- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конституция -основной закон государства
Конституция -основной закон государства
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кашуркина Т.Т. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема «Конституция - основной закон государства»
Цели мероприятия: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
Добрый день всем! В этом году исполняется 22 года со дня принятия Российской Конституции, и наш классный час посвящается этой дате.
Для прослушивания гимна РФ прошу всех встать.
(Звучит Гимн Российской Федерации)
1-й ученик:
Права, свободы человека -
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
Мы честь отчизны охраняем,
Мы все едины, мы - народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.
Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.
У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!
Классный руководитель:
Праздник, посвященный Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!
Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации, политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)
Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам…
А сейчас давайте сделаем экскурс в историю.
2-й ученик:
Первым конституционным проектом, появившимся в России можно назвать «План Государственного преобразования», разработанный в 1809 г. графом Сперанским.
«Русская правда» Пестеля была воистину революционным проектом. Она не только уничтожала крепостное право, но и отменяла самодержавие, учреждая республику.
Программа конституционных преобразований была разработана императором Александром II. Но его идее не суждено было сбыться… 1 марта 1881 года он был убит народовольцами.
Манифест от 6 августа 1905 года учреждал государственную думу и провозглашал избирательные права российских подданных…
Манифест от 17 октября 1905 года провозглашал неотъемлемые гражданские права…
25 октября 1917 года свершилась Октябрьская революция. До лета 1918 года в России действует неписанная конституция - свод основных декретов большевистского государства.
Первая конституция в России была принята 10 июля 1918 года на Пятом Всероссийском съезде Советов.
3-й ученик:
В 1922 году I съезд Советов СССР утвердил Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказье (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 31 января 1924 года Конституция была единогласно принята II съездом Советов.
Конституция 1936 года имеет неофициальное название: «Сталинская конституция». Несмотря на свое название, основным автором конституции был впоследствии репрессированный Николай Бухарин. В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И.В. Сталин. Конституция 1936 года по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства - построение социализма. В ее обсуждении впервые участвовало 75 млн. чел.
Конституция СССР 1977 года. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (КПСС). Несмотря на распад СССР, действовала на территории России до 1993 г. Вошла в историю как «конституция развитого социализма» или «Брежневская конституция».
12 декабря 1993 года. Всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. С 2005 года 12 декабря не является в России выходным днём. День Конституции причислен к памятным датам России.
Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.
4-й ученик:
День Конституции - это день закона,
Права и защиты наших граждан!
Его мы встретим с почестью сегодня,
Для России - день из самых важных!
Поздравляем всех, от мала до велика,
Богатеет пусть и пусть цветет страна!
Конституция людей любых религий
Единит и бережет всегда!
В день Конституции Российской Федерации
Я от души хочу вам пожелать,
Лишь счастья, независимо от нации,
И чаще толерантность проявлять.
В России нашей множество народностей,
Так пусть же между нами будет мир!
Освободиться нужно от условностей,
Чтоб всех нас флаг РФ объединил!
Классный руководитель:
Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека - говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
- Россия - наша страна?
- Да!
- Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
- Да!
- Можно ли человека обращать в рабство?
- Нет!
- Можно ли относиться к человеку жестоко?
- Нет!
- Защищён ли человек законом?
- Да!
- Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
- Да!
- Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
- Нет!
- Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
- Да!
- Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
- Да!
- Может ли человек владеть имуществом?
- Да!
- Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
- Да!
- Можно ли запретить свободный выбор труда?
- Нет!
- Защищает ли закон материнство и младенчество?
- Да!
1 конкурс.
Разминка: блиц - вопросы по Конституции РФ
- Когда отмечается день Конституции? (12 дек. )
- Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)
- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
- Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)
- Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
- Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)
- Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства. )
- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)
2 конкурс.
Раздаются напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах.
-право- система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;
-мораль-совокупность представлений людей о добре и зле;
-демократия- власть народа;
-амнистия- частичное или полное освобождение от наказания ;
-кодекс - единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;
-свидетель-очевидец преступления;
-адвокат-защитник;
-преступление- особо тяжкое противоправное действие;
-закон - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;
-гражданин - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;
-импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;
-суверенитет-независимость.
3 конкурс.
«Определи статью»
-
Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)
-
Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (Грабёж)
-
Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.)
-
Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)
-
Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. (Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.)
-
Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (Вандализм)
-
Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса. (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.)
4 конкурс.
«Вопрос - ответ»
Вопросы.1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).
2.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)
3.На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).
4.Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России? (На герб петровских времен).
5.Где описан государственный герб России и порядок его официального использования? (В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года).
6. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).
7. Чаще всего закон закреплен в виде официального документа, но есть законы, которые соблюдаются всеми, хотя нигде не прописаны. Такая же ситуация - с Конституцией в одной европейской стране. Назовите это государство Западной Европы, в котором нет документа «Конституция»? Великобритания
-
Известно, что бракоразводные процессы в суде идут в закрытом режиме, какое конституционное право охраняется этим механизмом? Неприкосновенность частной жизни
-
Перечислите круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания. Супруг, близкие родственники
Рефлексия.
Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони - свои пожелания.
Заключение.
Кто такой гражданин?
В юридическом смысле «гражданин» - это человек, который обладает правами, свободами и несет определенные обязанности в обществе.
Некрасов говорил: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».
И напоследок хочется сказать,
Что Родина - это как вторая мать.
Ее не выбирают и не губят,
А просто берегут и любят.
Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом будьте патриотами!