Рабочая программа по внеурочной деятельности курса Истоки в 4-м классе

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка

Рабочая программа «Социокультурные истоки» для обучающихся 4 класса составлена в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной программы:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)). (новое)

  • письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  • письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ»;

  • письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»;

  • Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993)

  • Основная образовательная программа общего образования лицея;

  • Положение о рабочих программах лицея;

  • программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», авторы И.А. Кузьмин, А.В. Камкин. - М.: Издательский дом «Истоки», 2012.

Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа ориентирована на учащихся 9-10 лет.

2.Место курса в плане внеурочной деятельности лицея

В учебном плане МБОУ Сургутского естественно-научного лицея на изучение курса «Истоки» в 4 классе отводится в год 34 часа.

Программа соответствует духовно­нравственному направлению внеурочной деятельности.


3. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

В начальном звене «Истоки» направлены на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Учебный курс призван приблизить детей к вечным истинам через самые простые понятия - имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, надежда и т.д. .«Истоки» открывают детям в обычном - необычное. Они помогают в, казалось бы, давно известном, раскрыть новые смыслы, духовное наполнение, расчистить истоки вечных ценностей. В итоге «имя», «книга», «слово» и другие ценности приобретают особую притягательность и поучительность. Социокультурный системный подход объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, единых ценностей и жизненных ориентаций, единых технологий эффективного обучения и воспитания. В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. «Истоки» развивают социокультурные ценности личности с приоритетом духовной основы, элементы управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Программа призвана суммировать и обобщить всё известное ученику в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре внимания - традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику минуя человека. Состояние, а качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно - волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений. Моральных норм и духовных ценностей Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Целью курса является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры. Он направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.

Задачи:

1. Воспитательные:

- приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

-приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир;

2.Развивающие:

-развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

-формирование ощущения своего начального родства окружающему социокультурному духовному пространству;

3. Образовательные:

-подведение ребенка к размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;

-создание возможностей для самореализации;

4. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты.

Учащийся научится:

  • осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, друзьями, одноклассниками, с земляками, народом, с твоей Родиной, со всеми людьми, с природой; объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках; отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения; уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний;

  • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;

  • характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность, базовых российских гражданских ценностей, общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений;

  • оценивать поступки, разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;

  • объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества;

  • объяснять самому себе «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

Метапредметные результаты.

Регулятивные

Учащийся научится;

  • организовывать свое рабочее место;

  • следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности;

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

  • определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;

  • соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

  • корректировать выполнение задания в дальнейшем.
    Познавательные УУД:

Учащийся научится;

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;

  • отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;

  • сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;

  • определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;

  • находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях;

  • наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
    Коммуникативные УУД:

Учащийся научится:

  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Предметные результаты.
Учащийся научится:

- понимать систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.

Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага.

Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч.

Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.

Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна. Праведники и мудрецы.

Подвижники.

Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.

Ученик получит возможность научиться:

  • истолковывать их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;

  • опираться на них в организации и оценке своей деятельности и общения;

- применять их в поисковой и простейших формах исследовательской работы по изучению традиций родного края.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов - приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов - получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды , для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

5. Содержание курса внеурочной деятельности

Введение (1 час)

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?

Традиции образа (8 часов)

первЫЕ образЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный.

Мать как душа семьи, хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная, крестная, названная.

Род, родоначальник и родословие. Виды родословной.

Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры - живая память Отечества. Святая Русь.

Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные.

Мир. Мир - белый свет. Мир - согласие. Мир - сообщество (община, артель, слобода). Правила мирского самоуправления.

СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя: «Спас Нерукотворный» (как образ спасения), «Господь Вседержитель» (как источник истины), «Спас в силах» (как владыка мира). Художественный и духовный язык образов Спасителя.

Образы Богородицы: «Умиление» (как образ любви и соединения двух миров), «Путеводительница» (как образ праведного жизненного пути), «Знамение» (как образ молитвы).

Образ Покрова в отечественной традиции.

Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель отдельного человека, семьи, храма, страны, народа.

светлые Образы. Образ света как истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло - черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце - образы просветителей.

Образы праведников и мудрецов. Святые бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.

Образы-символы: крест, купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.

Традиции Слова (8 часов)

священные слова. Заповеди и заветы. Следование им по жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.

сердечные слова. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения.

Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения.

честные слова. правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь; не все, что думаешь, говори.

Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.

Присяга - слово долга. Обет - добровольное обязательство.

Традиции дела (8 часов)

Труд. Крестьяне, ремесленники и купцы - труженики России. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора.

Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам. Мастер - золотые руки.

Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность. Знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.

