- Преподавателю
- Классному руководителю
- Я работаю с детством «Контрольная для взрослых»
Я работаю с детством «Контрольная для взрослых»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хисяметдинова О.В. |
Дата | 18.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Кружок «Радость» для детей с ограниченными возможностями.
Педагогическое кредо: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника»
Любая деятельность есть процесс и результат.
Б. Пастернак
Деятельность человека, и в частности ребенка, является фактором развития его личности. Производя какие-либо усилия физического, интеллектуального, духовного плана, человек упражняется в том или ином виде деятельности, развивает свои способности, приобретает опыт и навыки. Однако фактором развития личности ребенка становится не столько совершение трудовых операций, сколько получаемый результат. Именно, осознание личных индивидуальных достижений, оцениваемых как успех, как маленькая победа над самим собой, является стимулом .
Основа профессиональной деятельности любого человека - это ответ самому себе на вопрос: Почему я этим занимаюсь?
Мне очень хочется сделать жизнь детей содержательной, активной, интересной, творческой. Я стремлюсь найти новые пути и приёмы развития индивидуальных творческих способностей детей.
За достаточно большой период своей педагогической работы, я для себя определила несколько очень важных положений.
Я работаю с Детством. И только с ним! С детским миром, который меня окружает, а он ведь совершенно другой, и совершенно не такой как мир взрослых. Принятие ими окружающего мира совершенно иное, совершенно не такое как у их родителей и «взрослых», учителей. И порой непонятно, да и обидно, что взрослые насильно навязывают детям свои взрослые игры. Ведь они же лучше знают, что детям надо!
Пока живёшь в профессии с мыслью «научить», то едва ли научишь при этом можно биться, а результата не будет. Как только эту мысль отпускаешь от себя и принимаешь, что «мы живем, что-то делаем и при этом становимся чуть-чуть лучше (чуть-чуть больше умеем, чуть-чуть больше знаем) - значит, мы растём, и растут наши дети, с которыми мы работаем». Важно понимать, что педагог не для того, чтобы «научить», а чтобы быть с детьми, жить с детьми, чтобы они от этого становились лучше, чтобы они росли, чтобы они взрослели при нашем непосредственном участии, иначе невозможно.
Для меня важно начинать каждое занятие со слов, с одной стороны простых, но вместе с тем приводящих в какой-то трепет, слов, которые должны произноситься в полной тишине: « Здравствуйте! Я очень рада видеть вас! » Иметь возможность разговаривать с детьми. Улыбаться им и получать их улыбки в ответ. Просто быть с ними.
Поскольку для меня первичной основой работы с детьми была все-таки школа, то и смысл слова Учитель к моему пониманию пришел именно оттуда: выращивать Человека, брать его за руку и вести за собой, потому что, Я работаю с Детством:
ГУ «Центр дополнительного образования отдела образования акимата города Аркалык» - это планета детства. Планета особенная неизведанная, планета надежд. Она существует как удивительный островок ярких красок , смеха, радости, среди сложного мира взрослых.
На этой планете есть солнечный материк по развитию творческих способностей и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья - кружок «Радость» созданный на базе семейного клуба «Жануя». Жителей на этом материке 20 человек от 8 до 14 лет.
Основная цель: Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для приобщения ребенка творчеству, поддержка семей воспитывающих их.
Задачи :
-
Помочь каждому ребенку осознать значимость своей личности, избавиться от комплекса одиночества через общение со сверстниками, через занятия творческой деятельностью.
-
Помочь в преодолении страха, неуверенности в общении, застенчивости, через положительные эмоции и впечатления.
-
Создать творческую атмосферу для реализации детьми своих способностей, расширения кругозора.
Направления :
-
Декоративно - прикладное творчество (работа с соленым тестом, природным материалом, бумагой, картоном, салфеткой, воздушными шарами. )
-
Спортивные игры
-
Занятия по ознакомлению с окружающим миром (экскурсии, беседы,)
Содержание деятельности
- Игровые тренинги
- Конкурсные программы
- Театрализованные представления
- Викторины
- Семейные встречи
- Развлекательные программы.
