- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад «Индивидуальный подход к различным категориям детей как основа здоровьесбережения»
Доклад «Индивидуальный подход к различным категориям детей как основа здоровьесбережения»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Панфилова Ю.М. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
Московский государственный областной гуманитарный институт
(МГОГИ)
Факультет повышения квалификации
«Индивидуальный подход к различным категориям детей как основа здоровьесбережения»
Слушателя курсов «Инновационные технологии
в работе классного руководителя
в условиях реализации ФГОС»
учителя начальных классов,
классного руководителя МБОУ «Ново-Снопковская ООШ»
п. Снопок Новый
Панфиловой Ю.М.
Орехово-Зуево, 2015
Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. Если бы людей судили за преступление к собственному здоровью, многие получили бы высшую меру. На сегодняшний день тема "сохранение здоровья" - очень важная и злободневная. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние "полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".
Мы живём в XXI веке, который уже окрестили веком максимальных скоростей и науки. Новый век, технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С такими интеллектуальными нагрузками, которая предлагает сегодня современное образование, может справиться только постоянная физическая работа тела, другими словами - абсолютно здоровый ученик.
Здоровый образ жизни многообразен. Недостаток двигательной активности - одна из наиболее распространенных причин адаптационных ресурсов организма городских школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, нахождение в транспорте - все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии. Синдром гиподинамии является одним из условий многих недугов взрослых людей (сердечно-сосудистая патология, нарушения опорно-двигательного аппарата, обмена веществ и др.), а тем более - подростков. Растущему организму необходимо адекватные физические нагрузки. И только единичными уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков этот объем нагрузки не восполняется. Примерный объем двигательной активности учащихся разных классов приведен в таблице.
Классы
Ежедневный объем времени (часов)
Культурно-оздоровительные мероприятия
Гимнастика до учебных занятий (мин)
Физкультминутка на уроках
(мин)
Подвижные перемены
(мин)
Спортивный час в продленном дне (ч)
I
2
5-6
5
15-20
1
II
2
5-6
5
15-20
1
III
2
5-6
5
15-20
1
IV
2
5-6
5
15-20
1
Было бы ошибкой считать заботой о здоровье ребёнка создание тепличных условий, содержание его в школе под своеобразным "колпаком", защищающим от всех вредных влияний. Во-первых, это невозможно практически, а, во - вторых, что очень важно, в этом случае, переступив порог школы, ребёнок столкнётся с теми воздействиями, которые окажутся для него непереносимыми ввиду неготовности к взаимодействию с ним. Простейшей иллюстрацией этого может служить физическое (температурное) закаливание.
Физическая культура - это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма - мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса.
В современном научном понимании здоровье школьника включает комплекс признаков:
1) соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечнососудистой, дыхательной, костно-мышечной);
2) гармоничное физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня;
3) быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (занятиям в школе, отдых в туристическом походе и т.д.);
4) высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься в школе);
5) отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней с полным выздоровлением.
Таков современный эталон здоровья школьника. При определении состояния здоровья конкретного уч-ся (когда его показатели сравниваются с возрастными стандартами развития) выделяют 5 групп здоровья:
Здоровые дети и подростки, состояние здоровья которых соответствует эталону (по всем пяти комплексным показателям)
Дети и подростки, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также пониженную сопротивляемость заболевания, повышенную утомляемость. Эти дети составляют группу риска и нуждаются в эффективном оздоровлении, позволяющем им перейти в 1 группу. Если вовремя не будут приняты меры, то их здоровье может ухудшаться, и школьники переходят в 3 группу.
Дети с наличием хронических заболеваний. Восстановление здоровья требует длительного времени и целой системы оздоровительных мер.
Дети, имеющие хронические заболевания, которые проявляются частыми обострениями. Постоянное болезненное состояние затрудняет их обучение и нередко является основанием для перевода в спецшколу.
Дети-инвалиды 1-2 групп, обучение которых осуществляется только в спецшколах.
Необходима ежедневная скрупулезная работа, проводимая по четкой системе при различных формах обучения и воспитания. Однако следует отказаться от узкого подхода: только лечить, только учить, только воспитывать. Важны совместные усилия учителей, врачей, педагогов и самих детей по предупреждению отклонений их здоровья в школе и дома. Нужно показывать преимущество здорового стиля жизни, обучать радости ощущать себя здоровым, удовлетворенным от помощи другому в сохранении и укреплении здоровья.
По оценкам различных отечественных и зарубежных специалистов, у современных младших школьников в последнее время наблюдается снижение темпов роста и функциональных показателей, отмечается замедление развития по сравнению с данными 10-20-летней давности. И хотя традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Отвечая на этот вопрос, в последние 2-3 года были разработаны "здоровьесберегающие технологии", цель которых - это достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.