служение. Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, защита веры. Отцы-командиры. Полководцы.

Служение священства - научение вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на духовные нужды.

Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.

Творчество. Талант - особый дар человека. Талантливый человек - большой труженик. Почему в основе любого таланта - любовь?

Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.

Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.

Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Народное творчество и его проявления.

ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.

Традиции праздника (9 часов)

гулять всем миром. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы.

Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселье.

Престольный праздник: литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье.

РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины - наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза - знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется - там легче живется.

ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники - общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.

МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники - важная часть народной праздничной культуры. Пасха - праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника.

Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.

ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику, обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.

Заключительный урок (1 час)

Исторический, нравственный и духовный смысл традиций.

Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.

Базовый социокультурный ряд

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага, крестная мать. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники.

6.Тематический план курса внеурочной деятельности

Кол-во часов по четвертям

Основные разделы

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

I четверть (9 часов)

Введение.

Традиции образа.

1

8

7

2

II четверть

(7 часов)

Традиции слова

7

5

2

III четверть (10 часов)

Традиции слова

Традиции дела.

Традиции праздника

1

8

1

7

3

IV четверть

(8 часа)

Традиции праздника.

8

6

2

Итого:

34

25

9

7.Описание программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников*

Авторская программа И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.

Учебник, учебное пособие**

Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2013).

Рабочая тетрадь

для обучающихся*

Котельникова Н.В.., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 4 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И.А. (Издательский дом «Истоки», 2014).

Электронное приложение к УМК

Дидактический материал*

Материалы для контроля (тесты и т.п.)*

Методическое пособие с поурочными разработками*

Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки (1-11 классы): Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 2. -2014.

Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки. Программа для начальной школы (1-4 классы). - М., 2013.

Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на со циокультурном опыте: Программа для начальной школы (1-4 классы) // Истоки. Приложение № 5.,2013.

Общие комментарии к дидактическому материалу и тетради (Истоковедение. Том 2. Издание 3-е, дополненное,2013.

Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение.Том 8, 2013..

Список используемой литературы*

Белов В. И. Лад. Очерки о народной эстетике. (Любое издание).

Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 2012.

Мастера Русского Севера. Вологодская земля. М., 2013.

Русские: историко-этнографический атлас. М., 2013.

Энциклопедия для детей. М.,2012

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Каталог Музеи России (museum.ru/).

Эрмитаж (hermitage.ru/).

Русский музей (rusmuseum.ru/).

Музей им. Пушкина (museum.ru/gmii/). Государственный исторический музей (shm.ru/). Третьяковская галерея (tretyakov.ru/).

Галерея русских художников 20 века (artline.ru/). Русская культура (russianculture.ru/).

Картинки и анимация по темам.

Помощь в создании сайта и раздел «Ресурсы Интернет школе» (jenova.narod.ru/).

Картинки - анимация (clipart-gallery.de/).

Картинки - анимация (gifchik.boom.ru/).

Технические средства обучения

8. Основные формы занятий

  • посещение художественных выставок, музеев, кино, спектаклей в классе, школе, театре;

  • художественные акции школьников в окружающем школу социуме (игры - миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, прослушивание музыкальных произведений).

9. Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела

Номер урока

План

Факт

Информация о корректировке

Тема уроков

Используемые ресурсы

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Объекты и формы текущего контроля

I. Традиции образа.

1

05.09

Что такое традиции.

Официальный сайт [email protected]

Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог.

Умение перерабатывать полученную информацию. Выставка работ

2

12.09

Первые образы. Отец.

Официальный сайт [email protected]

Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.

Умение перерабатывать полученную информацию.

3

19.09

Первые образы. Мать.

Официальный сайт [email protected]

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.

Умение делать простейший анализ художественного произведения.

Выставка работ.

4

26.09

Первые образы. Родители

Официальный сайт [email protected]

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.

Умение делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике. Выставка работ.

5

03.10

Первые образы. Отечество.

Официальный сайт [email protected]

Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде схем, рисунков или письменного текста

Умение делать простейший анализ художественного произведения.

Выставка видеороликов.


6

10.10

Священные образы. Спаситель.

Официальный сайт [email protected]

Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике.

Выставка работ.

7

17.10

Священные образы. Пресвятая Богородица

Официальный сайт [email protected]

Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде схем, рисунков или письменного текста

Умение применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

8

24.10

Священные образы. Ангел-хранитель

Официальный сайт [email protected]

Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.

Умение применять основные средства художественной выразительности в рисунке.

9

31.10

Светлые образы. Свет и просветители праведники и мудрецы.

Официальный сайт [email protected]

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах.

Выражения: Тьма света не любит - злой доброго не терпит.
Свет знания.
Ученье - свет, неученье - тьма.

