Тема по самообразованию. Работа над лирическим стихотворением

Работа над лирическим стихотворением. «Пробудить в детском сердце поэтическое вдохновение - это значит, открыть еще один животворный источник мысли»  В.А. Сухомлинский          Программа начальной школы по литературному чтению предусматривает изучение достаточно большого количества стихотворных произведений различных жанров и авторов. По своим художественным достоинствам и времени создания произведения, помещенные в книги для чтения, не одинаковы. Здесь и поэтические шедевры русских и зарубежных...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа над лирическим стихотворением.

«Пробудить в детском сердце поэтическое вдохновение - это значит, открыть еще один животворный источник мысли»

В.А. Сухомлинский

Программа начальной школы по литературному чтению предусматривает изучение достаточно большого количества стихотворных произведений различных жанров и авторов. По своим художественным достоинствам и времени создания произведения, помещенные в книги для чтения, не одинаковы. Здесь и поэтические шедевры русских и зарубежных поэтов - классиков, и стихотворения известных современных поэтов, и дидактические стихи малоизвестных авторов. Несомненно, что изучение того или иного стихотворного произведения, помимо конкретной педагогической цели, обусловившей его включение в программу начальной школы, в той или иной мере формирует и развивает эстетический вкус детей, обогащает поэтическое видение мира, пробуждает чувства ритма, совершенствует речь. Не будем рассматривать структуру урока чтения. Давайте рассмотрим, как строится процесс работы над лирическим стихотворением. Назовем основные этапы, укажем учебные задачи, перечислим приемы, используемые для решения поставленных задач.

  1. Подготовка учащихся к восприятию стихотворения.

Настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании и воображении образы и картины, близкие к тем, которые находятся в центре изучаемого стихотворения, сообщить некоторые сведения об авторе, пояснить значение слов, без понимания которых восприятие стихотворения будет затруднено.

Для решения этих задач используем беседу с опорой на личные наблюдения и опыт детей, элементы рассказа, а также такие виды искусства как музыка и живопись.

  1. Первичное чтение стихотворения.

Учебная задача: донести до детей содержание и, главное вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Исходя из поставленной задачи, используем:

  • чтение учителем

  • комбинированное чтение

  • прослушивание текста в грамзаписи и др.

Готовясь к выразительному чтению, учитель должен быть требователен к себе: наше чтение должно быть таким, чтобы у детей появился познавательный и эмоциональный интерес к дальнейшей работе с текстом.

Кроме того, чтение учителя - образец выразительного чтения; дети постараются уловить интонацию, а затем скопируют, воспроизведут ее.

  1. Проверка впечатлений возникших у учащихся в результате знакомства с текстом.

На этом этапе необходимо выявить уровень восприятия детьми текста художественного произведения, понять, как они осознали текст в целом, как отнеслись к нему, что уже успели выделить, отметить, а что упустили. Используем: беседу на основе впечатлений. Вопросы могут быть такими:

  • Понравилось Вам стихотворение? Чем?

  • Что особенно запомнилось?

  • Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

  • Как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины и т.д.

  1. Самостоятельная работа с текстом.

  • прочитать не спеша

  • отметить слова и выражения, которые не понятны

  1. Анализ стихотворения призван решить следующие задачи:

а) способствовать пониманию текста

б) углубить, расширить образные представления (видения), возникшие в воображении учащегося при первом знакомстве с текстом.

Проводить анализ стихотворения нужно очень осторожно, ненавязчиво так, чтобы в ходе работы с текстом все возрастало удивление и восхищение детей мастерством поэта, чтобы за каждой строчкой они увидели яркую картину и обрадовались этому открытию. - Какие приемы можно использовать?

  1. Выборочное чтение отдельных строф, строчек, слов по заданию учителя.

/ Например: «Как автор описывает? С чем сравнивает, и т.д. /

Обращаем внимание учащегося на образные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнения.

  1. Беседа - размышление. Используем вопросы:

  • Какое настроение у вас возникло при чтении этих строк?

  • Какие слова помогают создать автору такое настроение?

  • Как вы думаете, почему автор сравнивает?

-Как понимаете смысл выражения ... ?

