Педагогический проект Доброта детских сердец

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Актуальность

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. На сегодняшний день у большинства людей материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Большую часть своей школьной жизни дети проводят в учебном заведении. Поэтому в школе каждый педагог призван творить культуру любви, созерцания, добрые мысли, добрые слова, добрые поступки во имя людей, ведь только совершая добро для других людей, человек становится самим собой - в этом и заключается истинное содержание образования. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе общего образования.

На сегодняшний день в школах формы внеклассной работы - это широкий спектр самых различных мероприятий. Главной формой внеклассной работы является классный час. В суматохе ежедневных забот, уроков, в потоке общешкольных дел у классного часа может быть своя, очень важная роль - духовно-нравственное воспитание школьников. Классный час по духовно-нравственному воспитанию - это время совместного поиска истины, смысла существования, извлечение урока, который станет стержнем поведения маленького человека во взрослой жизни.

Что же такое духовно-нравственное воспитание? Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: нравственность - это умение различать добро и зло, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие); духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему миру: во имя чего человек живет, творит добро, совершает добрые поступки.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных качеств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

- нравственного поведения (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, мировоззрение, гражданскую и нравственную позиции и благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

В младшем возрасте, когда душа ребенка очень податлива к эмоциональным воздействиям, педагог раскрывает перед ним общечеловеческие нормы нравственности, учит его азбуке морали:

1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным.

5. Будь неравнодушен к злу.

В младшем школьном возрасте необходимо целенаправленное развитие у ребенка проявлений духовности, а точнее - светлой его стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что определяет смысл жизни как непрерывное духовно-нравственное совершенствование.

Самое главное - научить ребёнка видеть и чувствовать, понимать и переживать всем сердцем, что он живёт среди людей.

Я считаю, детство - это школа сердечности. Радость творения добра ради других людей трогает, волнует, радует детское сердце. Ребёнок, испытывающий потребность делать добро, становится очень зорким, внимательным, восприимчивым, чутким к окружающему миру, к людям, к поступкам, событиям, взаимоотношениям между людьми.

Я работаю учителем начальных классов уже более 10 лет и считаю, что настала пора пересмотреть темпы нашей воспитательной работы, сделать её более тонкой, научиться точно рассчитывать время, необходимое для созревания каждого педагогического плода из каждого посеянного в душе ребёнка семени. Так мною был создан Проект «Доброта детских сердец».

Целью Проекта является развитие личности школьника на основе приобщение его к нравственным и духовным ценностям национальной культуры.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  1. Научить различать добро и зло, научить любить добро и творить добро.

  2. Научить осмысливать и анализировать нравственный опыт собственных поступков, поступков своих сверстников и одноклассников, уметь признавать свои ошибки, учиться прощать и быть прощенным.

  3. Корректировать безнравственные проявления в стремлениях, действиях и поступках ребенка.

  4. Научить детей бескорыстно заботиться о близких и далёких людях, нуждающихся в помощи, умению сопереживать им в несчастье и радоваться благополучию.

  5. Формировать восприимчивость к чувствам других людей, потребность в выражении чувств сострадания, жалость, человеколюбие, нетерпимость к проявлениям унижения, оскорбления.

Этапы реализации задач:

  • Первый этап работы (диагностика) - уточнение представлений детей о доброте, уважении, понимании.

  • Второй этап (теоретическая подготовка) - изучение и подбор литературы, создание проекта.

  • Третий этап (практическая реализация) - расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о доброте, милосердии, сопереживания через занятия, беседы с детьми, через чтение художественной литературы, игры-драматизации, наблюдения, создание и обыгрывание жизненных ситуаций.

  • Четвёртый этап (результаты практической деятельности) - выставки детских рисунков, поделок.

Участники проекта: учитель, дети, родители.

Место проведения: классная комната, школьный музей, школьная библиотека.

Вид проекта: практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на социальные интересы самих участников проекта.

По типу предметно-содержательной области Проект представляет собой межпредметный проект, так как является объемным, продолжительным, общешкольным проектом, предполагающим осуществление межпредметных связей, планирующим решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.

По характеру контактов представляет собой внутренний проект, так как организуется в пределах образовательного пространства одной школы.

По продолжительности проведения является проектом долгосрочным, так как срок его реализации составляет 4 года.

Функции проекта: многофункционный, образовательный, практический, информационный.

Классный час по духовно-нравственному воспитанию я провожу в доброжелательной атмосфере, без назиданий, устрашений. Учащиеся не должны бояться говорить о своих проблемах и неудачах, победах и поражениях.

Основной принцип, на который я ориентируюсь при проведении классных часов по духовно-нравственному воспитанию - построение жизни, развитие личности на основе правила - «Уклонись от зла и сотвори благо». Помимо этого принципа реализуются следующие:

  • принцип природосообразности - воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека, соответствовать его полу и возрасту.

