Конспект занятия по предпрофильной подготовке

    Название методической разработки: конспект занятия по предпрофильной подготовке Класс: 8 Тема: Выбор за тобой! Вид  классного часа: занятие, посвященное проблеме  осознанного выбора профессии. Цель: оказание информационной поддержки в развитии профориентационной компетентности. Задачи: 1.       Содействовать профессиональному самоопределению учащихся. 2.  Расширить знания учащихся о мире профессий. 3. Предоставить возможность оценить свои собственные возможности при  профессиональном выборе...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зернина Ольга Егоровна учитель математики МБОУ «Узярская основная общеобразовательная школа»

Название методической разработки: конспект занятия по предпрофильной подготовке

Класс: 8

Тема: Выбор за тобой!

Вид классного часа: занятие, посвященное проблеме осознанного выбора профессии.

Форма: урок-общение

Используемая литература:

1. Гуревич К.М. «Психологическая диагностика. Проблемы исследования». - М., 2003..

2. Климов Е. А. «Как выбирать профессию». - М., 2004.

3. Лутовинова О.В. Родительские собрания. 9 класс. Когда уходит детство. - В.: Учитель, 2009.

4. Прошицкая Е.Н. «Выбирайте профессию». - М., 2001.

5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. М: издательство «Первое сентября». 1.

6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-9 классы).- М.:Вако, 2005.

7. Резапкина Г.В. Профориентационная работа в школе (практикум для педагогов и родителей). 201

8. Сахаров В.Ф. Профессиональная ориентация школьников. - М.:Просвещение, 1982.


Цель: оказание информационной поддержки в развитии профориентационной компетентности.

Задачи:

  1. Содействовать профессиональному самоопределению учащихся.

  2. Расширить знания учащихся о мире профессий.

  3. Предоставить возможность оценить свои собственные возможности при профессиональном выборе.

  4. Развивать навыки группового взаимодействия (умение выслушать и понять другого).

Предварительная работа:

  1. Опрос учащихся по выбору ими профессий и мотивах их выбора.

  2. Собрать сведения о наиболее востребованных профессиях в России

  3. Оформление основных результатов работы в виде слайд - презентации.

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя: Здравствуйте! Это приветствие стало привычным и незамечаемым действием. Каждый день мы совершаем обычные будничные дела. Каждый день перешагиваем порог дома, порог школы, но есть в жизни каждого человека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно.

Пройдет совсем немного вре­мени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот путь начнет­ся с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. Вам предстоит перешагнуть порог, за которым начнется самостоятельная жизнь и вам предстоит сделать свой выбор. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и сча­стье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

В Западной Европе, по данным ООН, только 39% молодых людей до 24 лет обеспе­чены работой, в России этот показатель еще ниже - 31%. Почему же так получилось: с одной стороны - острая нехватка специалистов, а с другой - безработица, лишние люди? По данным Минздравсоцразвития 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Ежедневно 25 мл. человек меняют свое место работы, 12 % из них возвращаются обратно.… Означает ли это, что к выбору профессии можно идти методом проб и ошибок? А может надо сознательно подготовить себя к выбору профессии? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы она приносила пользу людям, обществу?

  1. Работа с терминами

На уроках истории вы говорили о том, что у первобытных людей не было профессий, но мужчины охотились, строили жилище; женщины готовили пищу, содержали хозяйство, воспитывали детей. Эти навыки и знания передавались людьми из поколения в поколение. Постепенно появлялись определенные профессии.

Что же такое профессия? (слайд 2) Перед вами 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельно­сти человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами? (выслушиваются ответы детей)

А сейчас я предлагаю ознакомиться с краткими определениями этих понятий. Посмотрите, насколько вы оказались близки к истине (работают со словарем).

Выдержки из словаря:

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития (это группа родственных специальностей).

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Вывод: сравниваются ответы детей и толкование терминов.

Ребята, а в любой ли профессии человек может себя реализовать? (ответы учащихся). Существует четыре степени профессиональной пригодности (слайд 3).