  • Какие звуки повторяются? Для чего поэт использует этот прием?

  1. Стилистический эксперимент.

Суть этого приема состоит в искусственной замене авторского слова или сочетания слов другим, близким по смыслу словом или сочетанием. Используем, чтобы научить детей вдумчиво относиться к образному языку .стихотворения, испытать эстетическое наслаждение от удачно выбранного автором слова, (например:... дивная пора, диво - чудо, пора где много чудесного.). Но, дивная - более торжественно, оно наполнено высоким звучанием.

  1. Для развития видения, т.е. ярких, образных представлений используем прием иллюстрирование текста.

При чтении лирического стихотворения наиболее образны следующие разновидности:

а) рассматривание готовых иллюстраций

б) словесные иллюстрации

в) музыкальное.

Рассматривание готовых иллюстраций проводится примерно по такому плану:

1) Посмотри можно ли отнести иллюстрацию ко всему стихотворению,, или к какой-то его части?

- Что изобразил художник? Что нарисовал в центре? Вдалеке? Справа? Слева? Опиши картину, используя слова, строки из стихотворения. Какие краски художник выбрал? Какое настроение они создают? И другие.

2) Словесное иллюстрирование это самостоятельная творческая деятельность детей на основе прочитанного. ? Хотели бы вы нарисовать иллюстрацию? Представьте, что вы художники. Расскажите, какую иллюстрацию вы нарисуете.

3) Музыкальное иллюстрирование, подбор звуковых «картин» к стихотворению, используется в трех основных вариантах.

-Послушайте музыкальное произведение. Можно ли его считать иллюстрацией к нашему стихотворению? Почему?

-Из двух музыкальных произведений выбери то, которое более соответствует прочитанному стихотворению.

Представьте себе, что вы композиторы. Какую музыку вы написали бы к этому стихотворению? Какой она будет по характеру, настроению.

  1. Работа над основными компонентами интонации.

  1. Для работы над тембром речи:

Музыкальное иллюстрирование поможет уловить настроение текста, перемены, оттенки настроения, чувств, а также беседа, направленная на обсуждение эмоциональной окрашенности речи при чтении.

  1. Для работы над тембром речи, необходимо сообщить учащимся несколько правил о расстановке пауз:

II - длинная пауза I - короткая пауза

  1. Особенно внимательно следует относиться к межстиховой паузе.

Строка в стихотворении представляет собой интонационно законченное сочетание слов, признаком этой законченности и является специальная пауза, несоблюдение которой ломает ритм стиха.

  1. При постановке логических ударений в тексте ставим перед детьми задачу: попытайтесь найти в каждой стихотворной строке слова и словосочетания, которые будем выделять голосом. При выделении логически ударных слов следует руководствоваться смыслом, содержанием строки.

  2. Выразительное чтение(использовать памятки).

  1. Домашнее задание.

Заучивание наизусть (предложить использовать памятку.)

См. «Начальная школа» № 3, 2005 с. 16-23

«Работа над природной лирикой в начальной школе».





Памятка к работе над лирическим стихотворением



  1. Назови стихотворение и его автора.

  2. Прочитай стихотворение. О чём рассказывает поэт?

  3. Найди незнакомые слова, узнай их смысл в словаре или обратись с вопросом к

тому, кто тебе поможет.

  1. Перечитай ещё раз. Попробуй нарисовать словесные картинки к каждой фразе

стихотворения. Какие слова и выражения помогли тебе в этом?

  1. Какие чувства выражает поэт в стихотворении? (главная мысль стихотворения).

  2. Что вам понравилось в стихотворении?

  3. Поиграй с темпом (быстро, медленно и т д.), с настроением (грустно, весело), с

тембром (грубо, ласково)

  1. Составь партитуру стихотворения и проверь.

  2. Подготовься к выразительному чтению стихотворения.

  3. Выучи стихотворение наизусть.

План работы над лирическим стихотворением



  1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

  2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

  3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

  4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

  5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

  6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

  7. Какие слова употребляются в переносном смысле?

  8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

  9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению? (4, 5, 6,7 - письменно.)


© 2010-2022