Выступление Формы творческого сотрудничества с семьёй (из опыта работы)

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Формы творческого сотрудничества с семьёй.

(Выступление на районном педагогическом совете «Взаимодействие образовательного учреждения с семьёй как главным партнёром в организации образовательного процесса»)

Игнатьева Н.В. (28.08.2015)

«Мы все родом из детства», «И хорошее, и плохое человек получает из семьи». Эти выражения знакомы каждому.

Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

Семья - та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.

Работа с родителями - неотъемлемая часть системы работы учителя, классного руководителя.

Семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако в то же время семья не всегда может обеспечить в полном объёме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Известный в школе афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме «семья - школа». От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

В психолого-педагогической литературе выделяются следующие основные направления сотрудничества с семьёй:

1. психолого-педагогическое просвещение родителей;

И в большей степени это касается организации деятельности образовательного учреждения с родителями, родительские собрания и психолого-педагогические всеобучи. И, конечно же, это относится к работе учителя, как индивидуальное консультирование, родительское собрание и общая атмосфера взаимодействия семьи и родителей в классе.

2. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

Сегодня это направление в большей степени связано с вовлечением родителей в научную деятельность. По ФГОС научно-исследовательской деятельности учащихся отводится большое значение и научными руководителями, конечно, выступают родители. Мои ученицы

ежегодно принимают участие в школьном, а также в районном фестивале исследовательских и творческих проектов младших школьников «Я познаю мир». Ими были представлены следующие работы: «Когда учиться интересно» и «Моя семья» (в 1 классе), «Тайна имени» (во 2 классе), «Вся правда о шоколаде», «Все любят сказки» и «Кукла-оберег своими руками». (в 3 классе).

3. участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.

Если перечислить формы этого направления, то можно выделить Совет класса, Совет школы.

И в рамках данных направлений я предлагаю рассмотреть следующие формы работы с родителями, которые использую сама.

1. Индивидуальные формы

- Посещение семьи на дому.

Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяла индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе.

- Индивидуальные консультации педагога.

Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Классный руководитель предоставляет родителям возможность рассказать о тех проблемах, с которыми они хотели бы познакомить его в неформальной обстановке. На индивидуальную консультацию родителей можно пригласить по собственной инициативе изучив результаты обучения учащегося, или по рекомендации учителей-предметников. Каждая индивидуальная консультация должна заканчиваться рекомендациями родителям по воспитанию ребенка.

- Индивидуальные собеседования.

Помощь в организации научно-исследовательской деятельности учащихся. И выступление детей на районном Фестивале «Я познаю мир».

- Переписка, или общение по телефону.

В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.

Новое: общение по электронной почте.

2. Групповые формы

- Родительские лектории.

Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.

- Тематические консультации.

Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д.

- Классные детские мероприятия.

В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные мероприятия, которые способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.

Традиционные праздники: «Золотая осень», «Новый год», «8 Марта», «23 февраля», «Дни именинника». Родители помогают мне в организации выставок рисунков, поделок, в проведении разных конкурсов, и, конечно, участвуют сами.

И такие праздники, как «Праздник чая» (мамы и бабушки давали советы по завариванию чая), «Праздник чистоты» (мама - врач рассказывала о личной гигиене), «В гостях у сказки» (бабушка - библиотекарь заинтересовала детей чтением книг) и др.

Наши детские праздники превращаются в своеобразные мини-спектакли. Выявляются способности детей, их привязанности. Подготовительная работа способствует расширению знаний учеников, создает атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии.

Участие родителей в спортивных праздниках, например: «Весёлые старты».

Совместные походы, например: осенний поход к озеру Светлое. Родители организовали игры, конкурсы, приготовление пищи у костра. Дети были очень довольны.

«Литературный клуб семейного чтения». В течение года было проведено 4 встречи («Сказки А.С.Пушкина», «Зимушка-зима», «О творчестве С.В.Михалкова», «Произведения карельских писателей»), на которых родители вместе с детьми читали стихотворения, участвовали в инсценировках, конкурсах.

Совместные выходы в музеи, театры.

3. Коллективные формы

- Научно - практическая родительская конференция - форма сочетания пропаганды педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания.

- Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива.

- Общешкольные родительские собрания.

- "День открытых дверей". Родители могут посетить любые уроки, внеклассные мероприятия. Организовывается школьная выставка, которая отражает результаты работы кружков, труд школьников в мастерских.

- Концерты. Весь учебный год разбит на месячники, которые имеют определенную тематику. Раз в месяц в школе проводятся праздники, концерты общешкольного уровня. Родители привлекаются к проведению школьных детских праздников, воспитательных мероприятий.

- Следует особо выделить такую форму связи школы с семьей, как работа родительского комитета. Он вырабатывает план совместных действий по оказанию помощи семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом отдельных родителей. Комитет помогает в проведении различных внеклассных и оздоровительных мероприятий.

- Наглядная педагогическая агитация позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок, а также непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс. Родители с удовольствием рассматривают работы детей, представленные на выставках.

Поэтому цель работы с родителями - повысить педагогическую культуру родителей, привлечь их к активному участию в учебно-воспитательном процессе, создать дружный, сплоченный коллектив родителей, детей. Только педагогически грамотный родитель способен достойно воспитать своего ребенка. Родители - не просто частые гости в классе, они непосредственные участники воспитательного процесса, первые мои помощники во всех делах. Я убеждена в том, что воспитание духовно богатой, высококультурной и нравственной личности может успешно осуществляться лишь в тесном сотрудничестве с семьей.

Показателем результативности педагогической работы классного руководителя с родителями является хорошее отношение ребенка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел.

Но закончить мне бы хотелось стихотворением о семье (на листочках текст):

Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Я желаю, чтобы наше сотрудничество с семьёй было продуктивным.





Выступление Формы творческого сотрудничества с семьёй (из опыта работы)

© 2010-2022