Выступление по теме: Создание ситуации успеха для каждого ребенка в процессе различных форм организации познавательной деятельности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление по теме:Создание ситуации успеха для каждого ребенка в процессе различных форм организации познавательной деятельности.Выступление по теме:Создание ситуации успеха для каждого ребенка в процессе различных форм организации познавательной деятельности.Выступление по теме:Создание ситуации успеха для каждого ребенка в процессе различных форм организации познавательной деятельности.Выступление по теме:Создание ситуации успеха для каждого ребенка в процессе различных форм организации познавательной деятельности.Выступление по теме:Создание ситуации успеха для каждого ребенка в процессе различных форм организации познавательной деятельности.Выступление по теме:Создание ситуации успеха для каждого ребенка в процессе различных форм организации познавательной деятельности.Выступление по теме:Создание ситуации успеха для каждого ребенка в процессе различных форм организации познавательной деятельности.Выступление по теме:Создание ситуации успеха для каждого ребенка в процессе различных форм организации познавательной деятельности.Выступление по теме:Создание ситуации успеха для каждого ребенка в процессе различных форм организации познавательной деятельности.Выступление по теме:Создание ситуации успеха для каждого ребенка в процессе различных форм организации познавательной деятельности.Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 1»











Выступление

Создание ситуации успеха для каждого ребенка в процессе различных форм организации познавательной деятельности.







Н.В.Шевчук

Учитель КГКСКОУ СКОШ 8 вида №1




















Комсомольск-на-Амуре

2015г.


Создание ситуации успеха для каждого ребенка в процессе различных форм организации познавательной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из актуальнейших проблем педагогики. Еще К.Д.Ушинский в своих трудах подчеркивал, что «не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает».

Немалую роль в активизации познавательной деятельности учащихся играет эмоционально-психологическая атмосфера урока. Эмоциональный комфорт во многом зависит от ситуации личного успеха каждого ученика на уроке. Трудно оспорить тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Ситуацию успеха нужно рассматривать с учетом многих факторов.

Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъема, который испытывает человек в результате выполненной работы. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно мотивировать его на будущую деятельность.

Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации.

Ситуация - это то, что способен смоделировать учитель.

О такой ситуации рассказывает в своей книге У. Глассер: «В одном из классов американской средней школы появился психолог, чтобы провести исследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий коэффициент интеллектуальности. При этом он сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал самыми умными, более половины в действительности обладали средними или невысокими умственными возможностями. Через год, придя в ту же школу, он обнаружил, что все те, кому он создал репутацию наиболее умных, являются лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал! Следовательно, репутация умницы создала у слабых иной «Я-образ», побудивший их с интересом и старанием относиться к учебе».

Модель процесса создания ситуации успеха по включению учащихся в активную познавательную деятельность

Модель процесса создания ситуации успеха по включению учащихся в активную познавательную деятельность включает в себя четыре основных элемента:

  • психолого-педагогическую подготовку родителей(воспитателей) учащихся к созданию ситуации успеха в условиях семьи;

  • психолого-педагогическую подготовку классных руководителей и учителей-предметников к созданию ситуаций успеха в образовательном процессе;

  • психолого-педагогическую диагностику школьников и мониторинг процесса и результата успешной познавательной деятельности;

  • создание ситуаций успеха в образовательном процессе.





Психолого-педагогическая подготовка родителей

Ситуации успеха в

образовательном процессе

Психолого-педагогическая подготовка классных руководителей и учителей-предметников





Обучение

Воспитание







Психолого-педагогическая диагностика мониторинговой службы





Создавая ситуации успеха, педагог актуализирует деятельность ученика, прежде всего в учебно-познавательной сфере. Это приводит к изменению восприятия школьником учебной и другой жизненной ситуации.

Модель процесса создания ситуаций успеха строится на следующих принципах:

1. Принцип когнитивно-волевой сосредоточенности на успех, т.е. способность «мыслить категориями успеха».

2. Принцип разрешающего сотрудничества, т.е. позитивное сотрудничество в системе «педагог - школьник».

3. Эмоциональное насыщение формируемых учебно-воспитательных ситуаций положительными эмоциями.

4. Принцип педагогической смелости и оправданного риска

Несомненно, как позитивные моменты влияния переживания успеха на деятельность учащихся можно отметить следующее:

переживание успеха внушает уверенность в собственных силах;

появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;

положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.



Успех сугубо индивидуален. Следовательно, необходимо помнить о том, что одинаковое по трудности задание, успешно выполненное отличником и неуспевающим учеником, потребовало от последнего более напряженной мыслительной деятельности, большей интеллектуальной активности. А это значит, что его достижения должны быть оценены как более значимые.