10

14.11

Светлые образы. Образы-знаки

Официальный сайт [email protected]

Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде схем, рисунков или письменного текста

Иллюстрации куполов храмов, конек на крыше дома, вышивки птиц и деревьев на полотенцах или в кружевоплетении

Раздел: «Традиции слова»

11

21.11

Священные слова. Заповеди и заветы. Молитвы.

Официальный сайт [email protected]

Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде схем, рисунков или письменного текста

Присоединение: заповеди семьи (2 класс), «Заветы Владимира Мономаха» (3 класс)

12

28.11

Священные слова. Родительское благословение

Официальный сайт [email protected]

Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде схем, рисунков или письменного текста

Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

13

05.12.

Священные слова. Родительское благословение

Официальный сайт [email protected]

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах.

Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Выставка работ.

14

12.12.

Священные слова. Сердце сердцу весть подаёт

Официальный сайт [email protected]

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Изображение сердца с лучиками. Пословицы.

15

19.12.

Честные слова. Правила честного слова

Официальный сайт [email protected]

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).

Рассказ Б. Ганаго «Слова на века».Правила честного слова.

16

26.12.

Честные слова. Правила честного слова

Официальный сайт [email protected]

Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.

Рассказ Б. Ганаго «Слова на века».Правила честного слова.

17

15.01.

Обобщающий урок по теме «Традиции слова»

Официальный сайт [email protected]

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.

Правила пользования «Даром слова».

Раздел: «Традиции дела»

18

22.01.

Труд. Земледельцы.

Официальный сайт [email protected]

Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде схем, рисунков или письменного текста

Труд на земле - чему учил, как воспитывал? Почему летние полевые работы назывались страдой?

19

29.01

Труд. Ремесленники.

Официальный сайт [email protected]

Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде схем, рисунков или письменного текста

Стихотворение Романа Сефа «Мастер»

20

05.02

Труд. Купцы и предприниматели

Официальный сайт [email protected]

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).

Продолжение фраз о купцах и предпринимателях.

21

12.02

Служение. Воинство.

Официальный сайт [email protected]

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Фотографии полководцев, презентация по тексту учебника. Иллюстрации памятников, мемориалов. Стихи и песни о войне.

22

19.02.

Служение. Священство.

Официальный сайт [email protected]

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах.

Иллюстрации воинов, полководцев, священников, святых, монахов, храмы. Церковная иерархия.

23

26.02

Суд и управление.

Официальный сайт [email protected]

Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде схем, рисунков или письменного текста

Портреты правителей России прошлого и настоящего. схема управления.

24

04.03

Творчество

Официальный сайт [email protected]

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.

Схема «Творчество»Картины разных жанров: пейзаж, баталия, портрет. Репродукции картин Васнецова «Три богатыря», «Алёнушка»

25

11.03

Творчество. Искусники. Иконописцы.

Официальный сайт [email protected]

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).

Фрагмент видеофильмов «Андрей Рублев», «Икона Троица»
Иконы Спасителя, Богородицы, Покрова

26

01.04.

Творчество. Книжники

Официальный сайт [email protected]

Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.

Традиции книжников: накопление своего опыта,
поддержка таланта
уважение к опыту предшественников
передача опыта новым поколениям

27

08.04

Традиции праведного дела. Обобщение

Официальный сайт [email protected]

Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде схем, рисунков или письменного текста

Иллюстрации земледельцев, ремесленников, купцов, воинов, священников, художников, иконописцев, книжников.

Раздел: «Традиции праздника»

28

15.04

Гулять всем миром

Официальный сайт [email protected]

Воспринимать на слух задание, определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Презентация по тексту учебника

29

22.04

Радоваться всей семьёй

Официальный сайт [email protected]

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.

Рассказ о Крещении, крестинах и именинах. Заполнение таблицы:
Когда отмечают?
Где отмечают?
Что делают?
Кто участвует?

30

29.04

Помнить всем Отечеством

Официальный сайт [email protected]

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Презентация по тексту учебника. Работа по группам - чтение текстов о Пасхе, о Рождестве, о Трех Спасах. Работа по вопросам Составление таблицы (карточки)

31

06.05.

Молиться всей церковью

Официальный сайт [email protected]

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).

Презентация по тексту учебника

32

13.05.

Молиться всей церковью

Официальный сайт [email protected]

Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением.

Презентация по тексту учебника. Работа по группам - чтение текстов о Пасхе, о Рождестве, о Трех Спасах. Работа по вопросам Составление таблицы (карточки)

33

20.05.

Потрудиться душой (обобщение)

Официальный сайт [email protected]

Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением.

Повторение традиций праздников.

34

27.05.

Традиции моего Отечества

Официальный сайт [email protected]

Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением.

Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.



© 2010-2022