Статья Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны все чаще. И если гражданин вы настоящий,

Большой отдачи ждет от вас страна.

В ФГОС второго поколения духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в нашей школе интегрировано в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где урочной и внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Расширение образовательного пространства для реализации образовательной потребности обучающихся происходит через систему внеклассной работы по предметам: предметные декады, олимпиады, тематические праздники, интеллектуальные марафоны, а так же конференции, Ломоносовские чтения, которые стали традицией школы. Приобщение детей к исследовательской деятельности позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одарённых детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности. Такие исследовательские работы учащихся начальных классов презентуются как в школе, так и в конкурсах различного уровня.

Решая образовательные задачи, школа обеспечивает различные виды деятельности в большом спектре внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований ФГОС. Выбор внеурочных форм обоснован запросами родителей и задачами работы образовательного учреждения. Одним из направлений является духовно-нравственное. Главное в программе - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Такой идеал обоснован - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации (ФГОС).

Цель: Создание условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания лежат следующие принципы:

  • Принцип ориентации на идеал.

  • Принцип следования нравственному примеру.

  • Принцип идентификации (персонификации).

  • Принцип диалогического общения.

  • Принцип полисубъектности воспитания.

  • Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Основные направления :

  • Воспитание гражданственности, патриотизма;

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания ;

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Воспитательные результаты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням:

  • Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями.

  • Второй уровень результатов - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.

  • Третий уровень результатов - получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Школа активно сотрудничает с большинством учреждений и организаций посёлка: школа искусств (музыкальное и художественное отделение), детская юношеская спортивная школа, дом культуры, студия «Палитра», пожарная часть, налоговая инспекция, центральная районная больница, ж/д станция, ГИБДД, полиция.

Большое внимание уделяется работе с семьёй: изучение семей будущих первоклассников, посещение опекунских и неблагополучных семей, оказание помощи: «Акция милосердия», санаторно-курортное лечение и оздоровительные лагеря Забайкальского края, пришкольный лагерь «Солнышко».

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования. Родители (законные представители) так же, как и педагог, подают ребёнку пример нравственности.
Собрания, родительские лектории - одна из форм работы с родителями. Тематика различна.

Обозначим новые требования ФГОС к ДНВ, которые проявляются :

  • в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового): для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей;

  • в целостности направления ДНВ (охватывает все направления воспитательного процесса);

  • в системе мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;

  • в просветительской работе среди родителей;

  • в интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

  • ДНВ - сквозная линия всего школьного уклада жизни (проходит через урочную и внеурочную деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнёрства);

  • ДНВ предполагает интеграцию усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений;

  • в интеграции усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений;

  • при планировании любого воспитательного мероприятия необходимо сначала отбирать формы работы, а потом наполнять их содержанием;

  • духовность и нравственность развивают и воспитывают не сами проведённые мероприятия, а испытанные эмоциональные переживания ребёнка, душевные порывы.

Важную роль в системе воспитательной работы ОУ играют школьные традиции, которые необходимо обновить и взять с собой в «новую школу», т.к. каждое мероприятие является ярким эмоциональным переживанием. Наше образовательное учреждение имеет свои традиции: День знаний; праздники: «Посвящение в первоклассники и 5кл», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Алло, мы ищем таланты!», «Лучше всех на свете - мамочка моя!»; спортивные соревнования, смотр песни и строя, походы, акции милосердия, урок мужества и др.

Формирование базовых ценностей школьников происходит и через реализацию следующих социальных проектов:

  • проект взаимодействия с пожилыми людьми дома-интерната;

  • проведение экологических проектов и мероприятий по очистке территории школы и посёлка;

  • «Встречи с интересными людьми» - проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий как средство воспитания учащихся на личных примерах;

  • «Школьный дворик» - проект предполагает реализацию программы по благоустройству школьного двора: озеленение, уборка, оформление клумб;

  • программы посещения музеев, концертных программ школы искусств, выставок художественной школы и т.д.

Таким образом, основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые ценности (патриотизм, гражданственность, человечность, семья, искусство, природа и т.д.). Они должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. Иными словами, необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности. Для реализации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьёй, общественных объединений, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации.

Новая российская школа должна стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

«Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать

тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том,

что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печётся

и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».
(В.А. Сухомлинский)



© 2010-2022