- Выставки
Для многих детей с ограниченными возможностями здоровья, декоративно - прикладное творчество является основным видом деятельности. Вместе с ребятами мы познаем мир , вырабатываем навыки работы с соленым тестом, природным материалом. Развивается фантазия, мышление, формирование активной жизненной позиции через расширение сферы их деятельности: изготовление замечательных подарков гостям и родным, организацию выставок.
Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность. Занятия в кружке помогает ввести ребят в страну воображения, раскрепощают. Ребята обретают веру в свои силы и возможности , учатся общению в процессе творческой деятельности. Очевидно, что занятия в кружке «Радость» своей многомерностью и многоликостью способны помочь ребенку в постижении реальности этого мира, заразив его добром, желанием делиться своими мыслями, развиваться, творя и играя. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей, приучает к организованности, посредством выполнения правил . Мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем во внутриклубных мероприятиях , спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.
Большая роль в формировании творческих способностей обучающихся отводится тренингам, которые способствуют развитию пластических качеств, психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Одной из форм работы клуба является индивидуальные занятия на дому, занятия проводятся с привлечением всей семьи. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому «Я» и условием подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей в себя несколько разделов:
Первый раздел «Адаптация» - когда организм и органы чувств приспосабливаются к окружающим условиям, в частности к новым.
Второй раздел (В стране скрипичного ключа на берегу прекрасных звуков)
Упражнения на развитие слухового внимания, выполнение работ под музыкальное сопровождение.
Третий раздел ((Мастерская чувств)- работа по развитию памяти таких психических процессов: как внимание , восприятие, воображение всего для раскрытия творческих способностей личности.
Четвертый раздел (Дом для чудесных представлений)- творческий процесс нельзя загнать в узкие рамки, он гораздо сложнее и многограннее. Здесь мы экспериментируем, играем, творим, импровизируем.
Пятый раздел (Игровые тренинги) - самый короткий путь эмоционального раскрепощения ,снятие зажатости , художественное воображение через игру.
Результатом такого творчества стало множество поделок, выполненных руками ребят,причём если на первоначальном этапе детям было трудно овладевать способами работы с бумагой, соленым тестом , то потом они принимают участие в выставках, мастер- классах по изготовлению картин в качестве умельцев
Контрольная для детей и взрослых
Настоящий учитель-это не тот,
кто тебя постоянно воспитывает ,
а то , кто помогает тебе
стать самостоятельным.
Взрослые нередко говорят, что дети несамостоятельны ( все им надо разжевать),но при этом не создают для проявления самостоятельности условий, ограничиваясь словами : «Когда же ты станешь самостоятельным». К сожалению дети привыкают слушать , подчинятся, следовать указаниям взрослых, усваивают , что взрослые лучше знают , что им надо.
Существует много методик чтобы проследить , изменятся ли отношение детей к самостоятельности как к ценному для них качеству.
1.Пусть ребята продолжат фразы: «Самостоятельность - это …..»,
«Самостоятельный человек -это…».
2.Предложите детям составить галерею героев сказок, мультипликационных фильмов , которые отличаются своей самостоятельностью.
3.Если бы ты вдруг стал (а) на один день совсем самостоятельным, что бы ты делал(а).
4.Самостоятельный (ая) ли я ? (выявить самооценку ребенка).
5. «Твой выбор». Каждый ученик получает листок со следующим текстом: «Ребята все решать и делать могут»:
-
Самостоятельно;
-
Сами, но советоваться со взрослыми;
-
Только вместе со взрослыми;
-
Под руководством взрослых;
-
Не знаю;
Ребята подчеркивают позицию которую считают правильной.
6. «Ситуация выбора»- представить детям возможность выбора поведения.
7. «Что ты можешь делать сам своими руками» .
Умные, опытные взрослые иногда забывают, что стать самостоятельным нелегко, что только совместные усилия взрослых и детей могут привести к желаемому результату, и именно мы взрослые, должны создать условия успешного воспитания самостоятельности у ребят.
Проявление самостоятельности, пусть частичное ,делает детей уверенными в себе.