В.Ф.Шаталов утверждал, что для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой рассол?

Что взять за его основу?

В первую очередь, следует помнить, с какой группой детей Вы работаете.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком в данном возрасте. Если в этом возрасте ребенок, не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях. Главный фактор в достижении успеха - оценка со стороны значимого взрослого.

Среднее звено. Ведущая деятельность - общение, общественно-полезная активность, условия для личностного развития создаются преимущественно во внеклассной и внешкольной деятельности. Личностное развитие происходит на уроках с использованием многообразных групповых форм обучения (игровых, проблемных, проектных).

Развитие личности происходит преимущественно через межличностное развитие.

Предпочитаемым учителем считается тот, который демонстрирует высокие коммуникативные возможности, создавая благоприятные условия общения в учебной деятельности. В основе конфликтов учеников с учителями часто лежит реальная или мнимая межличностная неприязнь.

Достижения учащихся на этапе их обучения в среднем школьном звене связаны с созданием и поддержанием условий активной реализации школьников в общении и социально направленной активности.

Старшеклассники смотрят на себя как бы из вне, сопоставляют себя с другими- взрослыми и сверстниками, ищет критерии такого сравнения. Постепенно происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о «Я»- идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой «Я»-концепции школьника. Формируется новый уровень самосознания, под влиянием ведущих потребностей возраста в самоутверждении и общении со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.

Т.О. Ведущей деятельностью является самоопределение в пространственно-временной, профессиональной, гражданской, коммуникативно-нравственной, полоролевой сфере. Условия для личностного развития создаются в процессе социально ориентированной активности и учебно-профессиональной деятельности. Развитие личности в ранней юности происходит через опыт социального развития. Предпочитаемый учитель для старшеклассников - тот, который обращается на равных и обеспечивает условия успешности в социально значимых условиях.

1. Основы создания ситуации успеха в учебной деятельности.

Ситуацию успеха в учебной деятельности необходимо создавать поэтапно, в виде последовательной цепи:

  • установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи);

  • обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного решения);

  • сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).

Преподаватель должен помнить структуру успешной учебной деятельности:

Мотивы - Мотивационный этап урока,

Учебные задачи и действия - Организационный этап урока,

Контроль и оценка - Итоговый этап урока

Рассмотрим психолого - педагогическую ситуацию успеха поэтапно.

2. Алгоритм создания ситуации успеха на уроке

Этап

Педагогическая задача

Дифференциация учащихся

Деятельность учителя

1.Мотивационно-целевой

Сформировать мотив достижения; настроить на успешное выполнение задания

Учащиеся, имевшие

в прошлом неуспех

в выполнении аналогичного задания

Нейтрализовать память от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; настроить на то, что данное задание выполнимо и по силам

Учащиеся, незнакомые с заданиями подобного рода

Предвосхитить положительную эмоциональную реакцию; нарисовать позитивную перспективу в достижении успеха

Учащиеся, успешно, выполнившие задания подобного рода

Актуализировать позитивную эмоциональную память детей, поддержать побуждение к работе

2.Организационный

Обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом

Учащиеся,требующие организационного контроля

Организационный контроль начала и завершения работы, обеспечение интеллектуального и эмоционального подкрепления учебной работы

Учащиеся, требующие помощи в процессе выполнения работы

Эмоциональное ободрение м эмоциональная стимуляция учебной деятельности

Учащиеся, работающие активно и самостоятельно

Обеспечение права выбора заданий, эмоциональное и интеллектуальное стимулирование познавательной деятельности

3.Итоговый

Сформировать осознанное отношение к итогу учебной деятельности; обратить результат в мотив для новой познавательной деятельности

Результат, адекватный усилиям

Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки

Необходимое возвращение к мотивационно-целевому этапу, повтор всей цели с исходных позиций

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки

Эмоциональное одобрение и установка на дальнейшую и успешную работу

Результат, не адекватный усилиям

Учащиеся, получившие неудовлетворительные отметки

Позитивно-перспективная оценка работы наряду с выделением ошибок и индивидуальная работа по преодолению пробелов в знаниях и умениях

Учащиеся, получившие хорошие и отличные отметки

Проверка условий учебной работы на предыдущем этапе, организация ситуации преодоления в будущей деятельности




ЭТАПЫ моделирования СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ

1. Мотивационный этап. На данном этапе перед учителем ставится задача сформировать у учащихся установку на успешное выполнение учебного задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, сформировать мотив достижения. В данном случае интерес будет главным двигателем развития личности, социальной группы. Его материальная основа - потребность. Интерес является осознанной потребностью, он проявляется в избирательной направленности деятельности, помыслов и эмоций. Познавательный интерес выполняет три основные функции, он является:

1) средством (стимулом) обучения;

2) мотивом учебной деятельности;

3) устойчивой чертой личности.

