Доклад на педагогическом совете по теме «Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад

«Роль классного родительского собрания

во взаимодействии семьи и школы»

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Первого сентября учитель проводит первый урок или классный час со своими воспитанниками, и с этого дня он и родители учеников - единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании.

Многие классики педагогики, размышляя о развитии ребенка, указывали на важность семейного воспитания.

В соответствии с характером влияния родителей на процесс развития детей, классный руководитель должен дифференцированно вести работу с родителями.

Существуют разнообразные формы и методы социально - педагогической работы с семьями. Важнейшей из них является родительское собрание. Одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирования социально значимого родительского коллектива.

Родительские собрания дают возможность мне, как классному руководителю, создать оптимальные условия для общения со всей группой родителей в целом, для сообщения важной информации, совместного обсуждения и решения актуальных проблем.

За 3 года работы с моим классом, темы родительских были самые разнообразные, как правило, я подбирала их согласно возрасту детей и в соответствии с актуальной проблемой данного класса.

Например, в 6 классе мы разговаривали с родителями на такие темы, как «Значение труда в воспитании ребенка», «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня»

Если рассматривать первое собрание, то мы с родителями пришли к выводу, что труд - основа развития и становления человека. И выделили пять основных моментов трудового воспитания:

  1. Родители должны помнить, что ребенок будет жить и трудиться в обществе;

  2. Трудиться можно и по принуждению, но такой труд не приносит радости;

  3. В труде важно взаимоотношение между людьми, умение устанавливать необходимые контакты, взаимодействовать и работать в коллективе;

  4. В труде человек мужает как физически, так и нравственно;

  5. Труд имеет и большое личное значение, ведь все знают, счастливы люди, которые умеют делать своими руками.

Повторяя первые фразы своего доклада, что ребенок совершенствуется только при взаимодействии с родителями и семьей, я взяла очередную тему. Счастлив тот, кто счастлив дома. Счастью и любви учатся в детстве. «Не понимают, не так понимают» - вот отчего становится плохо нашим детям. Дети нуждаются в любви, ласке и понимании.

В 7 классе родительские собрания были посвящены таким темам как «Мотивация обучения учащихся в 7 классе», «Импульсивность подростка» и продолжение темы шестого класса «Родительская любовь и воспитание».

Анализируя мотивы учебы учащихся в 7 классе, необходимо учитывать особенности развития учащихся в подростковом возрасте:

1. потребность во «взрослости» - нежелание считать себя ребенком

2. особая восприимчивость подростка к усвоению норм поведения взрослого человека

3. общая активность, готовность включаться в различные виды деятельности совместно с взрослыми

4. стремление на основе мнения другого человека осознать себя как личность

5. стремление к самостоятельности

6. увеличение широты и разнообразия интересов

7. устойчивость интересов

Следующее собрание посвящено импульсивности подростка. Сначала мы нашли определение слову «импульсивность» - это особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Такой человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все за и против, быстро реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.

Затем родителям была, предложена анкета «оценка импульсивности ребенка» (ответы: да или нет)

1. ребенок всегда находить быстрый ответ, когда его о чем-то спрашивают

2. у него часто меняется настроение

3. многие вещи его раздражают, выводят из себя

4. ему нравится работа, которую можно делать быстро

5. обидчив, но не злопамятен

6. часто чувствует, что ему все надоело

7. быстро не колеблясь, принимает решения

8. может резко отказаться от еды, которую не любит

9. нередко отвлекается во время занятий

10. когда кто-то из детей кричит на него, он тоже кричит в ответ

11. обычно уверен, что справится с заданием

12. может нагрубить родителям

13. временами кажется, что он переполнен энергией

14. любит действовать, но не умеет и не любит рассуждать

15. требует к себе внимания, не хочет ждать

16. в играх не подчиняется общим правилам

17. горячится во время разговора

18. легко забывает поручения старших, легко увлекается игрой

19. любит организовывать и предводительствовать

20. похвала и порицание действую на него сильнее, чем на других

После проведения данного тестирования выявили что, в данном классе уровень импульсивности выше среднего.