  • принцип сотрудничества - воспитание должно строиться в атмосфере дружбы, доверии к миру, где ребенок чувствует себя нужным, тогда ребенок учится находить в этом мире любовь, учится верить в людей.

  • принцип культуросообразности - воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.

  • принципы организации занятий - наглядность, сознательность и активность, доступность, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения.

В проекте используются следующие виды детской деятельности:

  • игровая;

  • коммуникативная;

  • трудовая;

  • познавательно-исследовательская;

  • продуктивная;

  • музыкально-художественная;

  • чтение.

Проект реализуется по двум направлениям:

  1. совместная деятельность с детьми,

  2. взаимодействие с родителями.

Совместная деятельность с детьми включает 4 блока.

Каждый блок содержит 3 классных часа, проводимые 1 раз в триместр.

1 блок. 1 класс

  1. «Дружба начинается с улыбки»

  2. «Что такое хорошо и что такое плохо»

  3. «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

2 блок. 2 класс

  1. «Добро и Зло вокруг нас»

  2. «От улыбки хмурый день светлей»

  3. «Тепло родного дома»

3 блок. 3 класс

  1. «Учение и труд всё перетрут»

  2. «Я могу волшебником быть»

  3. «О заботливом отношении к людям»

4 блок. 4 класс

  1. «Сопереживать товарищам в радости и горе»

  2. «Будь нетерпимым к грубости и черствости, не будь равнодушным»

  3. «Бабушка и внуки»

В реализации Проекта большое значение имеет взаимодействие с родителями учащихся. Я уверена, что моя работа с родителями по возможности должна быть схожей с работой, проводимой мной с детьми, ведь интересы, поступки, чувства тех и других должны быть одинаковы. Этот союза: учитель - родители - ребенок, направлен, главным образом, на благополучие и гармоничное развитие ребенка.

Совместно с родителями учащихся проводятся выставки рисунков, праздники, игры.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться при реализации данного Проекта, заключается в формирование доброго, позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, создание жизнеутверждающей, активной картины мира, усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру. Усвоение ребенком этих ценностей и формирование доброго отношения к окружающему миру я наблюдаю через организацию выставок детских рисунков, поделок, тематических недель, праздников, игр, совместных детско-родительских мероприятий.




План реализации Проекта

(содержание Проекта)

Тема классного часа

Задачи классного часа

Содержание

Результаты практической деятельности


1 класс

«Дружба начинается с улыбки»


  1. Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в коллективе.

  2. Воспитывать нравственные ценности, уважение мальчиков к девочкам, девочек к мальчикам, детей к взрослым.

Учащиеся знакомятся с понятиями «дружба», «взаимовыручка», «взаимопонимание» с помощью жизненных ситуаций в игровой форме, с использованием песен, пословиц о дружбе. Учитель говорит о необходимости взаимовыручки, взаимопонимании, дружбе между людьми.

Индивидуальная работа по изготовлению подарка другу.


«Что такое хорошо и что такое плохо»

  1. Развивать представлений учащихся о добре и зле.

  2. Воспитать стремления совершать добрые дела.

  3. Формировать умение налаживать контакт с окружающими.

  4. Воспитывать положительные черты характера: доброту, терпение, вежливость.

Учащиеся знакомятся с понятиями «хорошо - добро» и «плохо - зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни с использованием литературных произведений. Дети учатся выявлять, какие качества человека - хорошие или плохие, показаны в стихотворении С. Я. Маршака «Хорошие приятели» и в рассказе В. Осеевой «Просто старушка». Совместно с учителем дети анализируют свои собственные поступки (какие они хорошие или плохие), какие чувства испытывает человек при совершении хороших и плохих поступков.

Выставки рисунков «Что такое хорошо и что такое плохо?»


«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».


  1. Научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их.

  2. Воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

В ходе этого классного часа дети делают вывод о том, что в каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Выставки творческих работ детей «Доброта глазами детей»


2 класс

«Добро и Зло вокруг нас»


  1. Формирование представлений у младших школьников о многогранности и сложности бытия, о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за содеянное.

  2. Развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

  3. Освоение содержания заповедей христианской морали.

Чтение и обсуждение стихотворений Ю. Друниной «Стираются лица и даты…», С. Куняева «Добро должно быть с кулаками». При анализе данных произведений дети учатся различать Добро и Зло: Добро - то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души. Зло - то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

Создание творческой коллективной работы «Ладошки доброты»

«От улыбки хмурый день светлей»


  1. Воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту.

  2. Научить детей улыбке и смеху, их своевременности.

Детям вводится понятие «улыбка», «смех». Дети приводят примеры, когда улыбка помогала им преодолеть трудности и в каких ситуациях. По итогам данного классного часа учащиеся высказывают мнение о необходимости доброжелательного отношения людей друг к другу, о значении улыбки в жизни человека. В любом месте и улыбка, и смех должны быть уместны.

