Роль семьи в формировании у учащихся ценности труда

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

В ФОРМИРОВАНИИ УЧАЩИХСЯ ЦЕННОСТИ ТРУДА.


Гардок Евгения Владиславовна.


Коммунальное государственное учреждения отдела образования акимата Тарановского района Красносельская средняя школа.


Костанайская область Тарановский район село Красносельское.

Каждый трактует понятие «семья» по - своему, но я считаю, что семья - это самое главное, что есть в жизни каждого человека. Это в первую очередь огромный источник энергии. И тот человек, который пытается отделиться от своей семьи, обречён на неудачу.

Школа, несомненно, является также частью семьи любого ученика, а все потому, что именно школа дает образование, но самое главное, чему учат в школе, - как найти свое место в жизни. Различные предметы, которые дети проходят, являются лишь средствами для достижения этой цели. В прежние времена считалось, что задача школы - научить детей читать, писать, считать и запомнить некоторые цифры и факты. Один замечательный учитель говорил, что, учась в школе, он должен был выучить наизусть определение предлогов: «Предлог - это слово, имеющее значение положения, направления, времени или другое абстрактное отношение; употребляется для соединения существительных или местоимений с другими словами в адвербиальном или адъективном смысле». Разумеется, он ничему не научился, запомнив это правило. Человек действительно обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. И задача школы - преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучить их и запомнить. И это надо сделать так, чтобы школьник самостоятельно стремился к поиску знаний, а учитель был лишь его наставником. Это все будет невозможно, если в первую очередь, мы не услышим мнение ребенка о том, как он желает выстроить свои процесс обучения, ведь в каждой счастливой семье, мнение каждого очень важно. Не менее важно понятие и самодисциплина, без нее невозможно добиться результата и стать достойным членом общества. Но все мы по опыту знаем, что дисциплину не наденешь на ребенка, как наручники. Дисциплина - это то, что развивается внутри человека. Прежде всего, ребенок должен понять цели своей работы и почувствовать ответственность перед другими за ее выполнение.

Конечно, можно много говорить о школе, о семье, и о том, как они влияют на формирование у ребенка ценности труда. Но все это бесполезно, если школа и родители ребенка не взаимодействуют между собой, только совместная работа может привести к желаемому результату, а на сегодняшний день, семья и школе взаимодействуют не в полной мере.

Макаренко подчеркивал: "Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги" [1,122].

Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

Совместно с родителями, педагогический коллектив нашей школы пытается использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса. Поэтому одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью целесообразно проводить в школе "Праздник семьи", конкурс "Семья года", соревнования с участием мам и дочерей, отцов и сыновей, организовывать выставки семейных творческих работ. В классах могут проводиться совместные творческие встречи, на которых родители и дети представляют свои семейные увлечения, расскажут о родословной семьи,

своих семейных традициях.

Классный руководитель предусматривает и стимулирует создание семейных клубов, привлекает родителей к организации кружков и других объединений по интересам, приобщает их к совместной деятельности с детьми в коллективах клубного типа.

Педагог проводит целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями, создает ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям.

Этому могут способствовать:
а) поздравления с праздниками, днем рождения (подарки, сюрпризы);
б) сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких;
в) рассказы о профессиях своих родителей;
г) творческие встречи с родителями, рассказывающие об их увлечениях;
д) организация выставок результатов труда родителей.

Ребенка невозможно нацелить на трудовую деятельность, если родители в этом не помогут, уже с раннего возраста дети приучены к труду по самообслуживанию, хозяйственно - бытовому труду, только после этого школа сможет показать для ученика ценность учебного труда. Из этого можно сделать вывод что, ведущая роль в выработке ориентаций и установок учащихся на постоянное самосовершенствование принадлежит семье и школе. Необходимость выработки у обучающихся навыков успешной адаптации к требованиям динамично меняющегося мира побуждает учителей к внедрению разных инноваций в образовательный процесс.

Многие педагоги понимают, что учить старыми методами неэффективно, но новые технологии внедряются медленно, так как требуют использования современных компьютерных программ, отказа от привычных методов воздействия на учащихся и значительных усилий самого учителя по освоению инноваций. Так, например, чтобы использовать проективные технологии, нужно много времени для индивидуальной работы с учащимися. Его при нынешней нагрузке учителя не хватает. Он чаще всего вынужден работать с большой группой учащихся, не имея соответствующего технического оснащения своей поисковой работы, материальных стимулов своего профессионального саморазвития.

К тому же значительная часть учителей находится в том возрасте, когда сложно перестраивать традиционные методики обучения. Срабатывает привычка вести урок по давно освоенной схеме. Учить группу легче, чем каждого ученика, исходя из его индивидуальных особенностей. Многие образовательные программы до сих пор строятся таким образом, что побуждают ученика запоминать материал, а не выяснять самостоятельно смысл его изучения. Происходит тренировка механической памяти, а не выработка навыков образного, логического мышления. В результате отсутствует постоянное побуждение учащихся к самостоятельному поиску тех ценностей, которые станут для них ведущими в последующей взрослой жизни.

Современный мир предлагает разные ценности. Нужно умело выбрать те, которые обеспечивают становление доброжелательных, уважительных отношений человека с окружающими людьми. Молодым людям требуется научиться сочетать личные интересы с общественными. Решение этих задач обеспечивается совместными усилиями семьи и школы. Обостряется проблема повышения эффективного взаимодействия семейного и школьного воспитания, которое должно быть направлено на формирование потребностей подрастающего поколения в постоянном самосовершенствовании во всех видах жизнедеятельности [3, 44].

Воспитание детей - это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач - чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции [5,98].

К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание - это удел школы. Такие родители ошибаются. Семья - это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении.

Воспитание - дело обоюдное и очень важное.


Список литературы.

  1. Безруких М.М, Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей - М. Академия, 2008, с. 122

  2. Гаврилова Е.Б. Психология семьи. Вопросы психологии, - М. Мир, 2002

  3. Макаренко А.С. О воспитании. - М. Полит.литер, 1988, с. 44

  4. Баранов С.П. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для пед. уч-щ.- М.: « Просвещение», 1987

  5. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 2007. с. 98

  6. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993


© 2010-2022