Доклад «Индивидуальный подход к различным категориям детей как основа здоровьесбережения»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

Московский государственный областной гуманитарный институт

(МГОГИ)


Факультет повышения квалификации
















«Индивидуальный подход к различным категориям детей как основа здоровьесбережения»


Слушателя курсов «Инновационные технологии

в работе классного руководителя

в условиях реализации ФГОС»

учителя начальных классов,

классного руководителя МБОУ «Ново-Снопковская ООШ»

п. Снопок Новый

Панфиловой Ю.М.











Орехово-Зуево, 2015

Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. Если бы людей судили за преступление к собственному здоровью, многие получили бы высшую меру. На сегодняшний день тема "сохранение здоровья" - очень важная и злободневная. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние "полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Мы живём в XXI веке, который уже окрестили веком максимальных скоростей и науки. Новый век, технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С такими интеллектуальными нагрузками, которая предлагает сегодня современное образование, может справиться только постоянная физическая работа тела, другими словами - абсолютно здоровый ученик.

Здоровый образ жизни многообразен. Недостаток двигательной активности - одна из наиболее распространенных причин адаптационных ресурсов организма городских школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, нахождение в транспорте - все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии. Синдром гиподинамии является одним из условий многих недугов взрослых людей (сердечно-сосудистая патология, нарушения опорно-двигательного аппарата, обмена веществ и др.), а тем более - подростков. Растущему организму необходимо адекватные физические нагрузки. И только единичными уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков этот объем нагрузки не восполняется. Примерный объем двигательной активности учащихся разных классов приведен в таблице.

Классы

Ежедневный объем времени (часов)

Культурно-оздоровительные мероприятия

Гимнастика до учебных занятий (мин)

Физкультминутка на уроках
(мин)

Подвижные перемены
(мин)

Спортивный час в продленном дне (ч)

I

2

5-6

5

15-20

1

II

2

5-6

5

15-20

1

III

2

5-6

5

15-20

1

IV

2

5-6

5

15-20

1

Было бы ошибкой считать заботой о здоровье ребёнка создание тепличных условий, содержание его в школе под своеобразным "колпаком", защищающим от всех вредных влияний. Во-первых, это невозможно практически, а, во - вторых, что очень важно, в этом случае, переступив порог школы, ребёнок столкнётся с теми воздействиями, которые окажутся для него непереносимыми ввиду неготовности к взаимодействию с ним. Простейшей иллюстрацией этого может служить физическое (температурное) закаливание.

Физическая культура - это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма - мышечному движению. Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирования организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, поддерживает и развивает их, способствует повышению общего тонуса.

В современном научном понимании здоровье школьника включает комплекс признаков:

1) соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечнососудистой, дыхательной, костно-мышечной);

2) гармоничное физическое развитие (рост, масса тела, окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня;

3) быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (занятиям в школе, отдых в туристическом походе и т.д.);

4) высокая умственная и физическая работоспособность (без напряжения заниматься в школе);

5) отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5-7 дней с полным выздоровлением.

Таков современный эталон здоровья школьника. При определении состояния здоровья конкретного уч-ся (когда его показатели сравниваются с возрастными стандартами развития) выделяют 5 групп здоровья:

Здоровые дети и подростки, состояние здоровья которых соответствует эталону (по всем пяти комплексным показателям)

Дети и подростки, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также пониженную сопротивляемость заболевания, повышенную утомляемость. Эти дети составляют группу риска и нуждаются в эффективном оздоровлении, позволяющем им перейти в 1 группу. Если вовремя не будут приняты меры, то их здоровье может ухудшаться, и школьники переходят в 3 группу.

Дети с наличием хронических заболеваний. Восстановление здоровья требует длительного времени и целой системы оздоровительных мер.

Дети, имеющие хронические заболевания, которые проявляются частыми обострениями. Постоянное болезненное состояние затрудняет их обучение и нередко является основанием для перевода в спецшколу.

Дети-инвалиды 1-2 групп, обучение которых осуществляется только в спецшколах.

Необходима ежедневная скрупулезная работа, проводимая по четкой системе при различных формах обучения и воспитания. Однако следует отказаться от узкого подхода: только лечить, только учить, только воспитывать. Важны совместные усилия учителей, врачей, педагогов и самих детей по предупреждению отклонений их здоровья в школе и дома. Нужно показывать преимущество здорового стиля жизни, обучать радости ощущать себя здоровым, удовлетворенным от помощи другому в сохранении и укреплении здоровья.

По оценкам различных отечественных и зарубежных специалистов, у современных младших школьников в последнее время наблюдается снижение темпов роста и функциональных показателей, отмечается замедление развития по сравнению с данными 10-20-летней давности. И хотя традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Отвечая на этот вопрос, в последние 2-3 года были разработаны "здоровьесберегающие технологии", цель которых - это достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.

Здоровьесберегающие технологии в образовании - это организация учебно-воспитательного процесса, позволяющая достигать положительного результата без излишнего напряжения и переутомления учащихся и учителей. При этом речь не идет об избавлении от нагрузки вообще (без неё невозможно ни умственное, ни физическое развитие), но нагрузка должна быть индивидуализирована, рациональна, приводить к успеху без переутомления и утраты здоровья.

