Программа патриотического воспитания обучающихся на 2011-2015 г. г

В гимназии разработана и действует программа патриотического воспитания обучающихся на 2011-15 г.г.          Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитани...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное

бюджетное учреждение гимназия № 1

муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан





Программа патриотического воспитания обучающихся

на 2011-2015 г.г.







выполнила: Миндиярова Л.А.-

заместитель директора по ВР

МОБУ гимназии № 1 г. Мелеуз РБ



г. Мелеуз-2011 г.


I. Пояснительная записка

1. Обоснование для разработки Программы.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию обучающихся направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.

В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию в МОБУ гимназии № 1 на период с 2011 по 2015 годы.

Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 1-11-х классов.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

2. Цели и задачи Программы.

Под патриотическим воспитанием в Программе понимается систематическая и целенаправленная деятельность администрации гимназии и педагогического коллектива. Она направлена на формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание школьников.

Целью программы является:

- поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования обучающихся на основе сохранения и приумножения культурного наследия гимназии и города, возрождения традиционных нравственных ценностей;

- создание и развитие в гимназии единой системы формирования патриотических чувств;

- сохранение, развитие и эффективное использование потенциала гимназии патриотической направленности.

В качестве основных задач выступают:

- создание условий для формирования духовно-богатого, социально- активного гражданина;

- снижение уровня правонарушений и вредных привычек обучающихся средствами патриотического воспитания;

- разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;

- обобщение и распространение передового педагогического опыта работы педагогов по патриотическому воспитанию;

- разработка и создание научно-методических рекомендаций по проблемам формирования патриотизма обучающихся;

- реализация системы программных мероприятий патриотической направленности и оценка их эффективности.

3. Актуальные проблемы патриотического воспитания и основные направления их решения.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Работа по основным направлениям системы патриотического воспитания поможет:

- повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;

- раскрыть понимание истинного значения интернационализма;

- повысить престиж военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В настоящих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации гимназии, детской организации, как основу патриотического воспитания школьников.

Основными направлениями, дальнейшего развития системы патриотического воспитания остаются:

1. Создание нормативно-правовой базы патриотического воспитания в гимназии.

2. Совершенствование деятельности администрации гимназии и педагогов в патриотическом воспитании обучающихся.

3. Информационная и просветительская деятельность в области патриотического воспитания обучающихся.

4. Координация деятельности детских школьных организаций в интересах патриотического воспитания обучающихся.

4. Контроль за реализацией Программы.

Для координации и реализации деятельности всех структур гимназии, заинтересованных организаций в реализации системы патриотического воспитания и образования создан координационный совет, который обсуждает промежуточные результаты работы по Программе, уточняет механизм ее реализации.

В состав совета входят:

1. Заместитель директора по воспитательной работе.

2. Преподаватель- организатор ОБЖ.

3. Руководитель МО классных руководителей.

4. Учителя истории.

5. Библиотекарь.

5. Оценка эффективности реализации Программы:

В результате осуществления Программы ожидается:

- повышение эффективности патриотической работы;

- повышение качества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками;

- формирование гражданской грамотности обучающихся;

- внедрение новых форм и методов работы по данному направлению;

- развитие толерантности и сохранение славных боевых и трудовых традиций нашего края.

- сформированность идеала жизни и идеала человека.

Количественными результатами реализации Программы должны стать:

- создание кружков патриотической и спортивной направленности;

- привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности и, как следствие, снижение числа обучающихся, совершивших правонарушения;

- повышение уровня воспитанности и нравственности обучающихся;

- разработка исследовательско - поисковых, краеведческих работ обучающихся.

- продолжение и приумножение традиций гимназии,

- создание краеведческого музея

6. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных средств, спонсорской помощи.


7. Содержание Программы

Программа включает в себя следующие направления:

7. 1. Связь поколений.

