ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогические аспекты нравственно-духовного образования.

«Только нравственность в наших

поступках придает красоту и

достоинство нашей жизни. Сделать

ее живой силой и помочь осознать

ее значение - главная задача образования».

Будущее ставит как перед обществом, так и перед каждым индивидом все новые и новые глобальные проблемы. Эти проблемы в научной литературе называют «вызовами 21 века». К ним относится и «нравственный вызов», заключающийся в необходимости повышения духовности и нравственности общества, более полному усвоению и применению норм этики и морали.

Мы живем в сложном и противоречивом мире, в котором легко потерять ориентиры. Кризис духовной сферы бытия человека охватил весь мир, все человечество. Во всех странах мира нарастают такие явления, как алкоголизм, наркомания, проституция, преступность, нравственная деградация; растет число самоубийств, связанных с разочарованием жизнью, опустошенностью, особенно среди молодежи.

Н.А.Назарбаев в послании «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» сказал: «Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание,- эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях».

Духовно-нравственное формирование личности является составной частью образовательной среды. Духовность можно понимать, как данную свыше способность сопереживать, сочувствовать, сознавать и другие качества личности. На основе духовности должна сформироваться нравственность. А нравственность - это состояние развитого внутреннего мира человека, его совесть, сознание, характер. Нравственность является главным показателем общей культуры человека, показателем гармонии и совершенства развитости ума и характера.

Нравственность - это внутренняя мораль для себя, а не для других. Поэтому важнее всего формировать глубокую человеческую духовную нравственность.

Мы, педагоги, обучая и воспитывая молодежь, несем большую ответственность за ее будущее. Сможем ли мы вооружить подрастающее поколение необходимыми ценностными знаниями, указать путь духовного совершенствования? При этом необходимо понимать понятие «нравственность» и каково содержание воспитательной работы по формированию нравственности.

Нравственность человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.

Но что означает моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.

Согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, уважать людей труда, беречь общественное достояние и природу, быть преданным родине, поддерживать достоинство и честь других людей, проявлять коллективизм, правдивость, скромность и.т.д.

Какого человека можно считать нравственным? Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, поступки по отношению к близким и незнакомым людям, ценностные ориентации.

Педагогический процесс всегда связан с освоением важнейших для растущего человека ценностей, ценностное содержание личности подрастающего поколения должно быть заботой всех причастных к делу воспитания людей. По мнению американского философа Лео Ворда сама «жизнь является полем выбора ценностей», «как только мы уничтожаем ценности, мы уничтожаем воспитание».

Все важнейшие ценности А.С.Макаренко объединяет общим понятием «человеческой культуры, куда, по его мнению, непременно должны войти образованность, доброта, умение владеть собой, понятие о чести…»

Система ценностных ориентаций вырабатывается и воспроизводится в процессе развития общества и предается от поколения к поколению.

Ценностная ориентация - это та качественная характеристика личности, которая определенным образом объединяет психическое и социальное в человеке, оказывает влияние на гармоническое сочетание и развитие его потребностей, интересов, мотивов, отношений, социальных установок, направленности и занимает важное место в регуляции его поведения. Следовательно, формирование ценностных ориентаций у подрастающего поколения должно стать одной из первостепенных воспитательных задач.

Процесс формирования идеалов и ценностных ориентаций идет у молодежи сложно и противоречиво потому, что он тесно связан с общим психологическим состоянием нашего общества.

У многих представителей взрослого поколения, традиционно являющегося хранителем идеалов и ценностей, оценки поменялись на прямо противоположные, ценности поменялись на антиценности и наоборот. Взрослые сами нередко ощущают дезориентацию. Старшие оказались неспособными готовить подрастающее поколение к жизни, к выполнению тех задач, которые могут возникнуть в перспективе.

Наблюдающийся кризис системы ценностей, вымывание общепринятых норм и правил поведения привели к тому, что в обществе чрезвычайно большое значение стало придаваться накоплению богатства как символу успеха. Именно в этом направлении ведется формирование, развитие соответствующих потребностей, ценностных ориентаций у подрастающего поколения ( особенно интенсивно через средства массовой информации). Престиж в нем зависит уже не столько от личных качеств, сколько от обладания теми или иными предметами и ценностями. При этом средствам и способам достижения такого благополучия не придается значение. Таким образом, молодежь часто может видеть или слышать, как происходит незаконное и безнаказанное обогащение определенной группы населения за счет другой.

Средства массовой информации демонстрируют высокие стандарты жизни элиты и формируют у подростков ориентации на группы потребителей с высокой материальной обеспеченностью, оставляя без внимания проблемы становления общечеловеческих идейно-нравственных ценностей.

Образовавшийся в «годы застоя» дефицит духовности требует проведения воспитательной работы, направленной на формирование национальной гордости, стремление овладеть сокровищами художественной национальной культуры, уважение к традициям, обычаям и языкам различных этносов нашей страны.

Каждое новое поколение людей в любом обществе воспитывается не только в известных социальных условиях, но и в определенной национальной среде. Оно с самого детства подвергается влиянию социально-экономических отношений и образовательных учреждений, так и национально-особенных явлений: специфических моментов образа жизни, формы культуры и быта, народных обычаев и традиций, перенимает от людей старших поколений богатство национального языка, чувство известной привязанности к духовным ценностям своего народа, определенные присущие народу привычки, нормы поведения, своеобразие вкусов и жизненных потребностей и т.д.

Казахский народ всегда имел свой идеал совершенного человека и в свой практике воспитания стремился достичь это цели.

Эта цель - воспитание совершенного человека, что звучит на казахском языке как «жетілген адам», (совершенный человек) формулируется в пословице «Сегіз қырлы, бір сырлы адамды тәрбиелеу». В содержании этой пословицы заложено более обширное и, главное, гуманное общественное понятие. Человек должен быть разносторонним…«Сегіз қырлы»... звучит у казахов как назидание, наставление молодым - чтобы серьезно относились к знаниям мира положительным... «Бір сырлы болу»-это значит, оставайся самим собой, не поддавайся мимолетным влечениям, на уговоры и посказки чужих людей.

Вершино приобщения своих детей к на национальным вопросам этики, к которым стремился кочевой казахский народ, опираясь на высшие человеческие идеалы, были «ар»(честь),«намыс»(достоиноство),»уят»(совесть).Во имя чести казахи могли пожертвовать и жизнью. Поэтому в сознании народа, как важнейший принцип (девиз) жизни, сложилось крылатое выражение :

Богатством, пожертвую Малым

Ради жизни Жанымнын

Жизнью Садагасы

Пожертвую Жаным арымнын

Ради чести Садагасы

Передавая из поколения в поколение объективно-субъективные ценности, осуществляется связь времен «спиралевидное восхождение человеческой духовности, наследование соцгенетического кода, соцпамяти народа» занимаясь нравственным воспитанием детей, мы все чаще обращаемся к богатому наследию народной педагогики.

Ыбырая мы знаем как просветителя, акына, вся его деятельность направлена на воспитание высоконравственной личности.

Источником его мировоззрения является устное народное творчество отражающее счастье, горе, жизнь, быт народа. Главным средством нравственного воспитания является труд и пример родителей - утверждал он.

Произведения Абая проникнуты нравственно-эстетическими назиданиями, опирающимися на интересы, нравственные идеалы

© 2010-2022