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: "Не навреди!" Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и учащиеся и педагоги были здоровы. Каким образом от нас зависит здоровье учащихся и что мы, учителя, можем сделать для его сбережения?

Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:

- во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни;

- во-вторых, общий настрой школы на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.

Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании.

Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, - контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный.

Итак, целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий.

Выделяют следующие виды здоровьесберегающих технологий:

Защитно-профилактические: выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня уебной нагрузки.

Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности.

Стимулирующие технологии позволяют активизировать природные силы организма (закаливание, педагогическая психотерапия)

Информационно-обучающие обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Организационно-педагогические технологии определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления, обеспечивают гигиенические оптимальные условия образовательного процесса.

Психолого-педагогические технологии связаны непосредственно с работой учителя на уроке и психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса, направленных на создание психологически благоприятной атмосферы индивидуальной и совместной деятельности учащихся и педагогов на уроке и вне его.

Учебно-воспитательные техношогии включают программу по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, просвещению ролителей.

Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья

Лечебно-оздоровительные технологии включают физкультуру, лечебную педагогику, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья.

Возможный путь решения части проблемы сохранения здоровья - организация малых форм физической активности учащихся.

Недостаточное внимание уделяется оптимизации содержания малых форм физкультурно-оздоровительной работы, таким как физкультминутки (на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока), а ведь именно они при умелом подходе и организации могут дать большой оздоровительный эффект. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений.

Обязательным условием эффективного проведения подобных форм - положительный эмоциональный фон.

Поэтому задачей педагога является - подобрать и внедрить те методы оздоровления, которые были бы максимально просты с методической и организационной сторон, не требовали особых условий - специальной одежды, помещения и прочих, вызывали у школьников интерес и имели максимально выраженный оздоровительный эффект.

Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации уроков.

Урок - зона психологического комфорта. В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменился микроклимат на уроках. Атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для межличностного общения. С этой целью использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.

Каждый урок должен быть интересен. П. Я. Гальперин отмечал случаю, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья; губительно отражается на здоровье детей тоска зеленая. Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.

В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.

Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.









Литература.

1. Романова Г.А. Инновационные технологии в работе классного руководителя : методические рекомендации. - АСОУ, 2015

2. Артюхов И.С. Настольная книга классного руководителя. - Москва, Эксмо, 2008.

3. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. - М.: Московский психолог - социальный институт, 2004,

4. Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты// Школа здоровья. -2001.-№1.

5. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.







Приложение.

Календарный план реализации программы здоровьесбережения

Мероприятие

ответственные

сентябрь

1

Проведение уроков - здоровья:

2-3 класс: «Если хочешь быть здоров»

классные руководители

2

Проведение классных часов:

2 класс: Режим дня - основа жизни человека (беседа - игра)

3 класс: «Осенний калейдоскоп» (о здоровой и полезной пище)

4 класс: «Что такое здоровье?»

классные руководители

3

Родительские собрания/ индивидуальные беседы с родителями:

2 класс: «Здоровье ребёнка в руках взрослых»

3 класс: «Секреты здоровья ребёнка»

классные руководители

4

Практическое занятие «Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье» (2-3 класс)

классные руководители

5

День здоровья (2-9 классы)

учитель физкультуры, классные руководители,

6

Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.

классный руководитель

7

Проведение месячника по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.

заместитель директора по ВР

октябрь

1

Проведение уроков-здоровья

2-3 класс: «Самые полезные продукты»

классные руководители

2

Игра - праздник для учащихся начальной школы «Золотая осень». Конкурс поделок из овощей и фруктов.

заместитель директора по ВР,

классные руководители, педагог дополнительного образования

3

Выставка книг по теме: «Гигиена питания».

библиотекарь

ноябрь

1

Детские забавы (спортивно - развлекательный час - 2-3 класс)

учитель физкультуры

декабрь

1

Проведение уроков-здоровья

1-2 класс: «Как сделать кашу вкусной»

3-4 класс: «Молоко и молочные продукты»

классные руководители

январь

1

Конкурс стенгазет:«О вкусной и здоровой пище» (3-2 классы)

классные руководители

2

Проведение уроков-здоровья

2-3 класс: «Плох обед, если хлеба нет»

классные руководители

3

«Зимушка - зима» (час развлечений на прогулке - 1 класс)

классные руководители

февраль

1

«Масленица»

заместитель директора по ВР,

классные руководители

2

Конкурс фотографий «Здоровый образ жизни» ( 2- 9 класс)

классные руководители

3

Праздник «День защитника Отечества»

классный руководитель

март

1

Проведение уроков-здоровья

2-3 класс: «Где найти витамины весной»

классные руководители

апрель

1

Проведение уроков-здоровья

2-3 класс: «Как утолить жажду»

классные руководители

2

Работа над проектами по формированию здорового образа жизни

классные руководители

май

1

День здоровья (2-9 классы)

учитель физкультуры, классные руководители





© 2010-2022