Цель:

Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические классные часы, Дни памяти выпускников гимназии, погибших при исполнении воинского долга, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

7. 2. Растим патриота и гражданина России.

Цель:

формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2. Развивать ученическое самоуправление.

3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, участие в проектах «Растём патриотами», Декадник посвящённый Дню Республики, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

7. 3. Мой край родной.

Цель:

Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

1. Изучать историю родного края.

2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я - гражданин России».

3. Формировать экологическое поведение.

Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.

7.4. Я и семья.

Цель:

осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские конференции, собрания, лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники и часы общения.

VI. Этапы реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на 5 лет.

I этап: проектный - 2010-2011 учебный год.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический - 2011-2013 учебные годы.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я - гражданин России».

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2. Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.

3. Развивать ученическое самоуправление.

4. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования и культуры, спортивными школами города.

6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7. Проводить мониторинг реализации программы.

8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический -2013-2015учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  1. Обобщить результаты работы школы.

  2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

  3. Организовать музей гимназической славы.



План мероприятий по реализации государственной программы

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»

Цели:

создание и развитие системы гражданско - патриотического воспитания обучающихся;

обеспечение новых подходов к организации гражданско-патриотического воспитания;

Военно-патриотическое воспитание

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Ознакомление обучающихся, педагогов с материалами программы "Патриотическое воспитание граждан РФ", «Молодёжь России»

Сентябрь

Зам.директора

Кл.руководители

2

Встречи с участниками ВОВ, ветеранами вооруженных сил, курсантами военных училищ

В течение года

Зам.директора

Преподав. ОБЖ

3

Декадники, месячники, памятные дни:

- Месячник гражданской защиты (1-11 кл);

  • День призывника

  • Месячник оборонно-массовой работы (1-11 кл);

  • Дни памяти погибших выпускников гимназии:

  • Смотр строя и песни (5-8 кл.);

  • Военно-спортивная игра Зарница (9-11 кл.);

  • " А, ну-ка, парни" (10-11 кл.);

  • Первенство гимназии по лыжным гонкам на приз В.Шлычкова (7-11 кл.);

  • «Я, мой класс, моя гимназия!»

  • "Вахта памяти", посвященная Дню Победы (1-11 кл.).



сентябрь

октябрь

февраль

февраль

февраль

февраль


февраль

март

март

май

Преподав. ОБЖ

Учителя ФК

4

Тематические беседы:

  • В жизни всегда есть место подвигу

  • Боевые традиции вооруженных сил РФ

  • Мой папа - защитник Отечества

  • «Великие сыны России!

В течение года

Классные руководители

5

Сбор материала для книги и музея о гимназии

«О тебе, родная гимназия!»

В течение года

Учителя истории

Руководители кафедр

6

Посещение клуба Боевой и трудовой славы, краеведческого музея, участие в муниципальных проектах «Растём патриотами», «Мы вместе»

1 раз в триместр

Кл.руководители

7

Олимпиады:

по гражданской защите

по ПДД

октябрь

апрель

Преподав. ОБЖ

Преподав. ОБЖ

8

Учебные эвакуации обучающихся.

1 раз в 2 месяца

Преподав. ОБЖ

9

Фестиваль военной и патриотической песни «Люблю свою Отчизну»

февраль

Учитель ИЗО

10

Акции «Защитим сердцем», «Посади дерево»

Октябрь

апрель

Учителя эст. цикла

Гражданско- правовое воспитание

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Ознакомление обучающихся, педагогов с материалами:

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Устав гимназии;

  • Конституция РБ;

  • Закон об образовании;

  • постановления городской и районной администрации по охране правопорядка;

  • правила для обучающихся.

Август - октябрь

Зам.директора

Кл.руководители

2

Работа Совета по профилактике правонарушений, общественного наркопоста

В течение года

СПС

3

Встречи с работниками:

  • ГРОВД;

  • ГИБДД;

  • прокуратуры;

  • центром планирования семьи

  • службами МЧС

Каждый

четверг

1р. в триместр

Миндиярова Л.А

4

Беседы с обучающимися:

  • «Детские шалости - причина многих бед». 1-4 кл.