Выставки рисунков «Моя улыбка».

«Тепло родного дома»


  1. Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят.

  2. Показать значение семьи, домашнего тепла.

  3. Развивать интерес к истории своей семьи.

  4. Учить доброму отношению к своим близким.

  5. Воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родным, желание заботиться о близких людях.

В ходе классного часа дети осознают, что к каждого человека есть свой дом, место, где он родился, сделал свои первые шаги, произнёс первые слова. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он всегда притягивает нас своим теплом.

Дети составляют правила жизни в семье. Жить так, чтобы в семье было всё хорошо.

Проведение совместной детско-родительской игры «Я и моя интеллектуальная семья»


3 класс


«Учение и труд всё перетрут»


  1. Воспитать любовь к труду, уважение к книге, к природе, к окружающим людям.

  2. Развивать у учащихся духовно-нравственные качества и гражданскую позицию.

Данный классный час посвящен пословицам о труде, учебе, дружбе, счастье. На классном часе дети с учителем читают и обсуждают отрывок из рассказа Н.Богданова «След человека», прослушивают аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь». В ходе занятия учитель подводит детей к мысли, что пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает, пословица является постоянным спутником жизни человека.

Проведение игры «Неделя добрых дел»

«Я могу волшебником быть»


  1. Помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей.

  2. Воспитывать у учащихся нравственные нормы поведения в обществе, общения друг с другом.

Классный час проходит в форме беседы с использованием игровых ситуаций. Дети погружаются в мир сказок, где становятся добрыми волшебниками. Учитель помогает детям понять, что не только в сказке, но и в реальной жизни можно быть волшебником, творить добро. Добрый волшебник находится внутри каждого из нас.

Проведение показа костюмов, изготовленных своими руками «Я добрый сказочный герой».


«О заботливом отношении к людям»


  1. Воспитывать у детей ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, скромность.

  2. Привить детям этические качества личности и нормы поведения в обществе.

В ходе классного часа через чтение рассказов учащиеся вместе с учителем делают выводы о том, что нужно быть добрым, вежливым, внимательным к другим людям, оказывать уважение к старшим. Людям, попавшим в беду не бояться предложить помощь. Не мешать окружающим тебя людям работать и отдыхать. Нужно быть терпимым к другим людям.

Выставка рисунков и сочинений «Забота бывает разной»

4 класс

«Сопереживать товарищам в радости и горе»


  1. Воспитывать чувство сопереживания товарищам в их бедах, умение разделить с ними радость.

  2. Привить такие качества личности, как доброту, сострадание, соучастие.

В ходе классного часа дети анализируют понятия «друг», «дружба», «взаимопонимание». Чтение и обсуждение рассказа В.Крапивина «Товарищи»: в любой ситуации человек должен бороться с завистью, черствостью, бездушием, бессердечностью и недопускать проявление этих качеств. Совместное составление «Законов дружбы».

Выставка рисунков «Мой друг»

«Будь нетерпимым к грубости и черствости, не будь равнодушным»

  1. Научить осмысливать и анализировать нравственный опыт собственных поступков и поступков своих сверстников

  2. Привить учащимся нормы нравственного поведения.

  3. Воспитать активную жизненную позицию, единство слова и дела.

Дети размышляют о недопустимости скрытия ошибок в своем поведении и поведении его товарищей; умение сказать товарищу правду, дать справедливую оценку его неправильным (безнравственным) поступкам.

Чтение и рассказа Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома», обсуждение поведения литературного героя.

Проведение игры «Неделя правды и справедливости».


«Бабушка и внуки»


  1. Прививать уважение к пожилым людям, нравственные нормы поведения с людьми пожилого возраста.

  2. Воспитать чуткость, уважение, внимательное отношение к пожилым людям.

Чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Бабка», стихотворения Л.Квитко «Бабушкины руки». Разыгрывание жизненных ситуаций: отношение к бабушкам и дедушкам. Учитель напоминает детям, что младшие должны с уважением относиться к старшим, заботиться о пожилых людях, в любых жизненных ситуациях проявлять к ним сочувствие, сострадание.

Творческая работа - изготовление салфетки для бабушки.



Итоговая диагностика. Создание фотоколлажа «Я творю добро».


Список литературы

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71

2. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988- 354с.

3. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68

4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.

5. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя:1-4 классы /Под ред. И.С.Артюховой. - М.:ВАКО, 2007. - 272с.

6. Дик Н.Ф. Классные часы в 3 - 4 классах (Серия «Сердце отдаю детям»). Изд. 2-е. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.- 416с.

7. Матвеева Л. И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева-Ленинград, 1989 -265с.

8. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов - М.: Владос, 2000; - 436с.

9. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой - М.: Педагогика, 1979- 461с.

10. Янушкявичене О.Л. Духовное воспитание: история и современность. - М.: ПРО-ПРЕСС», 2009. - 179с.



© 2010-2022