ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИНЦИПОВ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ЭТНОПЕДАГОГИКИ

Цель данной  работы рассмотреть взаимосвязь принципов развивающего обучения и этнопедагогики как науки в образовательном процессе. Начнем с элементов этнопедагогики и ее принципов. Этнопедагогика —это наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК Кудрявцева Анна Андреевна

Студент группы ЗМНО - 14, РВУЗ «КИПУ»

Адрес : [email protected]

Научный руководитель: Асанова З. Р. ,

к. пед. и. н. , доцент РВУЗ «КИПУ»


ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИНЦИПОВ

РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ЭТНОПЕДАГОГИКИ.


Цель данной работы рассмотреть взаимосвязь принципов развивающего обучения и этнопедагогики как науки в образовательном процессе. Начнем с элементов этнопедагогики и ее принципов.

Этнопедагогика -это наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на естественно развивающемся соединении народных традиций.

К основным принципам этнопедагогики относятся:

  • принцип культуросообразности, согласно которому образование соотносится с многоаспектностью разных культур, направленностью образовательных процессов на отражение и воспроизведение мировых общечеловеческих и этнических (национальных) культурных ценностей в их взаимосвязи;

  • принцип интегративности. требующий построения этнопедагогики как развивающейся системы научно-педагогических, культурологических знаний, имеющей многообразные связи с основными курсами педагогики и практической педагогической деятельностью;

  • принцип практико-ориентированности, предполагающий отбор содержания, направленного на решение практических педагогических задач средствами этнопедагогики; учет актуальных образовательных потребностей тех, кто включен в процесс освоения содержания данного курса, и формирование у них практических умений целесообразного использования методов этнопедагогики;

  • принцип субъектности, согласно которому содержание курса максимально содействует развитию у обучающихся субъектной позиции, предполагающей готовность нести ответственность за собственный выбор, самостоятельность, творчество и инициативность в решении образовательных и педагогических задач в условиях полиэтнического состава учащихся.

Что же касается развивающего обучения, которое является одной из новых тенденций обучения в мире. Которое заключается в ориентации учебного процесса на потенциал возможности человека и на их реализацию. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и др.

Мы рассмотрим развивающее обучение на примере работ Л. В. Заинкова. В его системе развивающего обучения заложены следующие принципы:

  • принцип обучения на высоком уровне трудности. Его реализация предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений (содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении);

  • принцип ведущей роли теоретических знаний, согласно которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков (содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия);

  • принцип осознания школьниками собственного учения. Он направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения (содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции);

  • принцип работы над развитием всех учащихся. Согласно ему, должны быть учтены индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо «развитие есть следствие обучения» (содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного процесса).

В итоге приходим к таким выводам, что в системе Л. В. Занкова поставлена задача - дать общую картину мира на основе наук, литературы, искусства. Что отвечает первому принципу этнопедагогики культуросообразности, и взаимосвязи с мировыми и этническими культурными ценностями. В тоже время второй принцип этнопедагогики итегративность, нашел отклик в научно - педагогических связях, особенно в межпредметных. На что указывает второй принцип в системе Л. В. Занкова. Что же касается третьего принципа этнопедагогики принцип практико-ориентированности взаимосвязан с принципами развивающего обучения напрямую, т.е. основан на применение знаний и умений на практике ориентируясь на какую-либо поставленную задачу. Последний принцип этнопедагогики субъектность, тесно переплетается с последним принципом развивающего обучения и направлен на личность субъекта (одного учащегося), чтоб раскрыть его таланты и выявить его индивидуальность.

Исследования по данной работе таковы, что принципы развивающего обучения и этнопедагогики тесно переплетаются и находят отражения в каждом из представленных выше примеров. Которые были рассмотрены и применяются практически, в ходе обучающего процесса.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. - 3-е изд., дополн. - М.: Дом педагогики, 1999.

  2. Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. Этнопедагогика. - 2-е изд. - М. : Изд. Центр «Академия», 2008.

ИСТОЧНИКИ

  1. Российская педагогическая энциклопедия/Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1993.

  2. Нездемновская Г. В. Зарождение и развитие этнопедагогика // «Психология и педагогика» , 11 мая 2009.


© 2010-2022