Классный час на тему: Все мы разные, все мы равные

Для начальной школы проблема толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между ребятами, пришедших из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью. Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание помогло бы решению проблемы воспитания толерантности. Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя иных ценностей, другой логики мышл...
Раздел Классному руководителю
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 56 Кировского района Волгограда»

(МОУ СШ № 56)




Классный час: Все мы разные, все мы равные.


Работу выполнила

Персидская Инна Викторовна,

учитель начальных классов.

Волгоград, 2015.

Пояснительная записка

Актуальность темы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития. «Толерантность это то, что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира», - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, каков он есть, мы не всегда ведём себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень не просто.

Для начальной школы проблема толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между ребятами, пришедших из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью.

Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание помогло бы решению проблемы воспитания толерантности.

Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя иных ценностей, другой логики мышления и форм поведения.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с разных точек зрения: своей собственной и другой.

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста подразумевает:

  • знакомства детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;

  • понимание того, что каждый человек - уникальная личность и уважение различий между людьми;

  • понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.

  • Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Методические приёмы: дидактическая игра; практические действия.

Возраст участников: 8-9 лет - 2 класс.

Форма занятия: классный час.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Цель: воспитание толерантной личности.

Задачи:

Образовательные: совершенствование навыков осознанного, выразительного чтения, познакомить с художественным произведениями по теме, работы со словарём, обучение правилам корректной дискуссии.

Развивающие: развитие речи, внимания, воображения.

Воспитательные: воспитывать гуманные чувства, доброжелательное отношение к окружающему миру;

осознание разницы между тем, что мы видим снаружи и тем, каков человек является на самом деле;

Актуализация чувств, которые возникают у учеников при встрече с непохожими людьми.

Осознание возможности сосуществования разных мнений;

Осознание ценности собственного мнения.

Формирование УУД:

Личностные действия: ценить и принимать базовые человеческие ценности. Самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Средства обучения:

Наглядные: изображение ствола дерева, изображение листиков дерева, раздаточный материал для работы в группах.

Технические: интерактивная доска, музыкальная запись песни Л. Агутина «Не похожий на меня».

Этап занятия


Действия учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап актуализации знаний

- Ребята, я хочу вас хочу пригласить в увлекательное путешествие. Мы живём с вами на одной большой планете. Как называется наша планета?

- Мы с вами земляне. На земле живёт много людей. Все они похожи друг на друга. Как вы думаете, чем похожи все люди на Земле?

- Но и отличаются одни люди от других. Чем?

- По библейской легенде, все люди когда - то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы. Все мы разные. А хорошо это или плохо?

- Послушаем стихотворение, подумайте, о чём мы сегодня будем говорить?





- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

- Попробуйте определить тему и поставить цель перед собой.

- Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идёт война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи и болезней. Эти люди называются беженцы. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь. Чем можно помочь беженцам?

-Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война ещё не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой. Местные жители не смотрели, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи. И это тоже внесло лепту в Победу в такой тяжёлой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага - фашистов. И вот спустя 70 лет ситуация повторяется. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русским. Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы на Земле прекратились войны, террористические акты?



Толстые и худые, высокие и низкие, отличаются цветом кожи, разрезом глаз. В разных местах Земли свой климат, поэтому возникло три расы людей. Они отличаются цветом кожи, формой глаз и типом волос.



Стран много премного

На нашей планете,

И в каждой растут,

Улыбаются дети.

Брюнеты, блондины и русые тоже,

Пускай всевозможного цвета их кожа.

Повсюду улыбки цветут молодые,

Как будто в букете цветы полевые.

На свете живут разноцветные дети

Живут на одной разноцветной планете.

И эта планета на все времена

У всех разноцветных всего лишь одна.

















Ответы детей:

Чуткость, доверие, доброжелательность, снисходительность, доверие, гуманизм.

Личностные УУД: ценить и принимать базовые человеческие ценности .



Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.















Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности.



Этап открытий новых знаний





















Этап закрепления полученных знаний.






















- Все перечисленные вами качества должен развивать в себе каждый человек. Заглянем в словарь иностранных слов (стр.610), найдём пояснение к удивительному слову «толерантность».

- Толерантность в первую очередь проявляется дома. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда видим недостатки других, осуждаем. Кто - то стремится показать силу и проявляет агрессию, нетерпение. Такие люди остаются в одиночестве. Как стать толерантным? Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.

- Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

Рассмотрим ситуации. Сегодня мы работаем в группах, их три. Не забудьте о правилах поведения при работе в группе.

(Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя и высказывают общее решение группы).







- Послушайте мудрую притчу «Ворота сада». Подумайте, чему она нас учит.

Жил - был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».

В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость.

Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».

Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди.

Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут таким как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения - рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».

- Проведём творческую работу. Вырастим наше дерево толерантности. На плакате ствол дерева (на доске), пред вами на столах листики дерева. Пусть наше дерево зазеленеет. Напишите совет или пожелание, что необходимо сделать, чтобы наш класс, страна стали пространством толерантности. Приклейте листики к дереву.

- Прошу каждого из вас назвать хотя бы одно качество толерантной личности, которым бы вы хотели обладать. В каких случаях это качество вам необходимо?

Работа со словарём.

Толерантность(3)- терпимость, снисходительность к кому- либо, чему - либо.









Работа в группах.

1 ситуация. На перемене в игре тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

2 ситуация. Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?

3 ситуация. Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

(Ответы детей).













Ответы детей: контролировать себя, быть терпеливым, уважительно относится к другим…







Ответы детей.

Познавательные УУД:

определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.









Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Регулятивные УУД: самоконтроль.





Коммуникативные УУД: слушать информацию и понимать прочитанное.

Регулятивные УУД: самоконтроль.

Познавательные УУД:

систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.











Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Этап рефлексии.

Цель для учителя: создать условия для самоанализа обучающимися.

Цель для обучающихся: фиксирование нового содержания, изученного на уроке, самооценка.

- Выскажите мысль о себе, продолжив фразу « Теперь я знаю…», «Теперь я могу…»

(В заключении звучит музыкальная запись песни Л. Агутина «Не похожий на меня».

Оценивают результат работы. Обсуждают советы.

Регулятивные УУД:

способность оценивать результаты своей и чужой деятельности,

самоконтроль, самооценка.



Список использованной литературы и ссылки на Интернет - источники:

  1. Аверзаев И. И. О формировании толерантности у учащейся молодежи / И. И. Аверзаев // Воспитание школьников. - 2010. - № 7. - С.64- 66.

  2. Войновская Т. Уважение к другому. Может, стоит потренироваться? / Т. Войновская // Народное образование. - 2009. - № 2 - С. 216

  3. Куценко Е. Пойми меня: Опыт сочувствия / Е. Куценко // Классное руководство и воспитание школьников. - 2010. - № 9

  4. «Первоклассник: адаптация в новой социальной среде» Т.А.Соловьева, Е.И. Рогалёва М., «ВАКО», 2008 г.

  5. Сериков Г.В. Мир различий/ Сборник упражнений для учащихся образовательных школ.

  6. Современный словарь иностранных слов:/ Издательство «Рус.яз».- М.: Рус. яз, 1993.

  7. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/01/03/klassnyy

  8. infourok.ru/material.html?mid=60553


© 2010-2022