Статья Элективные курсы как создание условий профессионального самоопределения учащихся на старшей ступени обучения. (10-11 кл)

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конева Н.Н. - учитель МАОУ Верещагинская СОШ № 121

Элективные курсы как создание условий профессионального самоопределения учащихся на старшей ступени обучения.

Школа - тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. А для этого нужны особые условия, заинтересованность учащихся, их осознанный подход к учебной деятельности, разнообразные формы и методы, помогающие успешно заканчивать школу.

Педагогическая деятельность в должности учителя технологии определила приоритеты в ее содержании - это выбор направления профессиональной деятельности учащихся, ориентация на профессиональные достижения, на получение удовлетворенности от труда. Профессиональное самоопределение учащихся рассматриваю как процесс формирования личностью системы своих отношений к профессионально-трудовой среде, формирования адекватных профессиональный намерений и планов, первых профессиональных проб и практик.

В условиях рыночной экономики особое значение приобретают проблемы свободы выбора профессии и обеспечения конкурентоспособности работника на рынке труда. Практика показала, выпускники школы часто допускают ошибки при выборе учебного заведения. Решение данной проблемы вижу в введении тьютерского сопровождения учащихся. В настоящее время являюсь тютером в 10-11 классах. В 10 классе разработаны индивидуальные образовательные траектории (маршруты), которые направлены на создание условий для самообразования учащихся. Данные программы согласованы с родителями. 20 человек защитили свои ИОТ. Тьютериалы в 11 классе провожу в форме индивидуальных консультаций учащихся и родителей по самоопределению и личностных ресурсов ученика.

В результате работы по данной программе учащиеся получают практико-ориентированные знания по самопознанию, саморазвитию, разработали алгоритм действия при выборе образования, профессии с учетом реальных возможностей и способностей.

С 2014 года для учащихся 10-х классов организована профессиональная практика в организациях города и района с учетом пожелания старшеклассника и его родителей. В ходе такой практики ученик находится непосредственно на рабочем месте рядом со специалистом, иными словами «входит в профессию», по возможности пробует себя в профессии, выполняет задания и поручения, связанные с деятельности организации, ощущает причастность к ней. В большинстве случаев по окончанию практики руководители организации благодарят учеников за работу и приглашают после получения образования для трудоустройства.

На уроках технологии в узком аспекте рассматривается вопрос о правах граждан как потребителей, а современные условия жизни требуют более углубленных знаний по умению защитить и отстоять свои права, грамотно предъявить претензию, написать исковое заявление и т.п. Для решения данной проблемы был разработан курс «Основы потребительских знаний».

Считаю, что главным результатом обучения по выше перечисленным курсам является проявление заинтересованности учащихся на практических занятиях, в дискуссиях, отмечается активное участие и победы детей в краевых олимпиадах по основам потребительских знаний и Закону по защите прав потребителей, по предпринимательству «Ты - будущее Пермского края».

Обучающиеся на старшей ступени обучения демонстрируют желание организовать собственное дело, стать менеджером, но при отсутствии знаний о развитии бизнеса и предпринимательства, это не предоставлялось возможным. В связи с вышесказанным, и учитывая собственный опыт работы в малом бизнесе, была разработана программа элективного курса «Основы предпринимательской деятельности» для 10-11 класса. В рамках данного курса учащиеся приобретают опыт разработки бизнес-идей, написания бизнес-планов, наиболее интересные представляют на конференциях и конкурсах разного уровня, бизнес-играх. Наиболее интересные: «Фотосалон. 25 кадр», «Открытие парикмахерской эконом-класса», «Кафе-блинная», «Салон термопечати», «Шаг навстречу» и др.

В результате учащиеся учатся планировать деятельность в соответствии с заданными требованиями, обоснованно конструировать, учатся ориентироваться на проблемы и искать пути их решения, вести учет ресурсов и прогноз рисков, приобретают опыт построения и организации социальных связей в различных сферах.

Мои ученики являются активными участниками краевых проектов «БизнесSTART», «Ты - предприниматель» (2014, 2015 г.), участниками и победителями краевой олимпиады по предпринимательству «Ты - будущее Пермского края» (2014, 2015 г.), межрегиональных бизнес-игр «Звезды предпринимательского успеха» (2014, 2015 г.)

Важное место в умении осознанно выбрать жизненный путь имеет социальная компетентность. Дополнительно был разработан курс «Социальные практики», которые включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект. Главная задача курса - развитие навыков принятия самостоятельных, обдуманных решений в различных социальных ситуациях при планировании собственной жизни, грамотных и эффективных действиях при выборе образования и поступлении на работу. В ходе курса учащиеся принимали участие в реализации социально-культурных проектов городского поселения и Верещагинского муниципального района «Озеленение и благоустройство спортивной площадки» - 2011 г., «Главная улица моего города» - 2013 г., «Вектор времени: Верещагино» - 2014 г., «Новогодние забавы» - 2012 г., школьных проектов - «Навстречу юбилею школы» - 2011 г., «Его имя носит наш город» - 2013 г. В результате участия в данных проектах учащиеся видят свою причастность и значимость в решении социальных вопросах развития и благоустройства города.

В условиях современной школы важным компонентом учебного плана для старшеклассников стали элективные курсы, содержание которых позволяет создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся на старшей ступени обучения.





© 2010-2022