Хочется выделить основные мотивы познавательного интереса, которые определяют процесс моделирования ситуации успеха на уроке: · информационный мотив, который проявляется, как стремление выйти за рамки программы; · мотив осознания собственного роста - главный двигатель развития личности ученика, показатель эффективности обучения и гарантия устойчивости интереса. В сочетании с информационным мотивом он способен компенсировать все остальные мотивы интереса. · мотив широкой любознательности; · мотив интеллектуально-духовной радости - один из показателей глубины и устойчивости интереса, его яркой эмоциональной окрашенности; · мотив престижа является важным условием формирования оценки и самооценки школьника. Его роль заметно возрастает в подростковом возрасте вместе с потребностью личности в социальном утверждении и самоутверждении. Он напрямую связан с высоким уровнем знаний, умений, успехов в учебе. Прежде всего, на данном этапе необходимо нейтрализовать память от эмоции неуспеха в предыдущей деятельности, а затем создать перспективу для новой. Сделать это можно, например, с помощью сильного эмоционального подкрепления («Уверена, что у тебя сегодня все получится»), но, лучше, если эмоции будут иметь и деятельное основание. Формируя мотив достижения успеха, предлагаются различные варианты мотивов:

- стремление самостоятельно решить интересные задачи;

- попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым;

- рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей и т.д.

2. Организационный этап. На этом этапе задача учителя обеспечить учащемуся условия для успешного выполнения задания (с учетом его индивидуальных особенностей и личностных качеств), заинтересовать ученика самим познавательным процессом. Здесь особенно необходима помощь учителя, а точнее, организованная им специальная ситуация, которая поможет ребенку правильно включиться в работу, преодолеть утомление, усталость, сомнения. На уроке конкретные обстоятельства обусловливают использование мною тех или иных приемов ситуации успеха. К ним относятся:

- эмоциональная разгрузка;

- смена задания;

- помощь класса;

- обращение к учителю;

- работа с учебником;

- индивидуальная работа и т.д.

Особенно уместно обратить внимание на используемый прием «ДАЮ ШАНС» (сейчас нужно сдать работу, но после урока можно прийти и дописать, но учащиеся должны быть готовы к тому, что им могут предложить и дополнительное задание).

3. Итоговый этап. Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Учитель старается оценить работу ученика так, чтобы обратить сегодняшние результаты в стимул для следующего учебного задания. Ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Это требует от учителя педагогической корректности и такта. В итоге стоит подчеркнуть, что ситуация успеха только тогда становиться действенным средством активизации образовательного процесса, когда она:

- организуется на всех этапах учебного процесса;

- усложняет учебные и воспитательные задачи;

- реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, что отражается в подборе приемов и средств.

Схема эффективности моделирования ситуации успеха на уроке:

- положительные эмоции в деятельности

- чувство успеха

- эмоции радости, интеллектуального подъема

- удовлетворение, вызванное преодолением трудностей

- осознание недостаточного уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления

- формирование устойчивой потребности в самообразовании.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха - субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата ( все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Технологические операции создания ситуаций успеха.

ОПЕРАЦИЯ

НАЗНАЧЕНИЕ

РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

1. Снятие

страха

Помогает преодолеть неуверенность в

собственных силах, робость, боязнь

самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая,

этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование

успешного результата

Помогает учителю выразить свою

твердую убежденность в том, что его ученик о ученик обязательно справится с

поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и в возможности.

У вас обязательно получиться..»

«Я даже не сомневаюсь в успешном

результате".

3. Скрытое инструктирование

ребенка в способах и формах совершения деятельности

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…..»

«Выполняя работу, не забудьте о…..»

4. Внесение

мотива

Показывает ребенку ради чего, ради

кого совершается эта деятельность,

кому будет хорошо после

выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не

справиться…»

5. Персональная

исключитель-

ность.

Обозначает важность усилий ребенка

в предстоящей или совершаемой

деятельности.

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу

обратиться с этой просьбой…»

6. Мобилизация

активности или

педагогическое

внушение.

Побуждает к выполнению конкретных

действий.

«Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая

оценка детали.

Помогает эмоционально пережить

успех не результата в целом, а какой-

то его отдельной детали.

Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе

понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта

часть твоей работы».

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой - когда благополучный и в общем-то успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоям теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка ( ситуация неуспеха).

Ситуация неуспеха - это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другом.

« ОПТИМИСТЫ»

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

Умение создавать ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе имеет большое значение.

- подготавливает учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивает на правильное выполнение примеров, задач, написание диктантов: «Я уверена, что все вы напишите правильно!»;

- подбадривает, если у них что-то не получается или они допускают ошибки;

- использует на уроке игровые ситуации, загадки, творческие задания, оказывает влияние на формирование интереса к учебным предметам;

- формирует у учащихся положительную «Я-концепцию».

Положительная «Я-концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху, отрицательная «Я-концепция» (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Для того чтобы формировать положительную «Я-концепцию» у ученика, необходимо:

- видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы»);

- создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость;

- понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я-концепции» ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);

- помогать детям реализовывать себя в деятельности («В каждом ребенке - чудо, ожидай его»).

Похвала

Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, - в этом залог успешного воспитания.

Авансирование

Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.

Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

«Эврика»

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Эффективной формой организации учебного процесса является созданиегруппового взаимодействия, то есть работа в группах, в парах. Во-первых, на уроке создается определенный эмоциональный настрой, при котором ребенок не боится высказывать свои мысли о чем-то незнакомом, неизвестном. Во-вторых, не секрет, что дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками. В-третьих, к детям приходит понимание своей значимости: «мои знания и умения необходимы группе для успешного выполнения задания». При этом у ребенка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что, бесспорно, является залогом дальнейшего успешного обучения. В-четвертом, только сотрудничая в группе, ребенок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников.

«ПЕССИМИСТЫ»

До сих пор мы говорили о ситуации успеха только в позитивном плане, с явно оптимистических позиций. Но оправдан ли такой подход? Всегда ли хорош успех? Сегодня успех, завтра, послезавтра... Не потеряется ли острота его восприятия? Не исчезнут ли стимулы его достижения?

Такая опасность вполне реальна. Разумеется, если отбросить в сторону диалектику воспитательного процесса. Существует известное выражение: «Знание - сила!» Есть даже журнал с таким названием. Ну хорошо, знание действительно сила. А незнание? Разве оно не сила? Может быть, еще большая, чем знание? Над этим стоит подумать.

На первый взгляд кажется, что учителю достаточно пару раз организовать ситуацию, при которой ученик испытает успех, удовлетворение, - и высокий уровень мотивации, интереса, познавательной активности обеспечен. Но такое отношение к ситуации успеха чревато противоположным результатом: постоянное обеспечение успешности учения может сформировать не столько активное, сколько привычное и даже индифферентное отношение к учению. Кроме того, постоянное ожидание только лишь положительного результата пагубно сказывается на развитии волевых качеств личности: уклонение в преодолении трудностей, отказ от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях, преобладание мотива избегания неудач и пр.

Однако опытные психологи и педагоги предупреждают нас о возможных негативных состояниях, стрессовых ситуациях, последовавших после пережитого успеха. Почему возможен такой парадокс? Во-первых, успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей. Во-вторых, за сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует релаксация: если же в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая. В-третьих, переживание успеха может быть омрачено для субъекта деятельности, если результат, важный и значимый для него самого, не будет адекватно оценен другими людьми.

Успех как регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной активности в частности необходим в учении. Переживание успеха может быть вызвано различными причинами.

Оценка любого педагогического явления всегда предусматривает рассмотрение в паре: успех - неуспех, знание - незнание, удача - неудача. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха. Стремление к знанию есть способ преодоления незнания. Эти ряды можно было бы продолжить, но ясно одно - неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радости он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою привлекательность. Лишь глубина неуспеха помогает человеку (а ребенку-школьнику в особенности) постичь всю глубину успеха. Одно без другого не существует.

Если разговор пошел о неуспехе, то стоит задуматься и вот еще о чем: всякий ли успех можно считать успехом? Всякий ли успех нужен, целесообразен? Всякого ли успеха нужно добиваться? Для педагогов - это вопрос вопросов. Это принципиальнейшее положение, в котором важно не только хорошо разобраться, но и четко определить позицию.

Казалось бы, над чем тут особенно размышлять: успех есть успех, радость есть радость, поражение - поражение. Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, другим доставляет этими успехами радость, - стоит ли беспокоиться?

Оказывается, стоит. И стоит прежде всего потому, что любой успех никак нельзя оторвать от двух главных вопросов: во имя чего? какими средствами?