Здоровьесберегающие технологии в образовании - это организация учебно-воспитательного процесса, позволяющая достигать положительного результата без излишнего напряжения и переутомления учащихся и учителей. При этом речь не идет об избавлении от нагрузки вообще (без неё невозможно ни умственное, ни физическое развитие), но нагрузка должна быть индивидуализирована, рациональна, приводить к успеху без переутомления и утраты здоровья.
Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: "Не навреди!" Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и учащиеся и педагоги были здоровы. Каким образом от нас зависит здоровье учащихся и что мы, учителя, можем сделать для его сбережения?
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:
- во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;
- во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании.
Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, - контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный.
Итак, целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий.
Выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий:
Защитно-профилактические: выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня уебной нагрузки.
Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности.
Стимулирующие технологии позволяют активизировать природные силы организма (закаливание, педагогическая психотерапия)
Информационно-обучающие обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
Организационно-педагогические технологии определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления, обеспечивают гигиенические оптимальные условия образовательного процесса.
Психолого-педагогические технологии связаны непосредственно с работой учителя на уроке и психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса, направленных на создание психологически благоприятной атмосферы индивидуальной и совместной деятельности учащихся и педагогов на уроке и вне его.
Учебно-воспитательные техношогии включают программу по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, просвещению ролителей.
Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья
Лечебно-оздоровительные технологии включают физкультуру, лечебную педагогику, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья.
Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья - организация малых форм физической активности учащихся.
Недостаточное внимание уделяется оптимизации содержания малых форм физкультурно-оздоровительной работы, таким как физкультминутки (на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока), а ведь именно они при умелом подходе и организации могут дать большой оздоровительный эффект. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений.
Обязательным условием эффективного проведения подобных форм - положительный эмоциональный фон.
Поэтому задачей педагога является - подобрать и внедрить те методы оздоровления, которые были бы максимально просты с методической и организационной сторон, не требовали особых условий - специальной одежды, помещения и прочих, вызывали у школьников интерес и имели максимально выраженный оздоровительный эффект.
Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации уроков.
Урок - зона психологического комфорта. В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменился микроклимат на уроках. Атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.
Каждый урок должен быть интересен. П. Я. Гальперин отмечал случаю, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья; губительно отражается на здоровье детей тоска зеленая. Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.
В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.
Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Литература.
1. Романова Г.А. Инновационные технологии в работе классного руководителя : методические рекомендации. - АСОУ, 2015
2. Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. - Москва, Эксмо, 2008.
3. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. - М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,
4. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.
5. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
Приложение.
Календарный план реализации программы здоровьесбережения
№
Мероприятие
ответственные
сентябрь
1
Проведение уроков - здоровья:
2-3 класс: «Если хочешь быть здоров»
классные руководители
2
Проведение классных часов:
2 класс: Режим дня - основа жизни человека (беседа - игра)
3 класс: «Осенний калейдоскоп» (о здоровой и полезной пище)
4 класс: «Что такое здоровье?»
классные руководители
3
Родительские собрания/ индивидуальные беседы с родителями:
2 класс: «Здоровье ребёнка в руках взрослых»
3 класс: «Секреты здоровья ребёнка»
классные руководители
4
Практическое занятие «Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье» (2-3 класс)
классные руководители
5
День здоровья (2-9 классы)
учитель физкультуры, классные руководители,
6
Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
классный руководитель
7
Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
заместитель директора по ВР
октябрь
1
Проведение уроков-здоровья
2-3 класс: «Самые полезные продукты»
классные руководители
2
Игра - праздник для учащихся начальной школы «Золотая осень». Конкурс поделок из овощей и фруктов.
заместитель директора по ВР,
классные руководители, педагог дополнительного образования
3
Выставка книг по теме: «Гигиена питания».
библиотекарь
ноябрь
1
Детские забавы (спортивно - развлекательный час - 2-3 класс)
учитель физкультуры
декабрь
1
Проведение уроков-здоровья
1-2 класс: «Как сделать кашу вкусной»
3-4 класс: «Молоко и молочные продукты»
классные руководители
январь
1
Конкурс стенгазет:«О вкусной и здоровой пище» (3-2 классы)
классные руководители
2
Проведение уроков-здоровья
2-3 класс: «Плох обед, если хлеба нет»
классные руководители
3
«Зимушка - зима» (час развлечений на прогулке - 1 класс)
классные руководители
февраль
1
«Масленица»
заместитель директора по ВР,
классные руководители
2
Конкурс фотографий «Здоровый образ жизни» ( 2- 9 класс)
классные руководители
3
Праздник «День защитника Отечества»
классный руководитель
март
1
Проведение уроков-здоровья
2-3 класс: «Где найти витамины весной»
классные руководители
апрель
1
Проведение уроков-здоровья
2-3 класс: «Как утолить жажду»
классные руководители
2
Работа над проектами по формированию здорового образа жизни
классные руководители
май
1
День здоровья (2-9 классы)
учитель физкультуры, классные руководители