Непригодность - может быть временная или практически непреодолимая (здоровье, творческие способности, умственные способности).

Пригодность - вы можете выбрать профессию, у вас для этого есть способности и умения. Вы станете хорошим специалистом.

Соответствие - вы можете выбрать профессию, у вас для этого есть необходимые способности, талант, и вы станете высококвалифицированным специалистом.

Призвание - вы подходите для этой профессии по всем качествам, вы имеете талант и природные задатки.

2. Самые ….. профессии: групповая работа.

Что же происходит на рынке труда? Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Если чего - то производят с избытком, оно не может быть реализовано. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся востребованными, престижными, другие те­ряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы (выбирают одно из заданий) (слайд 4)

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа - «Самые опасные профессии».

(При работе групп включается спокойная музыка)

- Что же у вас получилось?

Примерные списки профессий, сделанные детьми:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, теле­ведущий, дизайнер, журналист, программист, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, трубо­чист, бондарь, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, водитель, парикмахер, милиционер, пекарь (или кондитер), земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые опасные: пожарный, каскадер, подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Вывод: Конечно, здесь вами перечислены не все профессии, их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окру­жает, на страну, в которой живем.

3. В мире профессий

А сейчас вашему вниманию предлагаются результаты социологического опроса ребят - старшеклассников нашей школы (Опросом ребят занималась ваша одноклассница - Даша). (слайд 5) Ребятам были заданы два вопроса: Кем бы вы хотели стать? Какую профессию вы считаете профессией 21 века? Результаты опроса можно объединить следующим образом: Предпочтения были отданы следующим профессиям: (данные конкретного года опроса)

Программист- 3 чел

Бухгалтерское дело -1 чел

Мед. работник - 2 чел

Учитель-3 чел

Психолог - 2 чел

Косметолог-1 чел

Шофер- 3 чел

Парикмахер- 2 чел

Оператор связи - 1 чел

Профессиями 21 века ребята считают:

Учитель - 3 человека

Врач узкой специализации - 2 человека

Дизайнер - 2 человека

Технолог - 2 человека

Электрик - 2 человека

Визажист - 1 человек

Менеджер - 3 человека

Секретарь-референт - 1 человек

Программист - 2 человека

Системный администратор - 1 человек

Специалист по информационным технологиям - 1 человек

Для того, чтобы сориентироваться в мире профессий, необходимы, прежде всего, знания о них. Нужно уметь анализировать имеющиеся знания, обобщать и делать выводы.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в игре, которая называется «Пессимисты и оптимисты». Группа оптимистов описывает достоинства заданной профессии, а группа пессимистов описывает все ее недостатки.

Итак, профессия - (выбирается на занятии).

Оказывается, далеко не все мы знаем о, казалось бы, известной и распространенной профессии. А ведь для того, чтобы сделать правильный, осознанный выбор, важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

В последнее время в России появились новые про­фессии.(слайд 6) Коротко расскажут о некоторых из них девятиклассники.

  • Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.

  • Аудитор - это специалист, который проверяет фи­нансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эф­фективность.

  • Маркетолог - в переводе с латыни «знающий ры­нок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потреб­ности покупателей, их вкусы и предпочтения.

  • Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.

  • Тите­стер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исклю­чительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.

  • Постижёр - это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством: в театре постижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре постижеры - это еще и гри­меры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профес­сии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия постижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и боль­ше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.

  • Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия - это мастера спецэффектов. Эти мастера при­думывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты. Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с ша­риками воздуха - все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: ком­прессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специаль­ный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалист оплачивается соответственно.

Вывод: Из опроса видно, что не все школьники знакомы с профессиями, пользующимися в настоящее время большим спросом.

4. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной про­фессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной «дороге». Почему же так много молодых людей ошибается в своем выбо­ре? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

  • Советуют, выбирают родители.

  • Гонятся за модой.

  • Выбирают «за компанию».