Педагогический прием «Эмоциональное поглаживание»

Учитель с легкостью раздает комплименты. За один урок говорит раз двадцать «молодец», тридцать раз - «умница» и раз десять: «Ребятки, я горжусь вами!» Не грозит ли это девальвацией похвалы? Чего доброго, дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить. Так подсказывает здравый житейский смысл.

Житейский и педагогический смысл не всегда совпадают. Давайте разберемся: «молодец», «умница» - это что: только похвала? А может быть, это констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку? Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова и все время буду доказывать, что я «молодец»! Может быть, такова логика школьника, которому именно этих слов в жизни и не хватает? Думаю, это вполне допустимо.

«Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников - быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

Моделирование ситуации успеха через творческую деятельность

С психолого-педагогической точки зрения в основе моделирования ситуации успеха как основного способа развития познавательной деятельности лежит творческая деятельность.

Творчество - это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации личности, возможность выразить свое отношение к миру. Творческую деятельность определяют следующие основные моменты:

  • - творчество как процесс развлечения, игры;

  • - творчество как компенсация за неудачи в других видах деятельности;

  • - творчество как особая форма коммуникации.

Творческие задания помогают учащимся на уроке раскрепоститься, активизироваться, увлечься, проявить себя с неординарной точки зрения.

Приемы стимулирования творческого мышления детей:

  • - предлагается учащимся какой-либо парадокс для обсуждения;

  • - педагог воздерживается от резких и категоричных оценок;

  • - обращает внимание детей на противоречия;

  • - помогает видеть аналогии;

  • - настраивает детей быть настойчивыми в достижении необходимой информации;

  • - учит преодолевать привычку обыденного взгляда на проблему;

  • - призывает доверять интуиции;

  • - рекомендует рассматривать любую проблему с нескольких точек зрения;

  • - учит извлекать опыт из своих ошибок;

  • - развивает потребность в учении и самообразовании.

Одним из важнейших условий в организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которые пробуждают у учащегося потребность в творческом самовыражении.

Приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение:

- нестандартная формулировка проблемы, задачи;

- постановка к данной проблеме альтернативных вопросов («А что, если…?»);

- юмор - показатель развитости абстрактного мышления, поэтому не следует бояться детских шуточных импровизаций;

- не бояться самых различных (иногда абсурдных) аналогий;

- отказ от привычных стереотипов мышления

- любую проблему рассматривать не менее, чем с четырех точек зрения:

1. Опираясь только на документы, цифры и факты.

2. Критически оценить ситуацию.

3. Оценка ситуации с точки зрения конструктивного подхода.

4. Дать выход полету фантазии.

В старших классах одним из наиболее эффективных творческих методов активизации познавательной деятельности учащихся является метод творческих проектных исследований. В основе создания творческого проекта лежит процесс совместного творчества учителя и ученика. В данной ситуации творчество - это исследование. В процессе создания творческого проекта можно выделить три основных этапа:

- организационно - подготовительный этап;

- технологический этап;

- заключительный этап.

На первом этапе перед школьниками ставится проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе учащиеся должны осознать, зачем и почему им надо выполнять проект, какого его значение в их жизни и жизни общества. На этом этапе должна быть продумана стратегия поиска, обработки и оформления нужной информации. Средствами деятельности выступает личный опыт учащегося, опыт окружающих его людей и другие доступные источники. На втором (технологическом) этапе учащиеся выполняют работу, связанную с обработкой, систематизацией, оформлением отобранной информации. Также корректируют свою деятельность, производят самоконтроль и самооценку работы. На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта, его защита. Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования.

Именно при создании и защите творческих проектов на уроках легче всего смоделировать ситуацию успеха и «триумфа личности».

Исследовательская деятельность - это познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, мотива достижения успеха, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Исследовательская работа - желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели.

Таким образом, исследовательская деятельность способствует формированию у учащихся мотивации достижения успеха.



Приемы, влияющие на развитие успешной познавательной деятельности учащихся:

  • проявление доброты, внимания и заботы;

  • просьба, стимулирующая добрые дела;

  • одобрительное обращения; снисхождение (прощение);

  • проявление восхищения; внушение уверенности;

  • радостное удивление; сопереживание;

  • не упоминание об ошибках;

  • проявление огорчения; авансирование успеха личности;

  • вовлечение в интересную деятельность;

  • показ положительных примеров;

  • разбуженное любопытство и другие.

Выступление по теме:Создание ситуации успеха для каждого ребенка в процессе различных форм организации познавательной деятельности.





































© 2010-2022