  • «Вредные привычки не совместимы с хорошей учебой».

5 кл.

  • «С законом на «ВЫ». 6-7 кл.

  • «Ответственность за правонарушения». 8-9 кл.

  • «Великие сыны России». 10-11 кл.

- «Мы - здоровое поколение!».1-11 класс


сентябрь

ноябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

окт., апрель

Марфина Н.А.

СПП Кл.руководители


5

Работа по изучению родного края, укреплению

дружбы между народами разной национальности и поколениями:

  • организовать посещение городского музея, Воскресенской картинной галереи,

  • организовать экскурсии и походы на территории района

- сбор материала для школьного музея.

- участие в проекте «Мы вместе», «Растём патриотами»

Постоян-но

1 раз в триместр

Классные руководители

6

Традиционные недели и декадники

а) Неделя Республики;

б) Декадник «Я на Вы с законом»

в) Недели профилактики правонарушений;

Октябрь

Ноябрь

Апрель

МО родных языков, Совет ПП

7

Работа с кинотеатром «Октябрь» по проведению тематических лекториев

1раз в месяц

Миндиярова Л.А.

8

Тематические классные часы:

  • «Я, моя семья, мой город, моя Республика»;

  • «Мои поступки - моя ответственность»;

  • «Нет моде - вредным привычкам».

1 раз в месяц

СП, классные руководители

Трудовое, профессиональное и экологическое воспитание

Мероприятия

сроки

ответственные

1.

Продолжить работу с ЦЗН, ВУЗами РБ, учебными заведениями города по профессиональной ориентации обучающихся

В течение года

Заместители директора

2.

Предпрофильная подготовка обучающихся

В течение года

Заместители директора

3.

Встречи с руководителями предприятий и учреждений города

В течение года

Заместители директора

4.

- акции «Чистые берега», «Сбереги деревце»

- беседы «Береги минуту», «НОТ школьника», «Профессия моих родителей», «Великое рядом»

В течение года

Заместители директора

5

Родительский лекторий:

«Трудовое воспитание в семье»

«Свободное время с пользой для себя»

Октябрь

Март

Соц.-психологическая служба

6

Работа кружков прикладного творчества

В течение года

Руководители кружка

7

Акции «Помогаем ветеранам», «Герои живут рядом»

Октябрь

апрель

Кл.руководители

8

Занятия общественно-полезным трудом

- озеленение пришкольного участка,

- экологические субботники

В течение года

Кл.руководители

5-10 кл.

Нравственно- эстетическое воспитание

Мероприятия

сроки

ответственные

1.

Организация работы кружков эстетического цикла:

танцевальный, вокальный, художественное слово, прикладного искусства и т. д.

сентябрь

Заместитель директора по ВР

2.

Традиционные праздники и фестивали:

День самоуправления,

День Республики

Слёт отличников

Новогодние утренники и вечера

Смотр строя и песни

Фестиваль «Восходящая звезда»

Вечер встречи выпускников

Фестиваль «Я, мой класс, моя гимназия!»

Посвящение в гимназисты

Фестиваль «Ключ к успеху»

Праздник последнего звонка

Выпускной вечер

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Декабрь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Март

Март

Май

Июнь

МО эстетического цикла

3.

Организация выставок работ обучающихся к знаменательным датам:

сочинений и стихотворений, рисунков, фотографий

плакатов

В течение года

Учителя предметники

4.

Тематические беседы, круглые столы «Спешите делать добро!»

Ноябрь

февраль

Соц.-пед. служба

5.

Акция «Зеленый свет»

«Подари свою улыбку»

Октябрь

декабрь

Заместитель директора по ВР

Литература:

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.

// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. - № 7.

4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.


© 2010-2022