  • Не знают о негативных сторонах профессии.

  • Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

  • Подражают героям кино и кумирам.

Вывод: (слайд 8) Вы перечислили самые рас­пространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за мо­дой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию? В одном родители правы: они считают, что если есть возможности и способности, то образование нужно получить высшее. Есть аргументы «за» и «против».

5. Оценка ситуации: групповая работа учащихся.

Выпускник школы не определился, куда ему лучше поступать, в вуз или в колледж, где он сможет освоить рабочую профессию. Его успехи в школе средние, но при этом он хочет неплохо устроиться в жизни. Он слышал, что сейчас в России специалисты с высшим образованием мало востребованы или работают не по специальности. Кроме того, ему хочется поскорее самому начать зарабатывать. Но его родители согласны, лишь бы он получил хорошее высшее образование.

Предложите аргументы в пользу высшего образования и аргументы против. А еще вы должны подумать: как бы вы сами поступили в этой ситуации? (Аргументы оформляются на доске в две колонки)

Примерные ответы: Аргументы «за» (в пользу высшего образования):

1) с высшим образованием везде можно устроиться, в том числе и на рабочую профессию, а вот после окончания колледжа инженером не станешь

2) важно даже не образование, а счастливая и беззаботная студенческая жизнь, тем более родители готовы финансировать обучение в вузе и прочие расходы;

3) большинство приятелей поступают в вузы;

4) если не понравится, то всегда можно уйти из вуза;

5) вуз может уберечь от армии.

Аргументы «против»:

1) сейчас в стране с высшим образованием никого не так уж и много людей;

2) само высшее образование стало некачественным (т.к многие экзамены и зачеты покупаются, даже дипломы);

3) наслаждаться студенческой жизнью, молодостью можно, обучаясь в колледже и начав самостоятельно работать;

4) когда реально работаешь, больше шансов не спиться, не стать наркоманом, иметь карманные деньги;

5) когда реально работаешь, быстрее взрослеешь, даже девушки больше уважают и любят.

Вывод: Конечно, в первую очередь выбор должен сделать выпускник, оценивая свои возможности, способности и желания. Житейский способ выбора профессии можно представить та (слайд 8):

  • Профессия должна нравиться

  • Профессия должна соответствовать возможностям и способностям

  • Профессия должна быть востребованной на рынке труда

6. «Формула профессии»

Скажите, пожалуйста, что по­лучится, если правило записать с помощью букв? (формула)

А что получится, если сложить три слова: «хочу», «могу» и «надо»?(ответы учащихся) (слайд 9)

Конечно, получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

( на слайде после трех слов = «осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

  1. хочу - моя мечта, желание, интересы;

  2. могу - это все, что мне по силам, по способностям;


  1. надо - потребность общества в данной профессии;

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитыва­ет и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потреб­ности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

Как же работает формула осоз­нанного выбора профессии? Предлагается составить, пользуясь формулой, свой осознанный выбор.

Образец ответа:

1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Ну а всегда нужны швеи - стану швеей.

2. Хочу быть водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - во­дитель. Может быть, и я стану водителем.

Кто из вас тоже хочет продемон­стрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Предлагают свои варианты осознанного вы­бора.)

Вывод: Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у че­ловека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои силь­ные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интере­сов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: (слайд 10) «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».




7. Рефлексия

Очень важно сделать первый шаг незамедлительно. Это будет хорошим началом вашему восхождению на профессиональный Олимп.

Возвращайтесь к простому анализу возможностей периодически. Может быть, нужно будет внести какие- то коррективы, ведь и жизнь, и вы сами постоянно меняетесь. Чтобы занятие не стало основным источников знаний, хочу дать адреса Интернет-ресурсов по профориентации (приложение 1) А сейчас я попрошу вас озвучить ответ на один вопрос: О чем еще мне хотелось бы узнать.

Благодарю всех за участие. Хотелось бы закончить классный час словами великого писателя Льва Толстого:

«Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся». И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.




12

© 2010-2022