- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа по внеурочной деятельности курса Истоки в 4-м классе
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса Истоки в 4-м классе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лелекова С.Н. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Социокультурные истоки» для обучающихся 4 класса составлена в соответствии с основными нормативными документами, определяющими содержание данной программы:
-
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
-
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)). (новое)
-
письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
-
письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ»;
-
письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности»;
-
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993)
-
Основная образовательная программа общего образования лицея;
-
Положение о рабочих программах лицея;
-
программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», авторы И.А. Кузьмин, А.В. Камкин. - М.: Издательский дом «Истоки», 2012.
Цели организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования: обеспечение соответствующей возрасту адаптации ребенка в образовательной организации, создание благоприятных условий для развития ребенка, учет его возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа ориентирована на учащихся 9-10 лет.
2.Место курса в плане внеурочной деятельности лицея
В учебном плане МБОУ Сургутского естественно-научного лицея на изучение курса «Истоки» в 4 классе отводится в год 34 часа.
Программа соответствует духовнонравственному направлению внеурочной деятельности.
3. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
В начальном звене «Истоки» направлены на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Учебный курс призван приблизить детей к вечным истинам через самые простые понятия - имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, надежда и т.д. .«Истоки» открывают детям в обычном - необычное. Они помогают в, казалось бы, давно известном, раскрыть новые смыслы, духовное наполнение, расчистить истоки вечных ценностей. В итоге «имя», «книга», «слово» и другие ценности приобретают особую притягательность и поучительность. Социокультурный системный подход объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, единых ценностей и жизненных ориентаций, единых технологий эффективного обучения и воспитания. В основу этой Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. «Истоки» развивают социокультурные ценности личности с приоритетом духовной основы, элементы управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Программа призвана суммировать и обобщить всё известное ученику в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре внимания - традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику минуя человека. Состояние, а качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно - волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений. Моральных норм и духовных ценностей Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Целью курса является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры. Он направлен на развитие внутреннего духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.
Задачи:
1. Воспитательные:
- приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
-приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир;
2.Развивающие:
-развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
-формирование ощущения своего начального родства окружающему социокультурному духовному пространству;
3. Образовательные:
-подведение ребенка к размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
-создание возможностей для самореализации;
4. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты.
Учащийся научится:
-
осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, друзьями, одноклассниками, с земляками, народом, с твоей Родиной, со всеми людьми, с природой; объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках; отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению; искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения; уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний;
-
вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;
-
характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность, базовых российских гражданских ценностей, общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений;
-
оценивать поступки, разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
-
объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей. Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества;
-
объяснять самому себе «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Метапредметные результаты.
Регулятивные
Учащийся научится;
-
организовывать свое рабочее место;
-
следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности;
-
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
-
определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
-
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
-
корректировать выполнение задания в дальнейшем.
Познавательные УУД:
Учащийся научится;
-
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;
-
отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике;
-
сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;
-
определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;
-
находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях;
-
наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
-
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
-
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
-
читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
-
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)
Предметные результаты.
Учащийся научится:
- понимать систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья:
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души.
Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага.
Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч.
Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.
Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет укор и укоризна. Праведники и мудрецы.
Подвижники.
Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.
Ученик получит возможность научиться:
-
истолковывать их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках;
-
опираться на них в организации и оценке своей деятельности и общения;
- применять их в поисковой и простейших формах исследовательской работы по изучению традиций родного края.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов - получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды , для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
5. Содержание курса внеурочной деятельности
Введение (1 час)
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?
Традиции образа (8 часов)
первЫЕ образЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный.
Мать как душа семьи, хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная, крестная, названная.
Род, родоначальник и родословие. Виды родословной.
Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры - живая память Отечества. Святая Русь.
Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные.
Мир. Мир - белый свет. Мир - согласие. Мир - сообщество (община, артель, слобода). Правила мирского самоуправления.
СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя: «Спас Нерукотворный» (как образ спасения), «Господь Вседержитель» (как источник истины), «Спас в силах» (как владыка мира). Художественный и духовный язык образов Спасителя.
Образы Богородицы: «Умиление» (как образ любви и соединения двух миров), «Путеводительница» (как образ праведного жизненного пути), «Знамение» (как образ молитвы).
Образ Покрова в отечественной традиции.
Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель отдельного человека, семьи, храма, страны, народа.
светлые Образы. Образ света как истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло - черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце - образы просветителей.
Образы праведников и мудрецов. Святые бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.
Образы-символы: крест, купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.
Традиции Слова (8 часов)
священные слова. Заповеди и заветы. Следование им по жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества.
сердечные слова. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения.
Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения.
честные слова. правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь; не все, что думаешь, говори.
Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору.
Присяга - слово долга. Обет - добровольное обязательство.
