- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа психолого -педагогического просвещения родителей Родительский всеобуч
Программа психолого -педагогического просвещения родителей Родительский всеобуч
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Затравкина Т.В. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Для того чтобы ребенок вырос хорошим человеком, здоровой культурной личностью, необходимо наладить отношения между учителями и родителями. Именно родители должны стать помощниками педагогов, заинтересованными участниками педагогического процесса, коллегами в едином деле воспитания. Целенаправленная и систематическая работа с родителями - важное условие успешной деятельности школы. Одной из причин ущербности семейного воспитания, конфликтов между родителями и детьми является низкая педагогическая и психологическая культура родителей. Ведь воспитание - творчество взрослых, в основе которого лежит наука - возрастная и психология. Муж и жена - основатели семьи. Они ответственны за все, что в ней происходит, супружеские отношения носят конфликтный характер или скрыто разрушаются, одновременно исчезают педагогически целесообразные контакты родителей и детей. Если нет взаимопонимания между мужем и женой, нет его и с детьми. Реальность сейчас такова, что нам, педагогам, необходимо вести систематическую работу по повышению уровня родительской культуры настоящих и будущих родителей. В.А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей»
Школа проникает в семью, вооружая ее психолого-педагогическим знаниями, помогая преодолевать конфликты «отцов и детей», школьного коллектива. Эффективность занятий родительского всеобуча повышают социологические исследования, диагностика, анкетирование, тестирование, составление социального паспорта семьи, использование нетрадиционных форм в работе с родителями. Ведь сегодня как никогда следует помнить о национальных традициях в воспитании детей. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. Не все родители, конечно, откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.
В школе наработан определенный опыт организации психолого-педагогического просвещения родителей: регулярно проводятся родительские собрания, общешкольные родительские конференции, вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом, декада Семьи.
Психолого-педагогическое просвещение в школе осуществляется, в основном, классными руководителями. Опыт психолого-педагогического просвещения родителей обобщался во время конкурса «Работа ОУ с семьями учащихся».
При имеющемся положительном опыте организации психолого-педагогического просвещения родителей мы видим сегодня ряд проблем в осуществлении этой деятельности и ее результативности.
Во-первых, снижается число родителей, посещающих родительские собрания от 70 % в начальной школе до 30% в старшем звене.
Во-вторых, в последние годы наблюдается усиление «расслоения» родителей: постепенный рост числа неблагополучных семей (в результате чего можно говорить о более низком уровне общего образования и воспитательной культуры родителей) при увеличении числа родителей с хорошими постоянными доходами, высшим и средним специальным образованием и, соответственно, серьезными запросами на качественное психолого-педагогическое просвещение.
В-третьих, чаще, чем раньше, на родительских собраниях вместо пап и мам присутствуют бабушки и дедушки, даже братья и сестры, чьи ценности мало адаптированы к изменившимся социальным условиям. В результате этого они, с одной стороны, не являются для детей авторитетными воспитателями, а с другой - не принимают психолого-педагогическую информацию, расходящуюся с их установками.
Педагогами затрачивается немало усилий на просвещение родителей, но при происходящих изменениях условий в социуме характер просветительской деятельности мало изменяется: система ценностей в обществе изменилась значительно, а мы (педагоги) ведем работу на основе старой системы, используя старые методы и формы, последствием чего является рост недоверия родителей к системе просвещения.
За рамками педагогических усилий оказывается группа молодежи, являющаяся потенциальными или очень молодыми родителями, чьи дети не посещают образовательных учреждений, где проводится просветительская работа. А мы знаем, что «воспитывать надо, пока поперек лавки лежит».
В психолого - педагогическом просвещении необходимо вести:
-учет разнообразия образовательного, культурного уровня родителей и использование в связи с этим соответствующих разнообразных форм и средств работы с родителями (индивидуальные и групповые беседы, уроки, игры, тренинги, практикумы, акции, конференции, диспуты и т.п.);
-использование всех возможностей (не только школьных) педагогического воздействия на потенциальных и очень молодых родителей (через Совет молодежи при Администрации, клуб молодой семьи, возможности врачебной практикии т.д.);
-изменение технологий работы, учитывающих современные «языки» общения и получения информации: видео, компьютер и т.п.;
-смещение акцентов в психолого-педагогическом просвещении с информирования (приобретения знаний) на создание условий для формирования и развития воспитательных компетенций, навыков конструктивного общения с детьми, необходимых для оптимизации детско-родительских отношений;
-отбор содержания просветительской работы на основе мониторинга (запросов родителей и педагогов, динамики результатов проводимой работы);
-включение родителей учащихся в разработку и реализацию воспитательных и образовательных проектов и программ.
Задачи психолого - педагогического просвещения:
-
Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми,
-
Консультитативная - совместный психолого - педагогогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков,
-
Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей
Психолого-педагогическое просвещение родителей ведется по следующим направлениям.
1.Школа будущих родителей
2.Родительский букварь.
3.Азбука для родителей.
4.Энциклопедия семейного воспитания.