И затем сделаны следующие выводы: задача родителей

  • Лишний раз не подвергать своего ребенка воздействию, которое для него наиболее неблагоприятное

  • Ставить задачи перед ребенком более короткие, четкие и конкретные

  • Заранее обсуждать правила поведения в той или иной ситуации

  • Почаще предоставлять ему право выбора

  • И самое главное, сохранять спокойствие при общении с ребенком, ведь ребенка передается ваша тревожность

Следующее собрание имела предварительную подготовку. Дети отвечали на вопросы анкеты «Моя семья»

  1. Меня почти во всем поддерживают

  2. У нас в семье бывают разногласия, даже ссоры

  3. Мне бывает трудно дома

  4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе

  5. Меня во многом ограничивают

  6. Дома всегда считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь

  7. Мне всегда дают карманные деньги

  8. У нас дома бывают мои друзья

  9. Я хочу иметь больше самостоятельности

10.Родители заняты только собой

Следующий этап работы состоял, в том, что дети писали мини-сочинение «Если я был бы мамой (папой), то проявил свою любовь к ребенку так…»

На собрании родители ознакомились с результатами анкетирования, каждый родитель прочитал сочинение своего ребенка.

Затем была работа в группах, во время которого родители писали на лучах солнца писали ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?»

Были использованы следующие варианты:

  • Улыбкой

  • Добротой

  • Я часто обнимаю своего ребенка, зная как это важно для него

  • Доверяю

  • Поддерживаю

И в заключение собрания сделали такие выводы, что нужно помнить, что главным условием целостности семьи и прочности духовных основ, заложенных в детях, является взаимная любовь. Истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех кого любит.

И собрания в 8 классе - мы проводим по темам «Здоровый образ жизни подростка», «Внешность подростка»

Секрет гармонии прост - Здоровый Образ Жизни

  • Поддержание физического здоровья

  • Отсутствие вредных привычек

  • Правильное питание

  • Альтруистическое отношение к людям

  • Радостное ощущение своего существование в этом мире.

Результатом здорового образа жизни является физическое и нравственное здоровье. Здоровый образ жизни - залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.

В конце собрания родителям были предложены основные принципы поддержки подростка:

- Терпение

- Внимание

- Деликатность

- Умение поставить себя на место ребенка

- Гибкая система контроля, не довлеющая, над сознанием ребенка и поддерживающая его

- Ознакомление подростка с научными фактами и сведениями о вреде вредных привычек

Собрание «Внешность подростка» имела подготовительный характер. Дети ответили на вопросы анкеты:

1. В последнее время тебе больше нравится проводить время:

а) в кругу своей семьи;

б) с друзьями;

в) в одиночестве.

2. Изменения твоей внешности, роста, веса тебя больше всего:

а) радуют;

б) огорчают;

в) раздражают и злят.

3. Тебе больше всего хотелось бы быть:

а) умным;

б) красивым;

в) общительным.

4. Если бы ты был в центре внимания благодаря своей внешности, тебя бы это:

а) радовало;

б) огорчало;

в) было бы безразлично.

5. Если бы ты привлекал внимание противоположного пола, то тебя бы это:

а) радовало;

б) огорчало;

в) было бы безразлично.

Родителей ознакомили с результатами анкеты. В итоге родители получили небольшие памятки

Памятка для родителей

1. Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

2. Опасайтесь получения информации вашим ребенком из чужих уст.

3. Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

4. Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь.

5. Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением.

6. В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам со стороны пап.

7. Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

8. Будьте внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

9. Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.

На собрании мы постоянно обсуждаем итоги обучения детей за определенный период, я довожу до сведения родителей результаты наблюдений, сообщаю дальнейшие планы в работе с детьми.

На наших родительских собраниях каждый может свободно высказать свое мнение по проблемам воспитания, поделиться опытом семейного воспитания.

Чтобы привлечь на собрание как можно большее число семей, подготовка к нему ведется заранее вместе с родительским комитетом, учащимися класса.

  1. Заблаговременно родители извещаются о времени проведения и повестке собрания; направляется письменное приглашение родителям.

  2. Чтобы родители не испытывали скованности на собрании, используются различные методы и приемы для создания комфортных условий общения и активного участия всех присутствующих в дискуссии.

  3. Всегда планируется дополнительное время для общения родителей между собой.

4. Я поддерживаю такую точку зрения, что на родительском собрании не должно быть случаев публичного осуждения за неудачи в учебе и нарушения дисциплины. Для таких вопросов лучше использовать индивидуальные беседы.

5.Неотъемлемой частью родительского собрания должна стать теплая, доброжелательная обстановка, атмосфера доверия и взаимоуважения.

© 2010-2022