Традиции дела (8 часов)
Труд. Крестьяне, ремесленники и купцы - труженики России. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора.
Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам. Мастер - золотые руки.
Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность. Знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.
служение. Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, защита веры. Отцы-командиры. Полководцы.
Служение священства - научение вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на духовные нужды.
Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.
Творчество. Талант - особый дар человека. Талантливый человек - большой труженик. Почему в основе любого таланта - любовь?
Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру.
Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца.
Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Народное творчество и его проявления.
ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.
Традиции праздника (9 часов)
гулять всем миром. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы.
Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселье.
Престольный праздник: литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье.
РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины - наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза - знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется - там легче живется.
ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники - общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие.
МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники - важная часть народной праздничной культуры. Пасха - праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника.
Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.
ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику, обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.
Заключительный урок (1 час)
Исторический, нравственный и духовный смысл традиций.
Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.
Базовый социокультурный ряд
Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага, крестная мать. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники.
6.Тематический план курса внеурочной деятельности
Кол-во часов по четвертям
Основные разделы
Кол-во часов
Всего
Теория
Практика
I четверть (9 часов)
Введение.
Традиции образа.
1
8
7
2
II четверть
(7 часов)
Традиции слова
7
5
2
III четверть (10 часов)
Традиции слова
Традиции дела.
Традиции праздника
1
8
1
7
3
IV четверть
(8 часа)
Традиции праздника.
8
6
2
Итого:
34
25
9
7.Описание программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников*
Авторская программа И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.
Учебник, учебное пособие**
Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2013).
Рабочая тетрадь
для обучающихся*
Котельникова Н.В.., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 4 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И.А. (Издательский дом «Истоки», 2014).
Электронное приложение к УМК
Дидактический материал*
Материалы для контроля (тесты и т.п.)*
Методическое пособие с поурочными разработками*
Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки (1-11 классы): Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 2. -2014.
Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки. Программа для начальной школы (1-4 классы). - М., 2013.
Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на со циокультурном опыте: Программа для начальной школы (1-4 классы) // Истоки. Приложение № 5.,2013.
Общие комментарии к дидактическому материалу и тетради (Истоковедение. Том 2. Издание 3-е, дополненное,2013.
Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение.Том 8, 2013..
Список используемой литературы*
Белов В. И. Лад. Очерки о народной эстетике. (Любое издание).
Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 2012.
Мастера Русского Севера. Вологодская земля. М., 2013.
Русские: историко-этнографический атлас. М., 2013.
Энциклопедия для детей. М.,2012
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Каталог Музеи России (museum.ru/).
Эрмитаж (hermitage.ru/).
Русский музей (rusmuseum.ru/).
Музей им. Пушкина (museum.ru/gmii/). Государственный исторический музей (shm.ru/). Третьяковская галерея (tretyakov.ru/).
Галерея русских художников 20 века (artline.ru/). Русская культура (russianculture.ru/).
Картинки и анимация по темам.
Помощь в создании сайта и раздел «Ресурсы Интернет школе» (jenova.narod.ru/).
Картинки - анимация (clipart-gallery.de/).
Картинки - анимация (gifchik.boom.ru/).
Технические средства обучения
8. Основные формы занятий
-
посещение художественных выставок, музеев, кино, спектаклей в классе, школе, театре;
-
художественные акции школьников в окружающем школу социуме (игры - миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, прослушивание музыкальных произведений).
9. Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела
Номер урока
План
Факт
Информация о корректировке
Тема уроков
Используемые ресурсы
Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
Объекты и формы текущего контроля
I. Традиции образа.
1
05.09
Что такое традиции.
Официальный сайт [email protected]
Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог.
Умение перерабатывать полученную информацию. Выставка работ
2
12.09
Первые образы. Отец.
Официальный сайт [email protected]
Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.
Умение перерабатывать полученную информацию.
3
19.09
Первые образы. Мать.
Официальный сайт [email protected]
Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.
Умение делать простейший анализ художественного произведения.
Выставка работ.
4
26.09
Первые образы. Родители
Официальный сайт [email protected]
Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.
Умение делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике. Выставка работ.
5
03.10
Первые образы. Отечество.
Официальный сайт [email protected]
Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде схем, рисунков или письменного текста
Умение делать простейший анализ художественного произведения.
Выставка видеороликов.
6
10.10
Священные образы. Спаситель.
Официальный сайт [email protected]
Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике.
Выставка работ.
7
17.10
Священные образы. Пресвятая Богородица
Официальный сайт [email protected]
Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде схем, рисунков или письменного текста
Умение применять основные средства художественной выразительности в рисунке.
8
24.10
Священные образы. Ангел-хранитель
Официальный сайт [email protected]
Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.
Умение применять основные средства художественной выразительности в рисунке.
9
31.10
Светлые образы. Свет и просветители праведники и мудрецы.
Официальный сайт [email protected]
Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах.