При общей цели работы по психолого-педагогическому просвещению родителей (повышение уровня родительской компетентности) на каждой ступени требуется решение специфических задач:
На первой - сформировать положительную мотивацию, интерес к участию в психолого-педагогическом просвещении
На второй - создать условия для формирования у родителей навыков и умений, обеспечивающих возможность оказания ими поддержки своим детям в процессе обучения, выявить «талантливых» родителей;
На третьей - обучить способам и средствам конструктивного взаимодействия с подростками, способствовать складыванию родительского актива;
На четвертой - сконструировать ситуации передачи родительского опыта по модели «равный - равному», привлечь родителей к проектированию образовательной среды.
В целом работа может быть как плановой (системной), так и ситуативной (организуется под запрос родителей или педагогов, школьников - чаще всего, - проблемный), носящей локальный характер.
Примерными темами психолого-педагогического просвещения родителей (в соответствии с возрастом детей) определены следующие:
Начальная школа
Особенности адаптации первоклассников.
Развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы младших школьников.
Учебная деятельность младшего школьника.
Учим детей быть здоровыми.
Роль семьи в формировании личности ребенка.
Как общаться с ребенком.
5 - 7 классы
Социальная ситуация развития пятиклассников.
Психологические особенности подростков.
Конструктивное общение с подростками.
Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний.
Воспитание мальчиков и девочек в семье.
Формирование и развитие интересов подростка.
8 - 11 классы
Вопросы гендерного воспитания в семье.
Роль семьи в самоопределении школьника.
Психологические проблемы юношеского возраста.
Проблемы нравственно-полового воспитания.
На протяжении всего времени обучения детей в школе, а, значит, психолого - педагогического сопровождения воспитания главным в просвещении родителей являются вопросы:
Воспитание трудолюбия, подготовка к сознательному выбору профессии:
-
выявление профессиональных интересов и склонностей детей с использованием различных методик;
-
организация встреч со специалистами, в
зависимости от профессиональных интересов детей; -
организация родителями экскурсий и в учреждения;
-
проведение классных собраний-дискуссий
по профориентации «Как выбирать профессию?», «Что значит быть успешным в
жизни?», «Как стать конкурентоспособным на рынке труда?» и др.; -
организация встреч-бесед с родителями
«Как я выбирал профессию», «Что значит для меня моя профессия»; -
оказание помощи ребенку в составлении плана подготовки к будущей профессиональной деятельности;
-
участие в конкурсе «Моя профессия»;
- организация совместных трудовых дел
(оформление, озеленение, ремонт кабинетов, посадка деревьев, озеленение села, благоустройство школьного двора, создание спортивной площадки и т. д.).
Формирование у детей нравственности, культуры поведения:
- знакомство детей с различными этическими понятиями в семье, в учебной и внеучебной деятельности;
-
обсуждение нравственных проблем с детьми, возникающих в повседневной жизни;
-
просмотр, обсуждение фильмов; подготовка концертов, совместных мероприятий;
-
проведение дискуссий, классных собраний по проблемам нравственности:
«О доброте и милосердии», «Современный человек - какой он?», «О дружбе и друзьях» и др.; -
проведение акций по оказанию помощи нуждающимся семьям;
-
организация встреч с интересными людьми;
-
организация и проведение экскурсий в музеи, по историческим местам нашего района, поход по родному краю,
Подготовка учащихся к семейной жизни:
-
организация «Школы будущего семьянина», цель которой - знакомство учащихся с различными аспектами создания семьи, освоение семейных ролей, изучение
психологических, экономических, юридических, физиологических вопросов;
-
обсуждение проблем на классном собрании «Идеальная современная семья», «От чего зависит семейное счастье» и др.;
-
проведение конкурса «я и мой папа» (между мальчиками и отцами),
организация конкурсов «мама и дочка» (для девочек, при поддержке мам), «Супербабушка»;
Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни:
- систематическая диагностика состояния здоровья детей;
-
организация просвещения детей и родителей по проблемам сохранения здоровья;
-
пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях;
- определение наиболее благоприятного режима дня, труда и отдыха для каждого ребенка;
-
устройство детей в секции,
-
проведение Дней здоровья, спортивных соревнований (семейных, командных);
-
организация туристических слетов, походов, лыжных прогулок, посещение катка
На каждой из ступеней при выборе форм, средств, технологий работы приоритет отдается тем, которые наиболее сообразны возрасту детей родителей: игра, беседа, урок - на первой- второй ступени; практикум, тренинг, акция - на второй-третьей; исследование, проектирование, передача опыта - на четвертой.
Ведется работа и по психолого - педагогическому просвещению родителей семей, находящихся в трудных жизненных условиях:
-
Индивидуальные планы работы с семьями,
-
Индивидуальные консультации,
-
Малые педсоветы,
-
Общественно - родительско - педагогический патруль,
-
Социальная помощь,
-
Памятки для родителей,
-
Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся.
Оценка эффективности
Эффективность конкретного мероприятия оценивается количественно. Предполагается оценка с помощью рефлексивной анкеты для участников. Критериями оценки определены: полезность/бесполезность, интерес/отсутствие интереса, уровень удовлетворения запроса.
Ожидаемые результаты
-
повышение интереса родителей к участию в системе психолого-педагогического просвещения;
-
рост числа родителей, посещающих родительские собрания;
-
активизация родителей в решении проблем семьи и социума (участие в общественно-полезной деятельности).