Литературная гостиная В гостях у Пушкина

Литературная гостиная может открыть свои двери для учащихся начальных классов. Эпиграфом взяты слова Павла Антокольского. Это имя знакомое с детства- Вместе с грамотой впаяно в речь Надо заново в имя вглядеться, Чтобы заново знать и беречь.Цель: Научить детей осознанно воспринимать содержание произведений А. С. Пушкина.Развивать в юном читателе творческую фантазию. Воспитывать трепетное отношение к пушкинской поэзии.Бо...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературная гостиная


«В гостях у Пушкина».


Цель: Научить детей осознанно воспринимать содержание произведений А. С. Пушкина.

Развивать в юном читателе творческую фантазию.

Воспитывать трепетное отношение к пушкинской поэзии.

Оборудование:

  1. Выставка книг поэта.

  2. Выставка детских рисунков к произведениям А. С. Пушкина.

  3. Иллюстрации.

  4. Словарь.

  5. Запись на доске с эпиграфом.

6.Книги:

  • Московская изобразительная Пушкиниана.

Государственный музей А. С. Пушкина.

  • Литературные ме6ста России. М.»Советская Россия», 1987

  • С. С. Гейченко «под пологом леса». Москва,ДЛ., 1987

  • Семен Гейченко «Завет внуку». Москва, ДЛ, 1986

  • А.Пьянов «Под голубыми небесами». Москва, ДЛ, 1986

Ход урока

  1. оргмомент

  2. Целевая установка:

- Прочитайте строки П. Антокольского

Это имя знакомое с детства-

Вместе с грамотой впаяно в речь

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново знать и беречь.

П. Антокольский

III. Сообщение новых знаний

  1. Слово учителя

Сегодня наша литературная гостиная открыла двери и посвящает свою работу творчеству А. С. Пушкина.

… на исходе тусклого зимнего дня 1837 года в окрестностях Санкт-Петербурга был смертельно ранен на дуэли А. С. Пушкин. Прожив два дня в тяжелых страданиях, он скончался. Место, где все это произошло, называлось Черной речкой (показ иллюстрации).

Более 170 лет прошло со дня гибели Пушкина. Много воды утекло за эти годы. Но имя Пушкина не потеряло своей значимости. Мы встречались с произведениями Пушкина в раннем детстве, когда еще сами не умели читать, а нам читали: « У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…», «Три девицы под окном», или «Негде в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…».

Ежегодно, в день гибели поэта проводятся Пушкинские чтения. В России

нет такого города, где бы не было увековечено имя А. С. Пушкина. Его именем названы улицы, площади, музеи, школы, библиотеки, выставочные залы. В городах, связанных с биографией Пушкина, воздвигнуты памятники, скульптуры этому великому русскому поэту.

(показ памятников)

  • В Москве, скульптор Опекушин, 1857г.

  • В Санкт- Петербурге, скульптор Аник4ушин, 1957г.

  • В Твери, скульптор Комов, 1974г.

  • В парке г. Пушкино, там, где учился в лицее Пушкин

А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве (в этом доме сейчас находится музей А. С. Пушкина). Учиться маленького Сашу отправили в лицей Царское Село (показ иллюстрации). В лицее была строгая дисциплина, воспитанников очень редко выпускали за стены лицея, приезд родителей был нечастым. Там Александр обрел добрых и верных друзей. Но, пожалуй, единственным преданным другом на всю жизнь осталась его няня - Арина Родионовна.


  1. Стихотворение «У домика няни»

  2. Арина Родионовна Яковлева была крепостной крестьянкой. В год рождения Пушкина отказалась от предложенной ей вольной, осталась у Пушкиных, вынянчила всех детей. Она славилась памятью на старинные сказания и народные мудрости. Именно она прививала будущему поэту любовь к природе, к народным песням и сказкам. Ей он посвятил свои стихотворения:

  3. «Няне»

  4. «Зимний вечер»

  5. И. Уткин «Михайловское»

  6. Слово учителя

«Заочная экскурсия по пушкинским местам».