Выражения: Тьма света не любит - злой доброго не терпит.
Свет знания.
Ученье - свет, неученье - тьма.
10
14.11
Светлые образы. Образы-знаки
Официальный сайт [email protected]
Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде схем, рисунков или письменного текста
Иллюстрации куполов храмов, конек на крыше дома, вышивки птиц и деревьев на полотенцах или в кружевоплетении
Раздел: «Традиции слова»
11
21.11
Священные слова. Заповеди и заветы. Молитвы.
Официальный сайт [email protected]
Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде схем, рисунков или письменного текста
Присоединение: заповеди семьи (2 класс), «Заветы Владимира Мономаха» (3 класс)
12
28.11
Священные слова. Родительское благословение
Официальный сайт [email protected]
Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде схем, рисунков или письменного текста
Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
13
05.12.
Священные слова. Родительское благословение
Официальный сайт [email protected]
Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах.
Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Выставка работ.
14
12.12.
Священные слова. Сердце сердцу весть подаёт
Официальный сайт [email protected]
Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.
Изображение сердца с лучиками. Пословицы.
15
19.12.
Честные слова. Правила честного слова
Официальный сайт [email protected]
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).
Рассказ Б. Ганаго «Слова на века».Правила честного слова.
16
26.12.
Честные слова. Правила честного слова
Официальный сайт [email protected]
Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.
Рассказ Б. Ганаго «Слова на века».Правила честного слова.
17
15.01.
Обобщающий урок по теме «Традиции слова»
Официальный сайт [email protected]
Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.
Правила пользования «Даром слова».
Раздел: «Традиции дела»
18
22.01.
Труд. Земледельцы.
Официальный сайт [email protected]
Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде схем, рисунков или письменного текста
Труд на земле - чему учил, как воспитывал? Почему летние полевые работы назывались страдой?
19
29.01
Труд. Ремесленники.
Официальный сайт [email protected]
Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде схем, рисунков или письменного текста
Стихотворение Романа Сефа «Мастер»
20
05.02
Труд. Купцы и предприниматели
Официальный сайт [email protected]
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).
Продолжение фраз о купцах и предпринимателях.
21
12.02
Служение. Воинство.
Официальный сайт [email protected]
Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.
Фотографии полководцев, презентация по тексту учебника. Иллюстрации памятников, мемориалов. Стихи и песни о войне.
22
19.02.
Служение. Священство.
Официальный сайт [email protected]
Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах.
Иллюстрации воинов, полководцев, священников, святых, монахов, храмы. Церковная иерархия.
23
26.02
Суд и управление.
Официальный сайт [email protected]
Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде схем, рисунков или письменного текста
Портреты правителей России прошлого и настоящего. схема управления.
24
04.03
Творчество
Официальный сайт [email protected]
Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.
Схема «Творчество»Картины разных жанров: пейзаж, баталия, портрет. Репродукции картин Васнецова «Три богатыря», «Алёнушка»
25
11.03
Творчество. Искусники. Иконописцы.
Официальный сайт [email protected]
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).
Фрагмент видеофильмов «Андрей Рублев», «Икона Троица»
Иконы Спасителя, Богородицы, Покрова
26
01.04.
Творчество. Книжники
Официальный сайт [email protected]
Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.
Традиции книжников: накопление своего опыта,
поддержка таланта
уважение к опыту предшественников
передача опыта новым поколениям
27
08.04
Традиции праведного дела. Обобщение
Официальный сайт [email protected]
Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде схем, рисунков или письменного текста
Иллюстрации земледельцев, ремесленников, купцов, воинов, священников, художников, иконописцев, книжников.
Раздел: «Традиции праздника»
28
15.04
Гулять всем миром
Официальный сайт [email protected]
Воспринимать на слух задание, определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.
Презентация по тексту учебника
29
22.04
Радоваться всей семьёй
Официальный сайт [email protected]
Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.
Рассказ о Крещении, крестинах и именинах. Заполнение таблицы:
Когда отмечают?
Где отмечают?
Что делают?
Кто участвует?
30
29.04
Помнить всем Отечеством
Официальный сайт [email protected]
Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.
Презентация по тексту учебника. Работа по группам - чтение текстов о Пасхе, о Рождестве, о Трех Спасах. Работа по вопросам Составление таблицы (карточки)
31
06.05.
Молиться всей церковью
Официальный сайт [email protected]
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).
Презентация по тексту учебника
32
13.05.
Молиться всей церковью
Официальный сайт [email protected]
Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением.
Презентация по тексту учебника. Работа по группам - чтение текстов о Пасхе, о Рождестве, о Трех Спасах. Работа по вопросам Составление таблицы (карточки)
33
20.05.
Потрудиться душой (обобщение)
Официальный сайт [email protected]
Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением.
Повторение традиций праздников.
34
27.05.
Традиции моего Отечества
Официальный сайт [email protected]
Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением.
Умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.