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.

Повторить игру с песком 2-3 раза.

2. Игра с муравьем (на напряжение и расслабление мышц ног).

На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.

Повторить игру 2 - 3 раза.

3. Солнышко и тучка (на напряжение и расслабление мышц туловища).

Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко - расслабиться - разморило на солнце (на выдохе).

4. В уши попала вода (на напряжение и расслабление мышц шеи).

В положении лежа на спине ритмично покачать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.

5. Лицо загорает (на напряжение и расслабление мышц лица).

Подбородок загорает - подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (на вдохе). Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает - подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе). Брови - качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз.

Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, переползти в тень, принять удобную позу.

6. Отдых. Сон на берегу моря.

Дети слушают шум моря (Н. Римский-Корсаков. «Окиян - море синее»). Ведущий говорит детям, что им снится всем один и тот же сон, и рассказывает его содержание: дети видят во сне то, что они делали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). (Пауза.) Ведущий сообщает, по какому сигналу дети проснутся (по счету, когда заиграет дудочка и т. д.). (Пауза.) Звучит сигнал (Н. Римский - Корсаков. Соло скрипки из сюиты «Шехерезада»). Дети энергично или, если этого требует ситуация, медленно и спокойно встают. Тренировка закончена.

Вариант отдыха. Ведущий сообщает детям название пьесы, которую они будут слушать, и предлагает им принять удобную позу и закрыть глаза. Звучит музыка (К. Сен-Сане. «Лебедь»). С окончанием музыки дети тихо встают и подходят к ведущему.



© 2010-2022