Навсегда в памяти поэта останутся села Берново, Малинники, Старица, Михайловское.

Ест в окрестностях Верхневолжья маленькая речушка Тьма, о существовании которой знают только местные жители, а стихи, посвященные ей, знают многие.

  1. Стихотворение «Зимнее утро»


  1. слово учителя (продолжение)

стихи написаны на берегах Тьмы. Негромко шумит она под крутым каменистым берегом, и ее прозрачная вода вдруг уходит в темно-зеленую глубину. (показ иллюстрации)

Над рекой поднимаются вековые деревья. Правый берег мрачный, таинственный. Левый - низкий, веселый, солнечный. Тьма протекает мимо Бернова, Павловского, Малинников. Парки в этих имениях были разбиты так, что тропинки сбегали прямо к реке. Пушкин любил гулять берегами Тьмы.

И, продолжая зимнюю тему, давайте вспомним стихи, которые рассказывают нам об этом прекрасном времени года.

  • «Вот север тучи нагоняя»

  • «Зима! Крестьянин торжествуя…»

  • «Зимняя дорога»

  • «Опрятней модного паркета»

  • «В тот год осенняя погода»

  1. Беседа

- Какая картина в этих стихах вам понравилась больше всего,

- Как поэт называет зиму? Какие чудеса она творит?

- Подумайте, какое чувство рождается у нас, когда мы видим, как преобразилась зима от первого снега?

- Какое из прочитанных вами стихотворений более всего соответствует пословице: «В осеннее ненастье семь погод во дворе: сеет, веет, кружит, лужит и рвет, и льет, и метет»? объясни, почему так думаешь?(стихотворение «Зимнее утро» )

11. Слово учителя

Среди всех времен года Пушкину наиболее любимой была осень. Мы сейчас послушаем стихотворения, посвященные осени, а вы послушайте и ответьте на вопрос:

- Какие чувства и настроения вызывает у Пушкина это время года?

12. Чтение стихов учащимися

  • «Уж небо осенью дышало»

  • «Унылая пора»

  • «Октябрь уж наступил»

13. Беседа:

- как вы думаете, почему поэт, говоря об одной и той же осенней поре, употребляет такие слова и выражения: «Осень - унылая пора», «очей очарованье», «пышное природы увяданье»?

- Как вы представляете себе выражения: «Уж небо осенью дышало», «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась», «Гусей крикливых караван тянулся к югу»?

14. Слово учителя

Поэт родился в Москве, но несколько лет прожил в Санкт- Петербурге, полюбил этот город и посвятил ему свои стихи.

15. чтение стихотворения «Люблю тебя, Петра творенье»

16. Словарная работа.

«Петра творенье»- на пустынном, заболоченном берегу Невы Петр I основал в 1703 г. Город Санкт - Петербург (в 1914 - 1924 Петербург, 1914- 1924гг. Ленинград ), который в 1712 - 1918 годах был столицей России, это один из красивейших городов мира.

«Прозрачный сумрак, блеск безлунный» - в Петербурге, как и вообще на севере, летом не бывает темно ночью, так как солнце не опускается низко за горизонт, стоят так называемые «белые ночи».

«Адмиралтейская игла» - золоченый шпиль на здании Адмиралтейства (бывшее морское министерство) в Санкт - Петербурге, построенном в 1806-1823 годах архитектором Захаровым А. Д.

IV. Итоги урока

- О чем заставляют нас задумываться стихи Пушкина?

- Какое у вас настроение было сегодня? Почему?

Учитель читает стихотворение А. Титова

Поет листва. Синеет лето.

Зря в полнеба занялась.

Мечта великого поэта

Пророчески - сбылась.

С любовью, как к родному дому,

Со всех концов, со всех широт

К нему идут, словно к живому

Народы мира круглый год.

И молодеет год от года

Земля, что полита слезой,

И им воспетая природа сияет вечною красой.

И нежно Сороть голубеет,

И льну не миновать снопа,

Не зарастет, не оскудеет

Сюда народная тропа.


© 2010-2022